Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:53, реферат
В данной работе будут рассмотрены правоотношения между родителями и детьми, их права и обязанности, а также значение опеки и попечительства. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Правоотношения между родителями и детьми вполне отражает разнообразие его содержания. Оно отображает в нем именно родительские права и обязанности взрослых по отношению к детям, хотя в состав его содержания входят также права и обязанности детей по отношению к родителям. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей.
Введение
В данной работе будут рассмотрены правоотношения между родителями и детьми, их права и обязанности, а также значение опеки и попечительства. В основе возникновения правовых отношений между родителями и детьми лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Правоотношения между родителями и детьми вполне отражает разнообразие его содержания. Оно отображает в нем именно родительские права и обязанности взрослых по отношению к детям, хотя в состав его содержания входят также права и обязанности детей по отношению к родителям. Происхождение ребенка от родителей, состоящих между собой в браке, удостоверяется записью о браке родителей. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей.
На основании этих данных происходит регистрация рождени я в актовых книгах в загсе. Между родителями и детьми возникают правоотношения. Данные отношения разделяются на имущественные и личные. Позже они будут рассмотрены подробно.
Также будут рассмотрены
такие понятия как опека и
попечительство, их роль в обществе,
права и обязанности
Глава 1. Правоотношения между родителями и детьми
1.1 История правоотношений между родителями и детьми
Первоначально семейные отношения на Руси регулировались обычным правом, например обряд сватовства, обручения, венчания определялись обычаями. Первым законом в сфере семейного права можно назвать Номокан (Кормчая книга) – собрание византийского семейного права, состоящее в основном из канонических правил и светских постановлений византийских императоров, который стал применяться на Руси с принятием христианства.
В советский период к основным нормативным правовым актам в сфере семейного права относятся: Декрет о гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния, а также другие декреты 1917,1918 года; Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве – первый кодифицированный семейный правовой акт, принятый 22 октября 1918 года; Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года; Указы Президиума Верховного Совета СССР от 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, установлении почетного звания «Мать героиня»; Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года, который утратил свою юридическую силу с момента вступления в действие с 1 марта 1996 года Семейного кодекса РФ. 1
Забота о потомстве, о каждом ребенке в далеком прошлом была уделом всего племени, всего клана, всей общины, поскольку он им принадлежал. По мере дальнейшего исторического развития общества все явственнее стало обнаруживаться то, что принято называть материнской любовью. Это чувство было осмыслено позже, когда уже подвергся анализу опыт древней общественной организации, создания предпосылок появления семьи.
По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. Матери при благоприятных условиях начинают держать детей при себе и они ее уже знают. Дети от неизвестных отцов составляют сплоченную группу вокруг матери. Подрастая, они становятся ее защитой и силой.
В эпоху, когда ребенок всецело принадлежит матери, от ее воли зависела и его жизнь. Она могла его уничтожить, если он был слаб физически или если она не могла уделять ему достаточного внимания потому, что один ребенок рождался вслед за другим. Детей убивали в случае необычайной нужды. Нередко они становились жертвой дремучих представлений об источнике жизненной силы матери и ее последующего потомства. Ребенка зарывали в землю только за то, что он вел себя беспокойно и мешал вести кочевой образ жизни. Его начинали как-то признавать лишь с момента, когда он мог самостоятельно заботиться о своем пропитании. До этого он считается частью самой матери. Так обеспечивалось выживание физически сильных и здоровых, да и самого общества в эпоху матриархата.
С развитием матриархата начинают
появляться проблески полностью
отсутствующей ранее связи
В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому, что ему принадлежала мать, считалось, что ребенок есть только часть ее, ее приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появления института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных его женой, лишь тогда, когда частная собственность была «вполне установлена», когда отец имел «право жизни и смерти по отношению к новорожденному» и мог продать его. Ограничение права отцовства на убийство новорожденного в дальнейшем связывается с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Со временем исчезает существовавшее при патриархальном строе право на жизнь и смерть ребенка, право лишать его свободы, продавать его. Остается только укоренившееся на века право наказывать своих детей. Все это происходило по тому, что настает время, когда охрана интересов детей становиться предметом заботы со стороны государства.
