Ответственность по транспортным обязательствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общих положений о транспортных обязательствах, видов транспорта и их организационного построения, понятий обязательства перевозки, организационных предпосылок заключения договора перевозки, видов договоров перевозки, а так же ответственности за нарушение обязательств по грузовой перевозке, условий и особенностей ответственности в обязательствах грузовой перевозки, ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их не использование, ответственности за нарушение договора перевозки груза.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
1.1 Виды транспорта и их организационное построение
1.2 Понятие обязательства перевозки
1.3 Организационные предпосылки заключения договора перевозки
1.4 Виды договоров перевозки
ГЛАВА 2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ГРУЗОВОЙ ПЕРЕВОЗКЕ
2.1 Условия и особенности ответственности в обязательствах грузовой перевозки
2.2 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их не использование
2.3 Ответственность за нарушение договора перевозки груза (субъекты, основания, объем)
2.4 Порядок предъявления претензий и исков по договору грузовой перевозки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

1.1 Виды  транспорта и их организационное  построение……………......5

1.2 Понятие  обязательства перевозки

1.3 Организационные  предпосылки заключения договора  перевозки

1.4 Виды  договоров перевозки

ГЛАВА 2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ГРУЗОВОЙ ПЕРЕВОЗКЕ

2.1 Условия  и особенности ответственности  в обязательствах грузовой перевозки 

2.2 Ответственность  перевозчика за неподачу транспортных  средств и грузоотправителя за  их не использование 

2.3 Ответственность  за нарушение договора перевозки  груза (субъекты, основания, объем) 

2.4 Порядок  предъявления претензий и исков  по договору грузовой перевозки 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт образует самостоятельную сферу  экономической деятельности, живущую  по особым правилам. Роль транспорта заключается  в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве.

Транспортная  деятельность не сопровождается созданием  новых вещей (предметов материального  мира). Ее ценность в том экономическом  эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место.

Поэтому отношения по перевозке возникают  при наличии потребности в  территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают  участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного  средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы  нормами права, эти отношения  принимают форму обязательственно-правовых.1

В современном  обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием  транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также  разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

Целью данной курсовой работы является изучение общих  положений о транспортных обязательствах, видов транспорта и их организационного построения, понятий обязательства  перевозки, организационных предпосылок  заключения договора перевозки, видов  договоров перевозки, а так же ответственности за нарушение обязательств по грузовой перевозке, условий и  особенностей ответственности в  обязательствах грузовой перевозки, ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их не использование, ответственности за нарушение договора перевозки груза.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

 

1.1 Виды  транспорта и их организационное  построение

 

Транспортное  обязательство – это обязательство, в силу которого перевозчик обязуется  доставить груз или пассажира  в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа) пассажир или иное лицо обязуется уплатить вознаграждение за оказанные ему  услуги.2

  • Железнодорожная перевозка. Будучи естественной монополией, железная дорога остаётся единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий. Управление ими осуществляется федеральными исполнительными органами (прежде всего Министерством путей сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов.3 Это определяет специфику договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.4
  • Перевозка на внутреннем водном транспорте. На речном транспорте перевозки отличаются по видам флота – осуществляемые судоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река-море». Выделяются также прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях пароходство.
  • Морская перевозка. Перевозка морским транспортом классифицируется на: транспорт договор перевозка ответственность

а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже);

б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже);

в) перевозки  в заграничном сообщении.

Выделяются  также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).5

  • Воздушная перевозка. Воздушный кодекс разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК РФ). Кроме того, выделяются местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.6

В законодательстве о воздушной перевозке выделяются фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов  и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК РФ).

Авиационное предприятие – это юридическое  лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные  с воздушной перевозкой или выполнением  авиационных работ на основании  лицензии.

Эксплуатант – это физическое или юридическое  лицо имеющее право собственности  или иной законный титул (договор  аренды и др.) на воздушное судно  и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

Перевозчик  – это эксплуатант, который имеет  лицензию на осуществление воздушной  перевозки на основании соответствующих  договоров.

  • Автомобильная перевозка. На автомобильном транспорте перевозки различаются прежде всего по территориальному признаку, а именно:

а) городские (в пределах черты города, другого  населенного пункта);

б) пригородные (за пределы города или другого  населенного пункта на расстоянии до 50км включительно);в) междугородние (за пределы указанных выше населенных пунктов на расстоянии более 50км);

г) межреспубликанские (на территории нескольких субъектов  Федерации);

д) международные.7

 

1.2 Понятие обязательства перевозки

 

Транспорт образует самостоятельную сферу  экономической деятельности, живущую  по особым правилам. Роль транспорта заключается  в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в транспорте. Транспортная деятельность не сопровождается созданием  новых вещей (предметов материального  мира). Её ценность в том экономическом  эффекте, который создается в  результате перемещения груза, пассажира  и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке  возникаю при наличии потребности  в территориальном перемещении  объектов или людей с помощью  транспортных средств. Обычно в них  принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного  средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы  нормами права, эти отношения  принимают форму обязательственно-правовых.8

Однако  не всякое территориальное перемещение  объектов или людей с помощью  транспортных средств приводит к  возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом  особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические  перевозки, выполняемые собственным  транспортом какого-либо лица (перевозка  сырья со склада в цех, готовой  продукции на склад и др.), не порождают  обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся  «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в  вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью  буксира), то возникают особые отношения  буксировки. В-третьих, основная часть  перевозок осуществляется так называемыми  общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции  объясняются местом транспорта в  системе разделения труда. Транспорт  – одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды обладают естественной монополией (железнодорожный  транспорт).9

Следовательно, в силу обязательства перевозки  перевозчик обязуется доставить  груз или пассажира в указанный  пункт назначения, а отправитель  груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром  транспортных обязательств. При его  осуществлении могут также возникать  иные обязательства, связанные с  транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность  таких обязательств не устраняет  их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но всё же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Таким образом, транспортными обязательствами называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

 

 

1.3 Организационные  предпосылки заключения договора перевозки

 

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а  также объемов и характера  перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании  перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании  экономики преобладали административные начала, подавляющая часть перевозок  планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы  о планировании перевозок. В настоящее  же время планирование перевозок, как  правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.10

По общему правилу, закреплённому в ст. 784 ГК РФ11, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК РФ). Предпосылки сегодня могут приобретать правовые формы:

a) заявок (заказов) на железнодорожном,  речном, автомобильном и воздушном  транспорте;

б) договоров  об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых  видах транспорта;

в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные  предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.

При системе  заявок (заказов) грузоотправитель предоставляет  перевозчику сведения о своих  потребностях в осуществлении перевозок.

Договор об организации перевозок заключается  в порядке, установленном ст.798 ГК РФ. Такая форма взаимоотношений  между перевозчиком и грузовладельцем  применяется при систематических  перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что  перевозчик обязуется в установленные  сроки принимать, а грузовладелец  – предъявлять к перевозке  грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Договоры об организации перевозок  получили разное наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор  – на автомобильном транспорте, навигационный – на внутреннем водном и др.). Существенными условиями  договора считаются объем и сроки  предоставления транспортных средств  и предъявление грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.12

Выполнение  действий, указанных в ст. 791 ГК РФ, происходит в порядке, установленном  транспортным законодательством. Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с  грузоотправителем, в обусловленный  срок и в определенном месте. В  установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большом  количестве, чем указано в заявке. Сроки подачи перевозочных средств  определяются по соглашению сторон или  в нормативном порядке. Условия  и порядок подачи перевозочных средств  устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных  видах транспорта. Так, на железнодорожном  транспорте порядок подачи вагонов  на подъездные пути определяется договором  на эксплуатацию подъездных путей или  договором на подачу и уборку вагонов  с учетом размеров среднесуточной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определенные интервалы времени. Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. На воздушном транспорте, например, им будет место нахождения аэропорта или специально оборудованной взлетно-посадочной площадки. На автомобильном транспорте, технические возможности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам клиентуры, местом их подачи обычно является склад грузоотправителя или иной пункт, указанный в договоре. При перевозках железнодорожным и водным транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани, причалы), в порты как общего пользования, так и принадлежащие отправителям.13

Информация о работе Ответственность по транспортным обязательствам