Важным дополнением к Мадридскому
соглашению является Протокол к Мадридскому
соглашению о международной регистрации
знаков.
Российская Федерация принимает
участие в работе Рабочей группы по Протоколу.
Целью этой работы является совершенствование
Инструкции к Протоколу, разработка бланков
для подачи заявок на международную регистрацию,
а также установление связи между Мадридским
соглашением и Протоколом. Этот протокол
позволит отечественным заявителям упростить
и удешевить процесс подачи заявок на
регистрацию товарных знаков в перечисленные
страны. Отечественным заявителям следует
учесть, что подача заявок на международную
регистрацию в этом случае осуществляется
на основании базовой заявки, а не национальной
регистрации.
Ниццкое соглашение о международной
классификации товаров и услуг в целях
регистрации знаков было принято в 1957
году. Российская Федерация является участником
Ниццкого соглашения. Заявители наряду
с экспертами национального Ведомства
используют указанную классификацию для
группировки товаров и услуг, для которых
регистрируются товарные знаки в соответствии
с международной классификацией.12
В заключенном в Ницце Соглашении
установлены стандарты классификации
товаров. Для участников Мадридского соглашения
использование международной классификации
товаров и услуг (МКТУ) является обязательным.
В рамках Ниццкого соглашения
действует Комитет экспертов, который
принимает решения, касающиеся изменений
и дополнений по указанной Классификации.
При Комитете экспертов действует Рабочая
группа, в функции которой входит изучение
мнений различных Ведомств по товарным
знакам через проведение соответствующих
регулярных опросов, обсуждение результатов
этих опросов и предложений национальных
Ведомств и Международного Бюро Всемирной
организации интеллектуальной собственности
(далее – ВОИС). Рабочая группа предлагает
проект этих изменений и дополнений на
рассмотрение Комитета экспертов.
Специалисты отдела товарных
знаков Всероссийского научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы (далее – ВНИИГПЭ) принимают
участие в работе указанной Группы и Комитета
как непосредственно, так и через предложения
по совершенствованию международной классификации,
направляемые в Международное Бюро ВОИС.
Участие специалистов национального
Ведомства позволяет совершенствовать
работу в области классификации, что весьма
необходимо в настоящее время в связи
с развитием рынка товаров и услуг в Российской
Федерации, созданием смешанных предприятий,
выходом большого числа отечественных
фирм на мировой рынок. Правильное, точное
и скоординированное с мировым опытом
применение Классификации товаров и услуг,
прогнозирование тенденций развития в
этой области позволяет должным образом
обеспечить правовую охрану товарных
знаков как российских, так и зарубежных
заявителей. Важным условием успешного
решения этой проблемы является правильный
выбор терминологии, поскольку без точного
представления существа каждого нового
термина товара и услуги невозможен его
аутентичный перевод, а следовательно
и грамотное применение классификации.
Парижская конвенция
об охране промышленной собственности была принята в 1883 году. Государства
- участники Конвенции образовали Парижский
союз для защиты промышленной собственности.
Парижская конвенция применяется
к промышленной собственности в широком
смысле, включая изобретения, знаки, промышленные
образцы, полезные модели, фирменные наименования,
географические указания (указания источника
и наименования источника происхождения)
и пресечение недобросовестной конкуренции.
Конвенция определяет промышленную
собственность как часть интеллектуальной
собственности.13 Подчеркивается своеобразие
промышленной собственности: ее объекты
- это бестелесные вещи, поэтому на первом
месте стоит охрана идеи независимо от
формы ее реализации. Парижская конвенция
закрепляет принципы национального режима
и конвенционного приоритета.
Институт конвенционного приоритета
- одна из основных идей Парижской конвенции.
Конвенционный приоритет означает, что
лицо, подавшее заявку на изобретение
в одном из государств - участников Союза,
в течение 12 месяцев со дня подачи первой
заявки пользуется для подачи заявки в
других государствах - участниках Союза
правом приоритета. В этих странах приоритет
и новизна будут определяться не на день
фактической подачи заявки в местное патентное
ведомство, а на день подачи первой заявки.
Конвенционный приоритет при патентовании
промышленных образцов и регистрации
товарных знаков действует в течение шести
месяцев. Аналогичное положение содержится
в российском законодательстве.
Конвенция установила временную
охрану некоторых объектов промышленной
собственности на международных выставках.
Венское соглашение о международной
классификации изобразительных элементов
товарных знаков (Приложение 1) было принято
в 1973 году. Российская Федерация не является
участником Венского соглашения, однако
эксперты Патентного Ведомства ВНИИГПЭ
используют указанную Международную Классификацию
в практике своей работы. Систематизация
изобразительных элементов товарных знаков
в соответствии с рубриками и подрубриками
международной Классификации органически
сочетается с практикой работы ведомств
— участников Международного соглашения
и Международного бюро ВОИС и позволяет
экспертам национального ведомства оптимизировать
процесс экспертизы. Эта классификация
является основной создающейся в настоящее
время компьютерной базы данных по изобразительным
товарным знакам и алгоритма поиска сходных
товарных знаков, имеющих в своем составе
изобразительный элемент.
Международные правовые акты
имеют очень важное значение в области
использования и защиты товарных знаков,
так как именно данные соглашения образуют
законодательную основу для использования
и защиты товарных знаков и знаков обслуживания.
2.2.Нормативно – правовые
акты Российской Федерации в
области защиты товарных знаков
(знаков обслуживания)
Основными нормативно – правовыми
актами Российской Федерации в области
защиты товарных знаков (знаков обслуживания)
являются: Гражданский кодекс Российской
Федерации, Уголовный кодекс Российской
Федерации, Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
и Федеральный закон № 316-ФЗ «О патентных
поверенных».
Гражданский кодекс Российской
Федерации (ГК РФ) — кодифицированный федеральный закон Российской
Федерации, регулирующий гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет
равную юридическую силу что и другие
федеральные законы. Он состоит из 4 частей,
7 разделов, 77 глав и 1 551 статьи.
В параграфе 2 главы 76 ГК РФ представлена
следующая информация:
- Понятие товарного знака и знака
обслуживания (ст. 1477 ГК РФ);
- Обладатель исключительного
права на товарный знак (ст. 1478 ГК РФ);
- Действие исключительного права
на товарный знак на территории Российской
Федерации (ст. 1479 ГК РФ);
- Понятие государственной регистрации
товарного знака (ст. 1480 ГК РФ);
- Понятие свидетельства на товарный
знак (ст. 1481 ГК РФ);
- Виды товарных знаков (ст. 1482
ГК РФ);
- Основания для отказа в государственной
регистрации товарного знака (ст. 1483 ГК РФ);
- Понятие исключительного права на товарный знак (ст. 1484 ГК РФ);
- Понятие знака охраны товарного знака (ст. 1485 ГК РФ);
- Последствия неиспользования
товарного знака (ст. 1486 ГК РФ);
- Исчерпание исключительного
права на товарный знак (ст. 1487 ГК РФ);
- Договор об отчуждении исключительного
права на товарный знак (ст. 1488 ГК РФ);
- Лицензионный договор о предоставлении
права использования товарного знака (ст. 1489 ГК РФ);
- Форма договора о распоряжении
исключительным правом на товарный знак
и государственная регистрация перехода исключительного права на товарный знак, залога исключительного права на товарный знак и предоставления права использования товарного знака (ст. 1490 ГК РФ);
- Срок действия исключительного
права на товарный знак (ст. 1491 ГК РФ);
- Понятие заявки на товарный знак (ст. 1492 ГК РФ);
- Право ознакомления с документами
заявки на товарный знак (ст. 1493 ГК РФ);
- Приоритет товарного знака (ст. 1494 ГК РФ);
- Конвенционный и выставочный
приоритет товарного знака (ст. 1495 ГК РФ);
- Последствия совпадения дат
приоритета товарных знаков (ст. 1496 ГК РФ);
- Экспертиза заявки на товарный
знак и внесение изменений в документы
заявки (ст. 1497 ГК РФ);
- Формальная экспертиза заявки
на товарный знак (ст. 1498 ГК РФ);
- Экспертиза обозначения, заявленного
в качестве товарного знака (ст. 1499 ГК РФ);
- Оспаривание решений по заявке
на товарный знак (ст. 1500 ГК РФ);
- Восстановление пропущенных
сроков, связанных с проведением экспертизы
заявки на товарный знак (ст. 1501 ГК РФ);
- Отзыв заявки на товарный знак
и выделение из нее другой заявки (ст. 1502 ГК РФ);
- Порядок государственной регистрации
товарного знака (ст. 1503 ГК РФ);
- Порядок выдачи свидетельства на товарный знак (ст. 1504 ГК РФ);
- Внесение изменений в Государственный
реестр товарных знаков и в свидетельство
на товарный знак (ст. 1505 ГК РФ);
- Публикация сведений о государственной
регистрации товарного знака (ст. 1506 ГК РФ);
- Регистрация товарного знака
в иностранных государствах и международная
регистрация товарного знака (ст. 1507 ГК РФ);
- Понятие общеизвестного товарного знака (ст. 1508 ГК РФ);
- Предоставление правовой охраны
общеизвестному товарному знаку (ст. 1509 ГК РФ);
- Право на коллективный знак (ст. 1510 ГК РФ);
- Понятие государственной регистрации коллективного знака (ст. 1511 ГК РФ);
- Основания оспаривания и признания
недействительным предоставления правовой
охраны товарному знаку (ст. 1512 ГК РФ);
- Порядок оспаривания и признания
недействительным предоставления правовой
охраны товарному знаку (ст. 1513 ГК РФ);
- Основания прекращения правовой охраны товарного знака (ст. 1514 ГК РФ);
- Ответственность за незаконное
использование товарного знака (ст. 1515 ГК РФ).
В соответствии с темой нашего
исследования, мы подробнее раскроем статью
1515 ГК РФ. В ней сказано, что товары, этикетки,
упаковки товаров, на которых незаконно
размещены товарный знак или сходное с
ним до степени смешения обозначение,
являются контрафактными.
Правообладатель вправе требовать
изъятия из оборота и уничтожения за счет
нарушителя контрафактных товаров, этикеток,
упаковок товаров, на которых размещены
незаконно используемый товарный знак
или сходное с ним до степени смешения
обозначение. В тех случаях, когда введение
таких товаров в оборот необходимо в общественных
интересах, правообладатель вправе требовать
удаления за счет нарушителя с контрафактных
товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно
используемого товарного знака или сходного
с ним до степени смешения обозначения.
Лицо, нарушившее исключительное
право на товарный знак при выполнении
работ или оказании услуг, обязано удалить
товарный знак или сходное с ним до степени
смешения обозначение с материалов, которыми
сопровождается выполнение таких работ
или оказание услуг, в том числе с документации,
рекламы, вывесок.
Правообладатель вправе требовать
по своему выбору от нарушителя вместо
возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти
тысяч до пяти миллионов рублей,
определяемом по усмотрению суда
исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере
стоимости товаров, на которых
незаконно размещен товарный
знак, или в двукратном размере
стоимости права использования
товарного знака, определяемой исходя
из цены, которая при сравнимых
обстоятельствах обычно взимается
за правомерное использование
товарного знака.
Лицо, производящее предупредительную
маркировку по отношению к не зарегистрированному
в Российской Федерации товарному знаку,
несет ответственность в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК
РФ) — основной и единственный источник уголовного права,
единственный нормативный акт, устанавливающий
преступность и наказуемость деяний на
территории Российской Федерации.
Действующий Уголовный кодекс Российской
Федерации был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан Президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года,
применявшийся до тех пор. Он состоит из
2 частей, 12 разделов, 34 глав и 360 статей.
В ст. 180 УК РФ описаны санкции вследствие
незаконного использования средств индивидуализации
товаров (работ, услуг).
Незаконное использование чужого товарного
знака, знака обслуживания, наименования
места происхождения товара или сходных
с ними обозначений для однородных товаров,
если это деяние совершено неоднократно
или причинило крупный ущерб, наказывается
штрафом в размере от ста тысяч до трехсот
тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период до двух лет, либо обязательными
работами на срок до четырехсот восьмидесяти
часов, либо исправительными работами
на срок до двух лет, либо принудительными
работами на срок до двух лет, либо лишением
свободы на срок до двух лет со штрафом
в размере до восьмидесяти тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до шести
месяцев.
Незаконное использование предупредительной
маркировки в отношении не зарегистрированного
в Российской Федерации товарного знака
или наименования места происхождения
товара, если это деяние совершено неоднократно
или причинило крупный ущерб, наказывается
штрафом в размере до ста двадцати тысяч
рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период
до одного года, либо обязательными работами
на срок до трехсот шестидесяти часов,
либо исправительными работами на срок
до одного года.
Деяния, предусмотренные частями первой
или второй настоящей статьи, совершенные
группой лиц по предварительному сговору
или организованной группой, наказываются
штрафом в размере от пятисот тысяч до
одного миллиона рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного
за период от трех до пяти лет, либо принудительными
работами на срок до пяти лет, либо лишением
свободы на срок до шести лет со штрафом
в размере до пятисот тысяч рублей или
в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период до трех
лет или без такового.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП
РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности,
а также устанавливающий общие начала,
перечень всех административных правонарушений (который
может быть дополнен на региональном уровне),
органы, рассматривающие дела, порядок
привлечения к административной ответственности
и порядок исполнения решений по административным
делам.
Действующий ныне кодекс был принят Государственной
думой 20 декабря 2001 года и вступил в силу 1 июля 2002 года, отменив действующий на тот момент Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях.
Последние изменения были внесены Федеральным
законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ и вступили в силу
с 31 марта 2015 года. Он состоит из 5 разделов
и 32 глав.