Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:53, дипломная работа
Основной задачей нотариата является охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, укрепление законности и правопорядка, а также предупреждение правонарушение путем своевременного и соответствующего нормативно-правовым актам РФ удостоверение сделок и договоров, оформление наследственных прав, совершение исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Задачи по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. Нотариусы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений. Они способствуют реализации гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения. Задача, стоящая перед нотариусами, по охране прав физических и юридических лиц имеет много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, которые присущи только нотариату и носят предупредительный характер.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Система органов нотариата. Правовое положение нотариусов и должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия……………………..6
1.1Организационные работы деятельности нотариата……………………...6
1.2Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса……………..9
1.3Права, обязанности и ответственность нотариуса………………………12
1.4Должности стажера и помощника нотариуса. Порядок замещения должности нотариуса, занимающегося частной практикой……………………..14
1.5Финансовое обеспечение деятельности нотариусов……………………16
1.6Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата……………18
1.7Контроль за деятельностью нотариусов…………………………………26
2 Совершение отдельных видов нотариальных действий……………………..27
2.1 Виды нотариальных действий………………………………...…………...27
2.2 Принятие мер к охране наследственного имущества. Выдача свидетельства о праве на наследство……………………………...…………...33
2.3 Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов. Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества………..36
2.4 Свидетельствование верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи и верности перевода…………………………………...37
2.5 Удостоверение фактов……………………………………………………...38
2.6 Передача заявлений физических и юридических лиц. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг………….....................................................40
2.7 Совершение исполнительных надписей…………………………………..42
2.8 Совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков…………………………………………………45
2.9 Принятие на хранение документов………………………………………..47
2.10 Совершение морских протестов………………………………………….47
2.11 Обеспечение доказательств……………………………………………….48
2.12 Применение нотариусом норм иностранного права. Международный договор…………………………………………………………………………...49
2.13 Государственная регистрация прав и сделок с ним……………………...50
Заключение………………………………………………………………………….56
Глоссарий……………………………………………………………………………59
Список использованных источников…………………………………………….61
2.13 Государственная регистрация прав и сделок с ним
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является одним из способов снижения риска на рынке недвижимости, а также защиты имущественных прав участников гражданского оборота.
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. Государственная регистрация носит правоустанавливающий характер и представляет собой действие, завершающий юридический состав, который лежит в основе возникновения, перехода и прекращения вещных прав на недвижимость
Государственная регистрация прав на недвижимость осуществляется органами юстиции по территориальному принципу. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа, которая является территорией действия органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – с другой.
Началом регистрации прав на объект недвижимого имущества является открытие раздела Реестра. Каждый раздел идентифицируется кадастровым или условным номером соответствующего объекта недвижимого имущества.
Расположение разделов Реестра осуществляется в соответствии с принципом единства объекта недвижимого имущества. Каждый раздел состоит из трех подразделов.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества:
1) адрес;
2) вид (название) объекта;
3) его площадь;
4) назначение и иная необходимая информация.
В подразделе II вносятся записи о праве собственности и об иных вещных правах на каждый объект недвижимого имущества:
1) имя (наименование) правообладателя;
2) данные удостоверения личности физического лица и реквизиты юридического лица;
3) адрес, указанный правообладателем;
4) вид права;
5) размер доли в праве;
6) наименование и реквизиты правоустанавливающий документов;
7) дата внесения записи;
8) имя регистратора и его подпись.
В III подраздел вносят записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество, дата внесения записи, имя регистратора и его подпись.
В записях об ограничениях (обременениях) указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки, суммы ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.
Закон предусматривает обязательное ведение Реестра на бумажных носителях информации.
Ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет состав и содержание Реестра. В состав Реестра в качестве его неотъемлемых частей входят, помимо самого Реестра как документа, дела правоустанавливающих документов и книги учета документов. На каждый объект недвижимого имущества открывается дело правоустанавливающих документов. Под правоустанавливающими документами следует понимать договор об отчуждении недвижимости, свидетельство о праве на наследство и т. д.
Помимо правоустанавливающих документов в дело помещается все документы, которые поступают для регистрации прав на указанный объект.
В книгах учета документов содержатся следующие документы:
1) о принятии на регистрацию документов об объекте недвижимости, регистрируемом праве и заявителях;
2) о выданных свидетельствах, о государственной регистрации прав;
3) о выписках и справках из Реестра;
4) об иных документах;
Для целей идентификации объекта недвижимости и прав на него закон предусматривает обозначение каждого раздела Реестра, который содержит записи о зарегистрированных правах, кадастровый номер объекта недвижимого имущества. Тем же номером идентифицируется и дело правоустанавливающих документов.
Государственная регистрация начинается с приема документов, которые необходимы для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Представленные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документы должны содержать описание объекта недвижимого имущества и вид регистрируемого права. В установленных законодательством случаях они должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Представленные документы пишутся разборчиво, наименование юридических лиц – без сокращения, с указанием мест нахождения. Фамилии, имена, отчества физических лиц, адреса места жительства указываются полностью. Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, которые имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, а также документы, исполненные карандашом, и документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
План земельного участка должен быть удостоверен органом, ответственным за проведение кадастровых работ, а планы другого недвижимого имущества ─ соответствующим органом учета объектов недвижимого имущества. Все документы, кроме актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, представляют не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. После государственной регистрации прав подлинники документов подлежат возврату правообладателю.
Входящая регистрация таких документов производится с обязательным приложением документа об оплате регистрации. Первая стадия завершается внесением должностным лицом записи о приеме документов на регистрацию и выдачей заявителю расписки в получении документов на государственную регистрацию с их перечнем, а также даты их представления. Данная расписка является доказательством принятия документов на государственную регистрацию прав.
Основанием приостановления регистрации по инициативе регистратора является возникновение у него сомнений в наличии оснований для регистрации. Сомнение относительно наличия оснований для регистрации означает возникновение предположения о возможности отказа в регистрации. Статья 20 Закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается по следующим основаниям:
1) право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2) с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащие лицо.
3) документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
4) акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действующим в месте его издания на момент издания.
5) лицо, которое имеет права, ограниченными определенными условиями, составило документ без указания этих условий.
6) лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
7) правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Об отказе в регистрации должно быть сообщено в письменной форме в пятидневный срок после окончании срока, который установлен для рассмотрения заявления. Копия сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
В п. 2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывается на недопустимость отказа в регистрации по мотивам отсутствия или незаконности работ по кадастровому учету земельного участка или наличия судебного спора о границах земельного участка.
Инициатива в проведении государственной регистрации ограничений права собственности и иных вещных прав третьими лицами может принадлежать как правообладателям, так и приобретающим указанные права лицам. Если ограничение регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным ст.16 Закона.
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, стороны договора или уполномоченного ими лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности. Если права возникают на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации подается лицом, права которого возникают на основании указанных актов. В соответствии со ст.16 рассматриваемого закона предусмотрен разный порядок подачи документов на регистрацию сделок.
Круг сделок, которые требуют обязательного нотариального удостоверения, ─ это сделки, обязанность нотариального удостоверения которых установлена в п.2 ст.163 ГК РФ, и сделки, нотариальная форма удостоверения которых предусмотрена соглашением сторон, хотя по закону для сделок этого вида нотариальная форма не требовалась. При регистрации прав, вытекающих из сделки, не требующей нотариального удостоверения, заявления о государственной регистрации прав подают все стороны сделки. Заявление должно подаваться физическим лицом лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность, а представителем юридического лица ─ с предъявлением учредительных документов, удостоверяющих личность представителя и подтверждающих его полномочия действовать от имени юридического лица. Заявление может подаваться и представителем физического лица с предъявлением документов, которые удостоверяют личность и подтверждают полномочия.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках и компетенции и в порядке, который установлен законодательством.
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с действующим законодательством.
3) акты о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с действующим законодательством.
4) свидетельство о праве на наследство.
5) вступившие в законную силу судебные акты.
6) акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленным законодательством.
Иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, являются кадастровый план земельного участка, план участка недр или план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
При получении заявления на регистрацию прав должностное лицо органа юстиции вносит об этом запись в книгу учета документов и выдает заявителю расписку в получении документов с указанием перечня и даты представления. Государственная регистрация должна быть проведена в месячный срок с момента принятия заявления и необходимых для регистрации документов.
Заключение
Суть деятельности нотариальных органов состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и их закреплением в юридической форме. В своей деятельности органы нотариата руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий. С задачей по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. Нотариальные органы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Так, при выдаче свидетельства о праве на наследство нотариусы строго следят за тем, чтобы не были нарушены права несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников. Обнаруживая нарушения законности гражданами или должностными лицами, нотариусы сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций либо прокурору.