Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 06:38, дипломная работа

Описание работы

Важнейшая роль института нотариата в обеспечении конституционного права на квалифицированную юридическую помощь предопределяется не только высоким профессионализмом нотариусов в целом, их богатейшим опытом защиты прав и свобод человека и гражданина нотариальными средствами, но и особой правовой природой этого института

Содержание работы

Список сокращений ___________________________________________
3
Введение ____________________________________________________
4
Глава 1. Общая характеристика нотариальной деятельности _________
8
1.1. Понятие и особенности российского нотариата_____________
8
1.2. Цели, задачи и принципы нотариальной деятельности_______
18
1.3. Субъекты нотариальной деятельности ____________________
29
Глава 2. Виды нотариальных действий и их особенности____________
45
2.1. Нотариальная деятельность по удостоверению сделок_______
45
2.2. Удостоверение юридических фактов нотариусом___________
52
2.3. Защита наследственных прав нотариусом _________________
57
Глава 3. Актуальные проблемы в деятельности нотариата ___________
68
3.1. Проблемы правового закрепления
дисциплинарной ответственности нотариуса ______________

68
3.2. Проблемы реформирования российского нотариата ________
76
Заключение __________________________________________________
86
Список использованных источников и литературы _________________
9

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ПРАВКА.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

Основы о нотариате устанавливают дополнительную обязанность нотариуса представлять сведения нотариальной палате. Эта обязанность относится как к частнопрактикующему нотариусу, так и работающему в государственной нотариальной конторе.

Нотариальная палата может истребовать  от нотариуса представление сведений совершённых нотариальных действиях, документов, касающихся его финансово-хозяйственной  деятельности20, а в необходимых случаях – личных объяснений нотариальной палате, также и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Основ  о нотариате можно выделить ещё  одну общую обязанность. Нотариусы  обязаны предоставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчётов с физическими и юридическими лицами.

Теперь рассмотрим различия между  нотариусами, занимающимися частной  практикой и государственными.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению органами юстиции на местах. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, открывают нотариальную контору в том округе, где определено его рабочее место органом юстиции и нотариальной палатой. Он вправе открывать в любом банке расчётный и другие счёта, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступающим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени.

Нотариус, работающий в государственной  нотариальной конторе, взимает пошлину, которая поступает в местный  бюджет, а частный нотариус –  тариф, при этом он сам уплачивает государственные налоги. Размеры  тарифа и пошлины одинаковы. Они установлены законодательством РФ. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает строго фиксированную заработную плату, что обусловлено его статусом государственного служащего, имеющего чин. Нотариусы, занимающиеся частной практикой не ограничены в зарплате, уровень её в значительной степени зависит от их способностей и профессиональной подготовки. Нотариусам, работающим в государственной нотариальной конторе, рабочее помещение (офис) предоставляется государством, оно же выделяет деньги на его ремонт, приобретение оргтехники и другие нужды; нотариусы, занимающиеся частной практикой могут всё это иметь только за свой счёт.

Перечень нотариальных действий, совершаемых  государственными нотариусами шире, чем у частнопрактикующих нотариусов, последние имеют право совершать любые нотариальные сделки за исключением выдачи свидетельств о праве на наследство и принятия мер по охране наследственного имущества21.

Нотариальные действия, совершаемые  как государственными нотариусами, так и нотариусами, занимающимися частной практикой указаны в Основах о нотариате.

Нотариусы, независимо от того, являются ли они государственными или занимаются частной практикой, имеют, по общему правилу, равные права, т.е. совершают равным образом все нотариальные действия и несут равные обязанности; оформленные ими документы имеют равную юридическую силу; нотариальные действия совершаются нотариусами, как работающими в государственных нотариальных конторах, так и занимающимися частной практикой от имени РФ.

Из равного статуса  государственных и частнопрактикующих нотариусов есть лишь два исключения.

