Ограничение дееспособности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования - комплексный анализ норм об ограничении гражданской дееспособности граждан.
Достижение данной цели осуществлялось посредством решения следующих основных задач: определить природу гражданской дееспособности граждан; выявление назначения и сущности ограничения дееспособности граждан; установить основания ограничения гражданской дееспособности граждан; раскрыть процессуальные особенности рассмотрение дел о признании гражданина ограниченно дееспособным; исследование проблем эффективности правовых последствий ограничения гражданской дееспособности физического лица. Объект изучения – общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования ограничения дееспособности граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОГРАНИЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА……………………………..6
1.1. Гражданская дееспособность как элемент правового статуса личности..6
1.2. Ограничение гражданской дееспособности физического лица в системе правовых санкций………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫМ….18
2.1. Основания для признания гражданина ограниченно дееспособным….18
2.2. Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании гражданина ограниченно дееспособным…………………………………………………….26
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА ОГРАНИЧЕННО ДЕЕСПОСОБНЫМ И ОТМЕНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЕЕСПОСОБНОСТИ…………………………,………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….…………………43

Файлы: 1 файл

курсовая27.docx

— 86.40 Кб (Скачать файл)

Все субъективные гражданские права имеют правовой режим их осуществления, а также  и пределы осуществления34. Необходимо отличать два похожих друг на друга согласия на совершение сделок, которое в одном случае является следствием ограничения дееспособности, а в другом - установленным порядком осуществления права. Так согласия супруга на совершение сделок по распоряжению общим имуществом супругов не следует рассматривать как ограничение дееспособности. Получение такого согласия есть изначально установленный законом порядок осуществления права совместной собственности. Но сам акт распоряжения общим имуществом одним из супругов, ограниченным в гражданской дееспособности, безусловно, требует согласия попечителя.35

Статья 30 ГК РФ устанавливает необходимость  согласования с попечителем всех сделок, совершаемых ограниченно  дееспособным гражданином. Вместе с  тем ст. 176 ГК РФ ограничивает возможность  признания недействительными лишь сделок по распоряжению имуществом, совершенных  без согласия попечителя гражданином, ограниченным судом в дееспособности, по иску попечителя. Законодательство не определяет понятия «сделки по распоряжению имуществом». В п. 2 ст. 37 ГК РФ очерчен примерный круг сделок «по отчуждению имущества» - это в том числе сделки по обмену или дарению имущества, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих лицу прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества лица. Л.Ю. Михеева отмечает внутреннюю противоречивость норм об ограничении дееспособности граждан, и указывает на то, что «закон использует три однопорядковых понятия - сделки по распоряжению, сделки по отчуждению, сделки, влекущие уменьшение имущества. Причем последние два понятия определяются одно через другое»36.

Обладает  ли родитель, ограниченный в дееспособности, правом на представительство интересов  своего ребенка и, в частности, на совершение сделок от имени своего ребенка, не достигшего четырнадцати лет? Если обладает, то каков порядок  совершения сделок - необходимо ли спрашивать согласие попечителя родителя на совершение сделок от имени ребенка. Возможно ли представительство интересов ребенка  в суде родителем, ограниченным в  дееспособности.

Статья 4 Семейного кодекса РФ устанавливает  правило, согласно которому к отношениям, регулируемым семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Статья 60 Семейного кодекса РФ «Имущественные права ребенка» не содержит положений, регламентирующих порядок осуществления  прав ребенка на распоряжение принадлежащим  ему имуществом, а отсылает к статьям 26, 28 Гражданского кодекса РФ. Так  же как и при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка применяется ст. 37 ГКРФ. Следовательно, при разрешении поставленного вопроса о возможности совершения ограниченно дееспособным лицом сделок по управлению имуществом от имени ребенка необходимо дать отрицательный ответ. Складывающиеся отношения относятся к категории гражданско-правовых отношений, Семейный кодекс РФ устанавливает лишь особенности попечительства над несовершеннолетними.37 Статья 35 ГК РФ и ст. 146 СК РФ допускают назначение попечителями лишь полностью дееспособных граждан. Учитывая цели назначения попечителя, предусмотренные упомянутой выше ст. 33 ГК РФ, обоснованным будет вывод о невозможности совершения родителем, ограниченным в гражданской дееспособности, сделок от имени несовершеннолетнего ребенка, равно как и дачи согласия на совершение сделок ребенком. Личность такого гражданина уже оценена судом отрицательно, а сам гражданин ограничен в юридических возможностях, так как уже продемонстрировал несостоятельность своих методов ведения дел, соответственно доверять ему ведение чужих дел нет оснований.38

Однако  и здесь необходимо учитывать  отраслевую принадлежность отношений, в которых родитель, ограниченный в гражданской дееспособности, представляет и защищает интересы ребенка. В тех  отношениях, где сам родитель не может участвовать самостоятельно, он не вправе и представлять интересы ребенка (например, в гражданских  процессуальных отношениях).39

В соответствии с действующим законодательством  гражданин, ограниченный в дееспособности, может получать заработок, пенсию, иные доходы и распоряжаться всеми  видами доходов лишь с согласия попечителя.

Право на получение заработной платы относится  к правам, вытекающим из трудовых правоотношений. В соответствии со ст. 129 Трудового  кодекса РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Из ст. 136 Трудового кодекса РФ следует, что заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.

Следует отметить, что положение ст. 30 ГК РФ ограничивает право работника  на получение заработной платы, но не само по себе право на заработную плату. Следовательно, выражение согласия попечителя необходимо для совершения такого технического действия, как  получение заработной платы. Гражданский  кодекс РФ не устанавливает, в какой  форме должно быть выражено такое  согласие попечителя, а, кроме того, не определяет и правовую природу  такого согласия40.

Вместе  с тем ограниченный в дееспособности гражданин не сможет распоряжаться  своими доходами без согласия попечителя. Поэтому было бы логичнее предоставить попечителю именно право на получение  заработной платы, а не на дачу согласия на ее выплату гражданину-работнику, ограниченному в гражданской дееспособности.

Гражданский кодекс РФ не устанавливает минимального срока ограничения гражданской  дееспособности, равно как и максимального. Соответственно, состояние ограниченной дееспособности может стать для  гражданина пожизненным. В обязанности  попечителя не входит принятие мер  по устранению тех причин, которые  послужили основанием ограничения  дееспособности его подопечного. По мнению законодателя, восстановление дееспособности гражданина является сугубо личным делом этого гражданина.41

Кроме того, ограничение трудовой правоспособности, как последствие ограничения  гражданской дееспособности, на наш  взгляд, следует конкретизировать в Трудовом кодексе РФ, установив запрет на замещение гражданами, ограниченными в дееспособности, должностей руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных организаций и их подразделений. Занимая указанные должности, гражданин уполномочен принимать решения, влекущие имущественные последствия для соответствующих юридических лиц, учредителями и собственниками имущества которых являются публично-правовые образования. Сохранение и эффективное использование имущества таких субъектов гражданского права делает необходимым назначение на должности руководителей этих организаций лиц, обладающих способностью эффективно управлять имуществом юридического лица. Лицо, ограниченное в дееспособности, к таковым отнести невозможно.

Гражданский процессуальный кодекс РФ в п. 3 ст. 37 устанавливает, что права граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. При этом суд обязан привлекать к  участию в таких делах самих  граждан, ограниченных в дееспособности. Однако цели такого привлечения закон  не определяет. В качестве законного  представителя в этом случае выступает  попечитель ограниченно дееспособного  гражданина. В соответствии с п. 3 ст. 52 ГПК РФ законные представители  совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом. Как отмечают исследователи, «привлечение к участию в судопроизводстве гражданина, признанного ограниченно дееспособным, необходимо (и это главное) потому, что если допускается ограничение гражданской дееспособности, никаких ограничений гражданской процессуальной дееспособности законом не предусмотрено. Следовательно, граждане, ограниченные в реализации некоторых гражданских прав, участвуя в гражданском судопроизводстве, могут лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности»42.

Статья 37 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит положение, сходное со ст. 37 ГПК РФ. Права и охраняемые законом интересы граждан, ограниченных в дееспособности, в исполнительном производстве защищают законные представители - их попечители, которые представляют документы, удостоверяющие их полномочия. Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым с ограничениями, предусмотренными законом.

Семейный  кодекс РФ также содержит ограничения, касающиеся лиц, признанных ограниченными  в гражданской дееспособности. Статья 127 Кодекса запрещает быть усыновителями  лицам, признанным судом ограниченно  дееспособными, а также и супругам, один из которых признан судом  ограниченно дееспособным. Статья 153 Кодекса устанавливает, что приемными  родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом ограниченно дееспособными. Статья 146 Кодекса предоставляет  возможность быть опекуном или попечителем  лишь полностью дееспособным гражданам. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в юридической науке используется одновременно несколько категорий, характеризующих положение личности в праве. Наиболее точной, понятной и содержательной следует считать категорию «правовой статус физического лица», включающую в себя, в том числе, такие категории как правоспособность и дееспособность.

Правовое  положение физического лица определяется не только нормами гражданского законодательства, но и нормами иных отраслей.

Гражданская дееспособность физического лица представляет собой возможность самостоятельного выступления в гражданском обороте посредством совершения целесообразных действий. Назначение этого правового института предопределяет цель ограничения гражданской дееспособности физических лиц, которая с позиции действующего законодательства может быть определена как предотвращение нецелесообразных действий. Однако гражданское право не имеет цели излечения лиц от алкоголизма или наркомании, равно как и не имеет цели наказать их за подобные злоупотребления.

Участие физического лица в общерегулятивных правоотношениях создает в определенных случаях основания для применения к нему правовых санкций. В общерегулятивном правоотношении ограничение гражданской дееспособности физических лиц выступает как специфическая мера ответственности. В тоже время в отраслевом гражданском правоотношении эта мера не относится к гражданско-правовой ответственности и носит исключительно превентивный характер.

Для вынесения  судом решения об ограничении  дееспособности гражданина по действующему законодательству необходимо установление специфического юридического факта, который  характеризуется наличием одновременно четырех признаков: злоупотребление; употребление именно спиртных напитков или наркотических средств; наличие  у гражданина семьи; тяжелое материальное положение семьи.

В целях  повышения эффективности такой  меры, как ограничение гражданской  дееспособности физических лиц, предлагается закрепить в Гражданском кодексе  РФ два самостоятельных основания  ее применения:

1) наличие  у физического лица такого  заболевания, как алкоголизм, наркомания и токсикомания;

2) расходование физическим лицом принадлежащих ему денежных средств или иного имущества таким образом, что он сам или его семья попадает в неблагоприятное (тяжелое) материальное положение.

Таким образом, ограничение дееспособности имеет  целью защиту имущественных интересов семьи. Если одинокий гражданин злоупотребляет спиртными напитками и вследствие этого пропивает собственное имущество, можно ставить вопрос о его лечении, но основания для ограничения его дееспособности нет. Ограничением дееспособности устанавливается контроль со стороны специально назначенного лица - попечителя - за совершением сделок, включая получение зарплаты, иных доходов и распоряжение ими, гражданином, ограниченным судом в дееспособности. В отличии от признания лица недееспособным, при ограничении дееспособности гражданин вправе сам совершать все сделки при условии, что имеется согласие попечителя. Лишь одну категорию сделок он вправе совершать, не испрашивая согласия, -мелкие бытовые сделки.

Перечень  оснований для ограничения дееспособности граждан в законе исчерпывающий, однако практика показывает необходимость введения дополнительных оснований, в частности, поставить в тяжелое материальное положение свою семью можно и азартными играми, и рисковым ведением предпринимательской деятельности, и неуемным коллекционированием и т.п. В настоящее же время ограничить граждан в дееспособности по подобным основаниям нельзя.

Учитывая  масштабы алкоголизма, наркомании и  токсикомании в России, а также  важную социальную направленность ограничения  гражданской дееспособности физических лиц, предлагается ужесточить последствия  такого ограничения, в частности:

-закрепить  правило о том, что попечитель  имеет право получать доходы  ограниченного в дееспособности  гражданина и распоряжаться ими  в соответствии с п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ;

- исключить  возможность осуществления предпринимательской  деятельности или управления  юридическим лицом со стороны  физического лица, ограниченного  в гражданской дееспособности;

-установить в трудовом законодательстве запрет на замещение гражданами, ограниченными в дееспособности, должностей руководителей и заместителей руководителей государственных и муниципальных организаций и их подразделений.

 

 

Литература

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС «Гарант» от 15.01.2006
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 2 февраля 2006 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть вторая) от 26.11.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. 2 февраля 2006 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в 27 декабря 2005 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. 2 февраля 2006 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. 9 мая 2005 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  7. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (в ред. 31 декабря 2005 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. 27 декабря 2005 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  9. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. 22 августа 2004 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  10. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. 9 мая 2005 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  11. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. 2 июля 2005 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  12. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 24 октября 2005 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  13. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 2 февраля 2002 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.
  14. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 2004 г.) // СПС «Гарант» от 30 марта 2006 г.

Информация о работе Ограничение дееспособности граждан