Таково в общих чертах описание того сложного и длительного процесса, который начинался с полного бесправия ребенка. Конечно, каждый из исторических этапов эволюции человечества, его потомства в разных государствах имел особенности, отражающие специфику государственного устройства и религии, обычаев. Экономических проблем общества и способов их решения.
В России в давние времена, когда еще не существовало единого государства, князья, духовенство заботились не о детях вообще, а лишь о детях-сиротах, оставшихся без семьи и родителей. Постепенно в круг нуждающихся в государственной поддержке детей вовлекаются бедные и «страждущие». В семье же ребенок целиком и полностью был подвластен родителям. Правда, в те времена, как свидетельствуют Судебник Ивана Грозного, Уложения царя Алексея Михайловича, муж и жена имели равные права по отношению к своим детям. Но о правах детей в семье тогда не могло быть и речи. В Своде законов России, составленном в середине XVII в., было правило, запрещавшее принимать жалобы детей на дурное обращение с ними родителей, которые воспитывали их по собственному разумению в духе своего времени2 .По мере укрепления частнособственнических начал в Российском государстве, патриархальных канонов в семье в положении ребенка четко обозначились две линии. Первая заключалась в нетерпимом отношении к так называемым незаконно прижитым детям, в появлении которых виделась угроза нарушения законных интересов наследника. Отсюда жалкая судьба подавляющего большинства детей. Вторая, четко выраженная линия государственной политики по отношению к детям касалась нищенствующих безродных детей, их устройства. Стремясь ввести систему в это дело, Петр I попытался подчинить его принципам следования общественной пользе и порядку в личном проявлении милосердия. На место полного «нищелюбия» - своего рода культа в России, служившего исключительно спасению души, он выдвинул новую идею в основу которой были положены нужды государства и забота о пользе населения. Реализация этой идеи не связывалось с защитой ребенка и просто превращалась в его закабаление в период нехватки рабочих рук, что было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних детях, оставшихся без семьи.
В период царствования Екатерины II дети в семье, как и прежде были собственностью родителей. В 1775 г. она ради поддержания их авторитета учредила специальные тюрьмы, помещать в которые ребенка было правом родителей3. По мере развития в России крепостного права, постепенной дифференциации сословий забота о ребенке приобрела ярко выраженную сословную окраску, сохранившую силу до XIX в. Государственное признание сословного принципа сказалась и на положении ребенка в семье, поскольку он целиком и полностью от нее зависел. Но постепенно в России конца XVIII и начале XIV в. стал обнаруживаться интерес к ребенку в семье как личности, а потому начали предприниматься попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В 1889 г. в Москве появляется первое общество защиты детей [4,221]. В круге его забот входит помощь не только бедным детям в прямом смысле слова, но и детям обиженным, эксплуатированным, объектам жестокого обращения, в частности и в семье. Оказанием такой помощи занимаются сельские общества, земство, общественные организации, имевшие специфическую специализацию: «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Общество спасения падших девушек» и другие. Итак, для XIX в. характерны попытки защитить и детей, страдающих из-за семейного неблагополучия, надругательства родителей над личность ребенка, от безразличия к его насущным потребностям. Начинается переход к гуманному отношению к ребенку как к беззащитному существу, но на его бесправие внимание не обращается.
Грядущее XX столетие принято было называть «веком ребенка». Но, как и раньше, существовавшие на этот счет ожидания не сбылись. Скорее напротив, и в без того трудной жизни огромной массы детского населения началась эпоха физических и нравственных страданий, вызванных Гражданской войной, экономической разрухой, потерей родителей и семьи. Объявив себя «высшим опекуном ребенка», Россия после Октября 1917 г. сделала предметом своей заботы замену семейного воспитания воспитанием, которое называлось общественным. Вот почему проблема охраны прав ребенка в семье даже не возникала. Вместе с тем особую остроту приобрели вопросы, связанные с устройством детей, оставшихся без родительского попечения.
Установка на эту замену семейного воспитания общественным внедрялось не одно десятилетие. Тем не менее, семья продолжала жить, выполнять свойственные ей функции, а родительские обязанности по-прежнему занимали свое место в Кодексе законов о браке и семье, а с их реализацией связывалась защита прав ребенка в семье. Но внимание государства было сосредоточено на создании и расширении сети детских учреждений, способных заменить семью даже там, где она существовала. Однако статья 53 Конституции СССР провозгласила, что «семья находиться под защитой государства» [4,222]4. Констатацию этого факта можно считать переломным моментом не только в оценке роли семьи, но и в понимании того, что она означает для ребенка. Отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится, что ребенок - не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, а личность, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, превращающего его в самостоятельного субъекта права. Причем стремление иначе посмотреть на ребенка созревает постепенно, преимущественно в европейских государствах, что отражено в Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»».
С 1990 г. Российская Федерация является участницей Конвенции о правах ребенка, приняла на себя обязательство привести действующее семейное законодательство в соответствии с требованиями этой Конвенции. В результате, семейное законодательства РФ признает ребенком несовершеннолетнее лицо, не достигшее восемнадцати лет, рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
В дальнейшем появляются правоотношения между родителями и детьми.
Под родительскими правоотношениями
следует понимать урегулированные
нормами семейного
Во всем мире получает
распространение теория, в соответствии
с которой родительские
1.2 Особенности правоотношений между родителями и детьми
Как и любые правоотношения, правоотношения между родителями и детьми, семейные правоотношения включают в себя три элемента: субъект, объект и содержание. Понятие «родительские права и обязанности» объединяет целую группу имущественных и неимущественных прав, которые принадлежат родителям как субъектам родительских правоотношений. Субъектами правоотношения являются родители и ребенок. Большинство этих прав и обязанностей связывают родителей и ребенка. Такая связь носит двусторонний характер. Правоотношения возникают между ребенком и каждым из его родителей, отцом и матерью.
Субъектами таких
Объектом являются вещи и действия. Вещи выступают в качестве объектов имущественных правоотношений. Например, при разводе супругов, объектами будут движимое и недвижимое имущество. Действия являются объектами в личных правоотношениях, например между супругами выбор фамилии и т.д.. 5
Содержание правоотношений образуют права и обязанности участников этих отношений. Например, обязанности родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей. Права и обзанности участников семейных правоотношений не могут быть переданы другим лицам ни по закону, ни по договору. Пример: если у несовершеннолетнего ребенка умирают родители, то ребенок, нуждающийся в помощи, приобретает право на получение алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами (ст.94 СК РФ) . Но обязанность по содержанию ребенка не переходит от родителей к дедушке или бабушке, в порядке правоприемства.6
Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей от конкретных родителей независимо от того, состоят родители в браке или нет, проживают они совместно или раздельно. Происхождение - это кровная (биологическая) связь ребенка и его родителей (определенных мужчины и женщины), зарегистрированное в установленном порядке [2,56 2. Александров И.Ф. Семейное право: Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2008. - 120 с.]. В нынешних условиях при наличии современных медицинских технологий родительские отношения рассматриваются не только как биологические, но и как социальные. Свидетельство о рождении ребенка, выдаваемое загсом, является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей. Рождение ребенка его матерью подтверждается справкой, выданной родильным домом. Факт рождения ребенка вне медицинского учреждения может быть подтвержден врачом или свидетелями. На основании этих данных происходит регистрация рождения в актовых книгах в загсе. Законом устанавливаются различные процедуры удостоверения происхождения детей от конкретных мужчины и женщины в зависимости от следующих обстоятельств: родители ребенка состоят в браке; родители не состоят в браке, но отец добровольно признал отцовство; родители не состоят в браке, отец не признал отцовства. Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документа медицинского учреждения, подтверждающего факт рождения ребенка данной женщиной, а при родах без медицинской помощи – на основании свидетельства лиц, присутствующих при родах. При отсутствии медицинской справки установление материнства производиться только на основании решении суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной. Запись сведений об отцовстве, если мать ребенка состоит в зарегистрированном браке, производится на основе презумпции (предположения) отцовства супруга матери ребенка. Поэтому муж матери записывается отцом родившегося у нее ребенка по заявлению любого из супругов. Это правило действует и при рождении ребенка в течение 300 дней с момента расторжения брака, признании брака недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, то есть отцом ребенка признается бывший супруг матери. Сведения об отце в указанных случаях вносятся на основании свидетельства о браке родителей или иного документа, подтверждающего регистрацию брака или подтверждающего факт и время прекращения брака.