Во-первых, в соответствии со статьей 36 Основ о нотариате  только государственные нотариусы  ведут наследственные дела, выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества (а на практике при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение указанных нотариальных действий поручается одному из нотариусов, занимающихся частной практикой).

Во-вторых, деятельность государственных нотариусов финансируется  из средств государственного бюджета, следствием чего является то, что в  соответствии со статьей 17 Основ ответственность  за действия государственных нотариусов несет государство. Нотариус, занимающиеся частной практикой, осуществляет свою деятельность на принципе самофинансирования и отвечает за свои действия всем принадлежащим ему имуществом, т.е. несет полную материальную ответственность за законность совершаемых им нотариальных действий.

Государственные нотариусы находятся на бюджетном финансировании, в силу чего объективно не заинтересованы напрямую в совершении большего числа нотариальных действий. Рассмотрение организации государственного нотариата в некоторых странах Европы свидетельствует, что государственный нотариат призван обеспечивать совершение нотариальных действий в основном в тех местностях, где потребность в них низка из-за незначительного количества населения и нотариальная деятельность в силу этого носит затратный характер.

Однако на современном этапе развития правовой науки, выводы которой неоднократно проверены зарубежной и отечественной практикой, можно с полной определенностью утверждать, что целям защиты субъективных прав граждан и юридических лиц наиболее полно отвечает нотариат, действующий в форме свободной профессии, т.е. частнопрактикующий, независимый нотариат.

При исполнении своей  функции частнопрактикующий нотариус несет персональную ответственность, в том числе и всем своим  имуществом, за ущерб, причиненный им какому-либо лицу. Частнопрактикующий нотариус обязательно входит в состав коллегиального органа - нотариальной палаты, что является необходимым принципом деятельности нотариата латинского типа, так как способствует эффективности контроля за деятельностью нотариусов, не ограничивая при этом принципов независимости и беспристрастности нотариуса при осуществлении нотариальных действий, поскольку нотариальная палата не является органом государства, а представляет собой некоммерческое профессиональное самоуправляющееся объединение, образованное на корпоративных началах.

Необходимо признать, что, если имеющееся равенство прав и обязанностей государственных  и частнопрактикующих нотариусов дополнить  выравниванием их компетенции по совершению нотариальных действий (а  именно лишить нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, исключительного права наведение наследственных дел), то можно прогнозировать дальнейшие значительное повышение эффективности деятельности частнопрактикующих нотариусов по сравнению с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах22.

Во-первых, это обусловлено  полной имущественной ответственностью нотариуса, занимающегося частной  практикой, за свои действия, что требует  совершения только «качественных» с  точки зрения законности нотариальных действий.

Во-вторых, взимание платы  по тарифам за совершение нотариальных действий и оставление полученных денежных средств в распоряжении частнопрактикующего  нотариуса является сильным экономическим  стимулом к повышению количества принятых граждан и представителей юридических лиц.

Если в период принятия Основ законодательства РФ о нотариате (1993 г.) наличие двух категорий нотариусов: государственных и частнопрактикующих - с равными правами и обязанностями  было объективной закономерностью23, обусловленной необходимостью обеспечения стабильности осуществления нотариальной деятельности, преемственности нотариальных архивов, а также направленной на минимизацию организационных и технических проблем этапа становления частнопрактикующего нотариата, то в настоящее время эти проблемы решены и сохранение государственного нотариата не является необходимым.

Несомненно, уже сейчас созданы предпосылки (правовые и  материальные) для передачи права  совершения всех без исключения нотариальных действий нотариусам, занимающимся частной практикой.

Сохранение категории  нотариусов, работающих в государственных  нотариальных конторах, не только нецелесообразно  по критериям эффективности и  экономичности, но и неоправданно с  теоретической точки зрения, исходя из признания нотариата институтом гражданского общества.

Принцип невмешательства государства  в функционирование институтов гражданского общества не сочетается с большим  объемом полномочий государства  в отношении государственных  нотариусов. Формально законодательство не относит государственный нотариат к системе органов государственной власти, напротив, подчеркивает единую правовую природу частного и государственного нотариата, равенство по общему правилу прав и обязанностей. Тем не менее, государственные нотариальные конторы в соответствии со статьей 7 Основ о нотариате открывались и упразднялись государством в лице Министерства юстиции РФ или по его поручению - министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь эта функция передана Федеральной регистрационной службе России (Росрегистрация, ФРС России) и ее территориальным органам. Кроме того, декларированные законодательством беспристрастность и независимость нотариусов при осуществлении нотариальных действий для государственных нотариусов также существуют, несмотря на то, что они в то же время являются государственными служащими с соответствующим иерархическим подчинением.

Следует отметить, что, несмотря на существенные отличия статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, от статуса нотариусов, занимающихся частной практикой, государственный нотариат не может считаться элементом системы органов государственной власти, ибо он является составной частью единой системы нотариата РФ, представляющего в целом институт гражданского общества. Некоторые моменты в организации и деятельности государственного нотариата, не полностью соответствующие принципам существования и функционирования института гражданского общества, не влияют на его правовую природу и позволяют считать нотариат в РФ единой системой, базирующейся на общих принципах и выполняющей одни и те же функции.

Наличие в России двух категорий нотариусов придает нотариату  некоторую неопределенность, не согласующуюся с общей тенденцией реформирования государственности в направлении построения правового государства, базирующегося на принципах признания гражданского общества, свободы гражданского оборота. Государственный нотариат нуждается в реформировании в соответствии с принципами организации и деятельности института гражданского общества с целью придания российскому нотариату единого непротиворечивого статуса.

Мировая государственно-правовая практика свидетельствует, что именно нотариусы, занимающиеся частной практикой, способны составить тот институт, который будет базироваться на принципах беспристрастности и независимости (в том числе от государства) и действительно сможет реально в пределах своей компетенции осуществлять право охранительную деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

в) Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия.

Согласно ст. 1 Основ о нотариате  в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Данное правило фактически повторяется в ч. 1 ст. 37 Основ о нотариате.

Условием осуществления нотариальных действий выступает отсутствие нотариуса в населённом пункте. Перечень нотариальных действий, осуществляемых должностными лицами органов исполнительной власти, ограничен. К таким действиям относятся:

  1. удостоверение завещания;
  2. удостоверение доверенности;
  3. принятие мер к охране наследственного имущества;
  4. свидетельствование подлинности документов и выписок из них;
  5. свидетельствование подлинности подписи на документах;
  6. удостоверение сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательными актами РФ на указанных в ст. 1 Основ о нотариате должностных лиц может быть возложено совершение также иных нотариальных действий.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населённых пунктах, где  нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ24.

В соответствии с Инструкцией  совершение нотариальных действий возлагается  решением органа исполнительной власти на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти только в случае отсутствия в населённом пункте нотариуса.

При совершении нотариальных действий должностные лица обязаны соблюдать  тайну совершаемых нотариальных действий, им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи  с совершением нотариальных действий, в том числе после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Суд может освободить должностное  лицо от обязанности сохранения тайны, если против него заведено уголовное дело в связи с совершённым нотариальным действием.

Должностные лица, на которых возложено  совершение нотариальных действий, обязаны  оказывать содействие физическим и  юридическим лицам в осуществлении  их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомлённость не могла быть использована им во вред.

В необходимых случаях должностные  лица по просьбе обратившихся к ним  за совершением нотариальных действий вправе составлять проекты документов и выписок из них, изготовлять копии документов, а также давать разъяснения по вопросам  совершения нотариальных действий.

Нотариальные действия совершаются  в день предъявления всех необходимых документов и уплаты государственной пошлины.

Совершение нотариального действия может быть отложено в следующих  случаях:

  • при необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц;
  • при направлении документов на экспертизу.

Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений на совершение этих действий.

Срок отложения совершения нотариальных действий не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

По заявлению заинтересованного  лица, оспаривающего в суде право  или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщения о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

Информация о работе Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц