Опека и попечительство над несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Понятие, основание и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Субъекты правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….……….... 3
Глава 1. Понятие, основание и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми ………………….6
1.1. Понятие и основания установления опеки и попечительства
над несовершеннолетними ……………………………………………………………..6
1.2. Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними……………………………………………………………........10
1.3. Основания изменения и прекращения опеки и попечительства…………13
Глава 2. Субъекты правоотношений по опеке и попечительству
над несовершеннолетними детьми ………………………………………………..17
2.1. Опекаемые и подопечные, их права………………………………………....17
2.2. Семейно-правовой статус опекунов и попечителей. Приемная семья……...20
2.3. Органы опеки и попечительства……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………33
Библиографический список…………………. ………………….........................35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теме Опека и попечительство над несовершеннолетними.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

     К обязанностям опекунов и попечителей второго вида (в отношении органов опеки и попечительства) относятся различные обязанности информационного содержания. Например, согласно п. 2 ст. 36 Гражданского  кодекса  РФ опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Согласно ч. 1 ст. 25 Закона об опеке опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов - копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов.

     Особо следует обратить  внимание на  нововведение Семейного  кодекса -  приемную  семью. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.26

     Признание приемной семьи разновидностью опеки и попечительства естественно влечет за собой вывод о применении к ней нормативно-правовых  актов регулирующих  опеку и попечительство  над несовершеннолетними  детьми. Однако приемная семья и опека (попечительство) совпадают не во всем. У них разные основания возникновения, прекращения. И если труд опекуна (попечителя) над несовершеннолетним не оплачивается, не засчитывается в трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, то родитель-воспитатель в приемной семье получает за свой труд вознаграждение в виде заработной платы и т.д. Но цель приемной семьи и опеки (попечительства) одна - заменить семью. Поэтому здесь опека (попечительство) и приемная семья сходны по своему существу. Но практически в приемную семью попадают дети брошенные, не имеющие близких, как правило, не знающие своих родителей, а под опеку (попечительство) их берут в основном близкие им люди.27

     Порядок создания приемной семьи определяется Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.28

     На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

     Приемные родители являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.При рассмотрении вопроса о возможности лиц стать приемными родителями орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц опекунами или попечителями.

     Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей осуществляется органами опеки и попечительства, согласно  вышеупомянутых правил.

 

    1. Органы  опеки и  попечительства

 

     Органы опеки и попечительства непосредственно включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в области гражданских, семейных, жилищных отношений.

     С 1 января 2008 г. полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов РФ. До этого данные функции выполняли органы местного самоуправления. В настоящее время органами  опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако в большинстве субъектов РФ продолжает реализовываться муниципальная модель органов опеки и попечительства посредством принятия законов субъектов РФ, которыми органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по осуществлению соответствующих функций. В то время как такой вариант должен носить исключительный характер.

     В письме Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" 29основными задачами органа опеки и попечительства названы:

- своевременное выявление  ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

- организация профилактической  и реабилитационной работы с  ребенком и его семьей на  начальной стадии возникновения  семейных проблем;

- организация работы  по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;

- организация информационно-просветительской  и коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;

- организация комплексного  социально-психологического сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания;

- развитие различных  форм семейного устройства таких  детей как альтернативы их  воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.

    Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает защита прав детей и иных граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве или находящихся под опекой или попечительством.

    Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие основные направления:

- профилактику социального  сиротства;

- развитие различных  форм семейного устройства детей,  оставшихся без попечения родителей.30

     Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства.

     В рамках этой задачи органы опеки и попечительства обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать опекунами или попечителями, приемными родителями, обследование условий жизни претендентов на роль опекуна или попечителя, назначение опекунов и попечителей, а в необходимых случаях - заключение договора об установлении опеки или попечительства.

     Очень часто специалистам органа опеки и попечительства приходится принимать серьезные судьбоносные решения, требующие не только формального подхода, но и оценки последствий реализации такого решения с точки зрения целесообразности, здравого смысла, а иногда даже и морали.

     Мероприятия по поиску и подбору граждан, желающих стать опекунами или попечителями, приемными родителями должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и исполнительным органом власти субъекта РФ, выполняющим функции регионального оператора. Действуя в целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью, органы опеки и попечительства должны руководствоваться требованиями ст. 8 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".31

    Для защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи, органами опеки и попечительства проводится психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье. Он позволяет снизить процент случаев возвращения или изъятия детей из семьи, что само по себе является пагубным для психического состояния ребенка.

     В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, органы опеки и попечительства обеспечивают осуществление контроля за адаптацией детей в замещающей семье, а также психолого-педагогического и медико-социального сопровождения такой семьи.

     Пожалуй, одной из приоритетных и долгосрочных направлений деятельности в сфере защиты права ребенка является сокращение числа детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также уменьшение количества этих организаций.

     Значительный объем работы органов опеки и попечительства связан с обеспечением надзора за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены подопечные. Надзор предполагает постоянное наблюдение за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье, а также периодические проверки. Чаще всего такой работой занимаются специалисты необходимого профиля - педагоги-психологи, социальные педагоги, юристы.

     Регулярный надзор позволяет свести к минимуму количество случаев жестокого обращения с детьми, злоупотребления опекуна или попечителя своими правами в отношении имущества подопечного, случаев физического или психологического насилия над подопечным.

     Контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в соответствующие организации, - еще одна важная задача органов опеки и попечительства.

     В частности, для выполнения этой задачи органы опеки и попечительства имеют исключительное полномочие выдавать разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных, а также полномочие заключать договоры доверительного управления имуществом подопечных.

     Таким образом, Законом об опеки  и  попечительства  к полномочиям  органов  опеки и попечительства в отношении  детей, оставшихся  без  попечения родителей  отнесено:

- выявление и учет  детей, нуждающихся в установлении  над ними опеки или попечительства;

- установление опеки  или попечительства;

- осуществление надзора  за деятельностью опекунов и  попечителей несовершеннолетних  детей; 

- освобождение и отстранение  в соответствии с законодательством  опекунов и попечителей от  исполнения ими своих обязанностей;

- выдача разрешений  на совершение сделок с имуществом  подопечных детей;

- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей;

-проверка условий  жизни подопечных, соблюдения опекунами  и попечителями прав и законных  интересов подопечных, обеспечения  сохранности их имущества, а  также исполнения опекунами и  попечителями требований к осуществлению  ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

- информирование граждан,  выразивших желание стать опекунами  или попечителями ребенка, оставшегося  без попечения родителей; 

- оказание помощи опекунам  и попечителям несовершеннолетних  граждан в реализации и защите прав подопечных.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Институт  опеки и попечительства в российском  законодательстве проходит сложный путь становления и развития.

     Отношение  к семье со стороны всех  уровней власти - это индикатор  здорового общества, его будущего, перспектив развития, снижения пороков зла и насилия. Поэтому эффективность деятельности государства в этой сфере - одна из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве, что предполагает развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизацию.

     Опека и  попечительство - комплексный институт, он несет в себе нормы не  только частных, но и публичных  отраслей права, что обусловлено  необходимостью обеспечения нуждающихся  в этом граждан всеми видами  охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).

     Под опекой  и попечительством необходимо  понимать форму устройства детей,  оставшихся без попечения родителей,  в целях их содержания, воспитания  и образования, а также для  защиты их прав и интересов. При этом опека и попечительство как вид социальной заботы представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

- регулируется нормами  различной отраслевой принадлежности;

- предназначена для  восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, — для обеспечения иных его интересов;

- состоит в выполнении  опекуном (попечителем) юридических  и фактических действий в интересах  подопечного;

- осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства или иных лиц;

- решает общегосударственные  задачи, поэтому ее установление  и надлежащее осуществление должны  обеспечиваться организационной  и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними