Ответственность по транспортным обязательствам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общих положений о транспортных обязательствах, видов транспорта и их организационного построения, понятий обязательства перевозки, организационных предпосылок заключения договора перевозки, видов договоров перевозки, а так же ответственности за нарушение обязательств по грузовой перевозке, условий и особенностей ответственности в обязательствах грузовой перевозки, ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их не использование, ответственности за нарушение договора перевозки груза.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ
1.1 Виды транспорта и их организационное построение
1.2 Понятие обязательства перевозки
1.3 Организационные предпосылки заключения договора перевозки
1.4 Виды договоров перевозки
ГЛАВА 2.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ГРУЗОВОЙ ПЕРЕВОЗКЕ
2.1 Условия и особенности ответственности в обязательствах грузовой перевозки
2.2 Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и грузоотправителя за их не использование
2.3 Ответственность за нарушение договора перевозки груза (субъекты, основания, объем)
2.4 Порядок предъявления претензий и исков по договору грузовой перевозки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

Грузополучатель обязан в установленные сроки  принять и вывезти в его  адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа от принятия груза  последний сдается капитаном  судна для хранения на склад или  в иное надежное место и хранится в течение 2 месяцев со дня прихода  судна в порт выгрузки. При неуплате отправителем всех причитающихся перевозчику  сумм по данной перевозке груз реализуется  в установленном порядке (ст. 157 КТМ).

КТМ, в  изъятие из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора, перечисляет условия, при  которых договор перевозки может  быть расторгнут одной стороной с  уплатой или даже без уплаты вознаграждения другой стороне (ст. 143-145 КТМ). При определенных обстоятельствах договор перевозки  вообще прекращается без отказа сторон и без обязанности выплаты  вознаграждения друг другу (ст. 147 КТМ).

Воздушная перевозка.

Договор оформляется грузовой накладной, которая  составляется отправителем.20 Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 104 Воздушного кодекса РФ). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК РФ.

Провозная плата рассчитывается по тарифам  или по соглашению сторон в порядке, установленном ст. 790 ГК РФ. Она взимается  за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим  расписанием либо расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется договором перевозки и правилами  воздушных перевозок (расписанием  движения самолетов). Отправитель вправе получить обратно сданный к воздушной  перевозке груз, изменить в накладной  получателя до выдачи груза управомоченному  лицу, а так же распорядиться невостребованным грузом. В случае перерыва или прекращения  полетов перевозчик обязан поставить  об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан информировать получателя о времени  отправки груза в аэропорт назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.

Груз  обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения. Грузополучатель  вправе отказаться от приемки поврежденного  или испорченного груза, если будет  установлено, что качество груза  изменилось настолько, что исключается  возможность его полного или  частичного использования в соответствии с первоначальным назначением. Если получатель не востребовал груз в  срок, установленный правилами перевозок  или договором, либо отказался от его приемки, перевозчик должен уведомить  отправителя. При этом он оставляет  груз у себя за счет средств отправителя  и на его риск. Груз, не полученный в установленный правилами и  договором перевозки сроков хранения, считается невостребованным и подлежит реализации.

Автомобильная перевозка.

По договору автомобильной перевозки, перевозки  автомобильным транспортом принято  так же разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация  заключает договор с отправителем, по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация  заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых  и доставляет им грузы. Для автомобильной  перевозки характерно условие договора о том, кем будут экспедироваться  грузы – отправителем или получателем.21

Сдача груза  к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной, которая является формой договора и выполняет те же функции, что и железнодорожная накладная. Перевозка однородных грузов от одного отправителя в адрес одного получателя на одно и то же расстояние может  оформляться актом взвешивания  суммарно на весь объем перевозок, выполненных  автомобилем в течение смены. Пользование автомобилем с оплатой  его работы по повременному тарифу оформляется обычно записями отправителя (получателя) в путевом листе.

Плата за перевозку определяется соглашением  сторон договора по тарифам или иным установленным способом. Все расчеты  за перевозку производятся заказчиками  автотранспорта, в качестве которых  могут выступать как отправители, так и получатели. За указанными в законе изъятиями провозная  плата должна быть внесена до сдачи  груза к перевозке. В противном  случае автотранспортные предприятия не принимают груз к перевозке.

Сроки доставки грузов установлены только для перевозок  в международном сообщении и  исчисляются с 24 часов дня приема грузов и оплаты, а по срочным  заказам – с момента приема груза и оплаты стоимости перевозки.

Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему  расстоянию, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением  случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка  с увеличением пробега. В этих условиях автотранспортное предприятие  должно поставить в известность  заказчика об увеличении расстояния перевозки.

Выдача  груза производится на складе получателя или в ином указанном в заказе на перевозку месте. Обязанность  получателя востребовать в его адрес  груз основана на законе. Он может отказаться от принятия груза лишь в том случае, если качество груза вследствие порчи  или повреждения, за которые отвечает автотранспортное предприятие, изменилось настолько, что исключена возможность  полного или частичного использования  груза по прямому назначению. О  причине отказа получатель должен указать в накладной.22

 

 

 

2. Ответственность  за нарушение обязательства по  грузовой перевозке

 

2.1 Условия  и особенности ответственности  в обязательствах грузовой перевозки

 

Имущественная ответственность участников обязательства  по перевозке грузов строится на общих  принципах ответственности в  гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательств по перевозке  стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной  ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего она относится к  случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим  порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть  реального ущерба. Кроме того, такая  ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной  законом ответственности перевозчика  недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются  транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности  перевозчика, а также иных субъектов  грузоперевозочного обязательства  может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности  были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность  какой-либо стороны обязательства. Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны:

а) ограничение  права на взыскание части убытков;

б) запрет на уменьшение или устранение нормативной  ответственности перевозчика;

в) возможность  определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных  случаях.

 

2.2 Ответственность  перевозчика за неподачу транспортных  средств и грузоотправителя за  их не использование

 

Особенностью  ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также  то, что она может наступать  не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность  перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как  из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая  ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении  которых перевозчик или отправитель  освобождаются от ответственности  за неподачу транспортных средств и  их неиспользование (непредъявление груза  к перевозке). К их числу относятся:

а) непреодолимая  сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия;

б) прекращение  или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые  установлены в порядке, предусмотренном  транспортным уставом и кодексом;

в) иные случаи, предусмотренные транспортными  уставами и кодексами (прекращение  производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов  под разгрузкой и другие специфические  для отдельных видов транспорта случаи).23

Перечень  этих обстоятельств в ГК, уставах  и кодексах рассматривается как  исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление  и не зависело от сторон, не освобождают  отправителя и перевозчика от ответственности за несовершение действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители  несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование  независимо от вины, на началах предпринимательского риска.

 

2.3 Ответственность  за нарушение договора перевозки  груза (субъекты, основания, объем)

 

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных условиях. Прежде всего  это касается ответственности перевозчика  за несохранность груза. Несохранность  груза может проявляться в  его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность  выдать груз получателю в течение  установленных сроков (30 дней по истечении  срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или  количестве груза, принятого к перевозке  и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза — несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче  обычно составляется документ о несохранности  груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК). Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Исключение  составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при морских перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за несохранность груза  или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие действий и  упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда  они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность  только за упущения указанных лиц, которые  имели место при приеме груза  к перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче (за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Установление  презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный  перечень наиболее типичных случаев, когда  перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств  относятся:

а) особые естественные свойства груза, вызвавшие  утрату им своих потребительских  свойств;

б) недостатки тары или упаковки, которые не могли  быть замечены по наружному виду при  приеме груза к перевозке;

в) сдача  груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или  мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении;

г) сдача  к перевозке груза, влажность  которого превышает установленную  норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 КВВТ и др.);

д) в других случаях (ст. 166 КТМ).

При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так  и для применения смешанной ответственности.

Действующим законодательством предусмотрены  также случаи, когда перевозчик может  освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза  путем простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств (ст. 109 ТУЖД, ст. 192, 193 КВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца. К ним, в частности, относятся:

а) прибытие груза в исправном транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными  устройствами отправителя или иными  средствами фиксации сохранности груза, установленными им;

Информация о работе Ответственность по транспортным обязательствам