Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:21, курсовая работа
Понятие, основание и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми. Субъекты правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми.
Введение ………………………………………………………………….……….... 3
Глава 1. Понятие, основание и порядок установления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми ………………….6
1.1. Понятие и основания установления опеки и попечительства
над несовершеннолетними ……………………………………………………………..6
1.2. Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними……………………………………………………………........10
1.3. Основания изменения и прекращения опеки и попечительства…………13
Глава 2. Субъекты правоотношений по опеке и попечительству
над несовершеннолетними детьми ………………………………………………..17
2.1. Опекаемые и подопечные, их права………………………………………....17
2.2. Семейно-правовой статус опекунов и попечителей. Приемная семья……...20
2.3. Органы опеки и попечительства……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………33
Библиографический список…………………. ………………….........................35
К обязанностям опекунов и попечителей второго вида (в отношении органов опеки и попечительства) относятся различные обязанности информационного содержания. Например, согласно п. 2 ст. 36 Гражданского кодекса РФ опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства. Согласно ч. 1 ст. 25 Закона об опеке опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов - копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов.
Особо следует обратить внимание на нововведение Семейного кодекса - приемную семью. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.26
Признание приемной семьи разновидностью опеки и попечительства естественно влечет за собой вывод о применении к ней нормативно-правовых актов регулирующих опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми. Однако приемная семья и опека (попечительство) совпадают не во всем. У них разные основания возникновения, прекращения. И если труд опекуна (попечителя) над несовершеннолетним не оплачивается, не засчитывается в трудовой стаж, необходимый для получения пенсии, то родитель-воспитатель в приемной семье получает за свой труд вознаграждение в виде заработной платы и т.д. Но цель приемной семьи и опеки (попечительства) одна - заменить семью. Поэтому здесь опека (попечительство) и приемная семья сходны по своему существу. Но практически в приемную семью попадают дети брошенные, не имеющие близких, как правило, не знающие своих родителей, а под опеку (попечительство) их берут в основном близкие им люди.27
Порядок создания приемной семьи определяется Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.28
На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.
Приемные родители являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.При рассмотрении вопроса о возможности лиц стать приемными родителями орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц опекунами или попечителями.
Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей осуществляется органами опеки и попечительства, согласно вышеупомянутых правил.
Органы опеки и попечительства непосредственно включены в единый механизм осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в области гражданских, семейных, жилищных отношений.
С 1 января 2008 г. полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству переданы органам государственной власти субъектов РФ. До этого данные функции выполняли органы местного самоуправления. В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако в большинстве субъектов РФ продолжает реализовываться муниципальная модель органов опеки и попечительства посредством принятия законов субъектов РФ, которыми органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по осуществлению соответствующих функций. В то время как такой вариант должен носить исключительный характер.
В письме Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" 29основными задачами органа опеки и попечительства названы:
- своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
- организация профилактической
и реабилитационной работы с
ребенком и его семьей на
начальной стадии
- организация работы
по профилактике отказа родител
- организация информационно-
- организация комплексного
социально-психологического соп
- развитие различных
форм семейного устройства
Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает защита прав детей и иных граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве или находящихся под опекой или попечительством.
Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие основные направления:
- профилактику социального сиротства;
- развитие различных
форм семейного устройства
Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства.
В рамках этой задачи органы опеки и попечительства обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать опекунами или попечителями, приемными родителями, обследование условий жизни претендентов на роль опекуна или попечителя, назначение опекунов и попечителей, а в необходимых случаях - заключение договора об установлении опеки или попечительства.
Очень часто специалистам органа опеки и попечительства приходится принимать серьезные судьбоносные решения, требующие не только формального подхода, но и оценки последствий реализации такого решения с точки зрения целесообразности, здравого смысла, а иногда даже и морали.
Мероприятия по поиску и подбору граждан, желающих стать опекунами или попечителями, приемными родителями должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и исполнительным органом власти субъекта РФ, выполняющим функции регионального оператора. Действуя в целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью, органы опеки и попечительства должны руководствоваться требованиями ст. 8 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".31
Для защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи, органами опеки и попечительства проводится психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье. Он позволяет снизить процент случаев возвращения или изъятия детей из семьи, что само по себе является пагубным для психического состояния ребенка.
В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, органы опеки и попечительства обеспечивают осуществление контроля за адаптацией детей в замещающей семье, а также психолого-педагогического и медико-социального сопровождения такой семьи.
Пожалуй, одной из приоритетных и долгосрочных направлений деятельности в сфере защиты права ребенка является сокращение числа детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также уменьшение количества этих организаций.
Значительный объем работы органов опеки и попечительства связан с обеспечением надзора за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены подопечные. Надзор предполагает постоянное наблюдение за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье, а также периодические проверки. Чаще всего такой работой занимаются специалисты необходимого профиля - педагоги-психологи, социальные педагоги, юристы.
Регулярный надзор позволяет свести к минимуму количество случаев жестокого обращения с детьми, злоупотребления опекуна или попечителя своими правами в отношении имущества подопечного, случаев физического или психологического насилия над подопечным.
Контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в соответствующие организации, - еще одна важная задача органов опеки и попечительства.
В частности, для выполнения этой задачи органы опеки и попечительства имеют исключительное полномочие выдавать разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных, а также полномочие заключать договоры доверительного управления имуществом подопечных.
Таким образом, Законом об опеки и попечительства к полномочиям органов опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей отнесено:
- выявление и учет
детей, нуждающихся в
- установление опеки или попечительства;
- осуществление надзора
за деятельностью опекунов и
попечителей
- освобождение и отстранение
в соответствии с
- выдача разрешений
на совершение сделок с
- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями детей, оставшихся без попечения родителей;
-проверка условий
жизни подопечных, соблюдения опекунами
и попечителями прав и
- информирование граждан,
выразивших желание стать
- оказание помощи опекунам
и попечителям
Заключение
Институт
опеки и попечительства в
Отношение к семье со стороны всех уровней власти - это индикатор здорового общества, его будущего, перспектив развития, снижения пороков зла и насилия. Поэтому эффективность деятельности государства в этой сфере - одна из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве, что предполагает развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизацию.
Опека и
попечительство - комплексный институт,
он несет в себе нормы не
только частных, но и
Под опекой
и попечительством необходимо
понимать форму устройства
- регулируется нормами
различной отраслевой
- предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, — для обеспечения иных его интересов;
- состоит в выполнении
опекуном (попечителем) юридических
и фактических действий в
- осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно или на условиях встречного предоставления со стороны подопечного, государства или иных лиц;
- решает общегосударственные
задачи, поэтому ее установление
и надлежащее осуществление
Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними