Обычаи делового оборота как источник гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Современные отечественные научные исследования базируются на материализме и диалектике. На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что право - это реальное, объективное явление, которое находятся в постоянном развитии, которое существует не само по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими; духовными условиями жизни общества, с природой человека.
Понятие гражданского права вырабатывалось тысячелетиями, еще со времен римского права. Сначала его научились отличать от публичного права, которое регулировало интересы государства, т.е. общие интересы всего народа.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Источники гражданского права
Понятие источника права
Правовой обычай как источник права
Источники гражданского права
Обычаи делового оборота как источника гражданского права
Глава 2. Научное применение обычаев делового оборота органами судебной власти
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КР обычаи делового оборота источник ГП.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

«Государство обеспечивает реализацию тех обычаев, которые считает целесообразными, т.е. полезными (либо не вредными для государства)».7

Основные черты обычая как источник права:

  • продолжительность существования. Обычай очень консервативен и сообразуется не столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым. Обычай закрепляет то, что складывалось в результате длительной общественной практики и может отражать как общие моральные, духовные ценности народа, так и в значительной мере предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, неравноправие полов и т.д. Поэтому государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает;
  • постоянность соблюдения. Это необходимое условие для того, чтобы обычай, как правило, как модель поведения в конкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется обычно только в сознании народа и нигде не записан;
  • обычай имеет, как правило, локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительно небольшой территории. Он часто тесно связан с религией. В Индии, например, обычное право, входит в структуру индусского права;
  • обычай санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.

Совокупность обычаев, если их значительное количество, называют обычным правом. Обычное право  система правовых норм, основывающихся на обычае, регулирующая общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы. С развитием правотворческой деятельности государства обычное право в значительной части поглощается писаным, положительным правом.

Обычай - основная форма  регулирования поведения в догосударственном  обществе, в условиях родового строя. Огромное значение как источника  права ему отводилось в древних  государствах и при феодализме. Первые правовые памятники состояли главным образом из обычаев.8

В России до 1917 года обычай регулировал отношения между  крестьянами. Исследователи отмечали, что в сфере частного гражданского права большинство населения России (8O млн. человек) руководствуется обычным правом, а писаные законы (прежде всего имелась в виду г.1 Т.Х Свода законов - законы гражданские) предназначены для меньшинства. Даже после революции 1917 года большевики не смогли сразу отказаться от обычного права, что свидетельствует о его значимости. Статьи 8, 77 Земельного Кодекса РСФСР 1922 года допускали использование обычая при регулировании земельных, семейных и иных отношений среди крестьян.

Советская правовая доктрина относилась к правовому обычаю отрицательно. Это и понятно - для становления и закрепления обычного права требуется значительное время, а новое социалистическое общество, возникшее после революции 1917 года, в соответствии с господствовавшими представлениями принципиально и качественно отличается от строя, который существовал ранее (см.: Зивс СЛ. Источники права. М., 1981, с. 153; пятая глава этой монографии называется «Закат обычного права», а ее первый параграф - «Вытеснение обычного права из юридической деятельности Советского Союза»).

В настоящее время  обычай находит достаточно широкое применение при регулировании общественных отношений в государствах Азии, Африки, Океании. В развитых государствах обычай играет второстепенную роль по сравнению с другими источниками права - нормативным актом и судебной практикой. Обычай понимается, прежде всего, как норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или оно недостаточно полно. Однако, например, в современной Франции или ФРГ в сфере гражданского и торгового права не исключается применение обычая не только в дополнение, но и против закона.

В законодательстве может  содержаться отсылка к обычному праву, может ее и не быть. Новый  Гражданский кодекс РФ дает понятие  обычая делового оборота. И далее  нормы гражданского права, содержащиеся в ГК РФ, неоднократно указывают на обычай как на источник права (см., например, ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями»).

«Отсылки к обычаям  традиционно имеются в морском  торговом праве. Так, срок, в течение  которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, «обычно принятыми в порту погрузки» (см. ст. 134 Кодекса торгового мореплавания СССР, см. также и ст. 89, 135, 251, 293 кодекса, действующего и после ликвидации СССР)».9 Примыкают к обычаям так называемые деловые обыкновения - негласные правила поведения, сложившиеся на основе постоянного и единообразного их применения в практической деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций, закрепляющие прежде всего определенный порядок ведения дел. Они в большинстве случаев также имеют локальный характер, т.е. распространяются на одну или несколько организаций, либо только на определенный род деятельности. Четкого отграничения обыкновений от обычаев провести не удается, тем более что в законодательстве эти понятия не различаются, а в отдельных странах используются как взаимозаменяемые. Иногда в литературе приведенные выше примеры из гражданского и морского права служат подтверждением существования именно деловых обыкновений, поскольку здесь соблюдение определенных правил диктуется не какими-либо традициями или национальными особенностями, а прежде всего хозяйственной и административной целесообразностью. Иногда деловые обыкновения называют современными обычаями, которым несколько лет или десятилетий.

«Вместе с тем, обычай кровной мести, сохранившийся до настоящего времени в ряде регионов, признается государством социальновредным, а действия лиц, руководствующихся  этим обычаем, рассматриваются как  противоправные».10

Хотя в некоторых  регионах возрастает значение правовых обычаев; на Северном Кавказе в Ингушетии  уже узаконено применение в судах  горских обычаев.

«Не следует спешить  с принятыми в теории государства  и права однозначным» выводами относительно крайне ограниченной сферы применения правовых обычаев в качестве источников права. Как отмечается в изданиях последних лет, в современной правовой науке отсутствует единое понимание обычая как источника права; к тому же этот вопрос никогда не изучался должным образом (см.: Теория права и государства: Учебник для вузов / Под редакцией Г.Н. Манова, М., 1995, с. 171)».11

 

1.3 Источника  гражданского права

 

Изучение источников гражданского права в настоящее  время значительно облегчено. Статья 3 ГК так и называется: «Гражданское законодательство и иные акты, содержа нормы гражданского права». Эта статья указывает только на такие нормы, которые относятся лишь к гражданскому праву.

Гражданское законодательство в соответствии со ст.71 Конституции  РФ находите ведении Российской Федерации.

Основным источником гражданского права является Гражданский  кодекс РФ, затем соответствующие  ему федеральные законы. Нормы, регулирующие гражданские отношения, могут быть помещены (находятся) в других законах, но они должны соответствовать Гражданскому кодексу, так как он обладает самой высокой юридической силой после Конституции РФ.12

В соответствии с конституционным  принципом разделения властей в  Гражданском кодексе впервые  сформулировано положение о составе  гражданского законодательства, имеющее существенное значение и для других отраслей российского законодательства. Отныне оно состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Следовательно, никакие другие нормативные установления в состав гражданского законодательства не включаются.

Исходя из вышеизложенного  можно сформулировать: гражданское  законодательство -система (совокупность) федеральных законов, принятых законодательным  органом Российской Федерации в  установленном порядке и направленных на установление, изменение, отмену и т. д. норм гражданского права.

В связи с этим необходимо обратить внимание на три момента. Во-первых, в отличие от ранее употребляемой  в широком смысле категории законодательства, под которым в ряде случаев  понималась вся совокупность источников гражданского права, в настоящее время аналогичное понятие используется в строгом, буквальном его смысле. Во-вторых, гражданское законодательство находится исключительно в ведении Российской Федерации. Это означает, что законы, содержащие нормы гражданского права, могут быть приняты лишь Российской Федерацией. В-третьих, именно с помощью федеральных законов в настоящее время формируется основной массив норм гражданского права, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 76 Конституции  РФ законы дифференцируются на федеральные  конституционные и федеральные  законы, федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, предусмотренным  Конституцией Российской Федерации. Они имеют большую юридическую силу по сравнению с федеральными законами. Федеральные законы не могут им противоречить.

Среди федеральных конституционных  законов наибольшей юридической  силой обладает Конституция Российской Федерации. Являясь основным законом нашей страны, она содержит нормы различных отраслей права, в том числе гражданского. Так, важнейшие положения, касающиеся регулирования отношений собственности на территории РФ, закреплены в ст. 35-36 Конституции РФ. Принципиальное значение имеют нормы, провозглашающие право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, охрану достоинства личности и других личных нематериальных благ (ст. 20-25 Конституции РФ).

К источникам гражданского права относятся указы Президента РФ, которые не должны противоречить  Конституции РФ, ГК и федеральным  законам.

В соответствии со ст.З  ГК во исполнение действующего Кодекса, законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Кроме федеральных законов, определяющих гражданский оборот, соответствующее  место принадлежит указам Президента Российской Федерации и актам  Правительства Российской Федерации. Необходимость принятия названных правовых актов обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, несмотря на то, что Гражданский кодекс определил круг отношений, регулируемых только федеральными законами, в настоящее время многие из них еще не приняты и соответствующие отношения регламентируются актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, которые действовали еще до вступления в силу нового Гражданского кодекса. Единовременно заменить их законами практически невозможно. Во-вторых, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации выполняют и свою специфическую регулятивную функцию. В ряде случаев нормы, содержащиеся в этих актах, детализируют (конкретизируют) правовые установления законов. Кроме того, ряд законов содержит прямые отсылки к иным правовым актам, которые непосредственно должны урегулировать соответствующие моменты, и т. д. Однако в любом случае указы Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации не могут выходить за рамки общих направлений, установленных законодательством, противоречить его установлениям.

Среди многочисленных указов Президента Российской Федерации немало таких актов, которые содержат в  себе нормы гражданского права. Например, Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)», Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114 «О продаже государственных предприятий-должников» и другие. На основании и во исполнение законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 469 утверждено «Положение о продаже на аукционе имущества ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий», постановлением Правительства Российской Федерации от б июля 1994 г. № 801 утверждены «Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств». Указанные и другие постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае они в соответствующей части не подлежат применению.

Согласно п. 7. ст. 3 Гражданского кодекса РФ министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти могут  издавать ведомственные акты, содержащие нормы гражданского права.

Указанное право подвергнуто  достаточно жесткой регламентации: такие акты издаются лишь в случаях  и в пределах, предусмотренных  ГК, иными законами и другими правовыми  актами (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации). Например, ряд актов Центрального банка РФ, относящихся к регулированию валютных отношений, принят на основе ст. 9 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Нормативные акты министерств и  других федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Такие акты должны быть опубликованы не позднее 10 дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не подлежат применению как не вступившие в силу.

Органы власти и управления субъектов  Российской Федерации, а также муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.

Информация о работе Обычаи делового оборота как источник гражданского права