Ответственность за причиненный вред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования:
- изучить следующие понятия: «вред» (его признаки и формы), «дееспособность», «виды отвественности».
- провести анализ оснований и пределов ответственности несовершеннолетних и недееспособных преступников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
РАЗДЕЛ I. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА…………………………………………………………...8
1.1 Гражданско-правовая ответственность…………………………………..8
1.2 Общие положения возникновения обязательств из причинения вреда.13
1.3 Гражданская дееспособность…………………………………………… 18
РАЗДЕЛ II. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НЕДЕЕСПОСОБНЫХ КАК ОБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………………...25
2.1 Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних……….25
2.2 Оснований и пределы ответственности несовершеннолетних и недееспособных за причиненный ими вред………………………………………35
РАЗДЕЛ III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………49

Файлы: 1 файл

ответственность за вред причененный несовершинолетними.docx

— 97.06 Кб (Скачать файл)

Обратимся к данным таблицы (1). На основании приведенных данных напрашивается вывод о положительных результатах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. За рассматриваемый период только в 1998 и 1999 гг. отмечен рост выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними. Удельный вес раскрываемых ежегодно преступлений с участием несовершеннолетних сократился с 14 до 9,1%. Коэффициент преступлений несовершеннолетних также значительно сократился.

На самом деле вывод  об улучшении криминальной ситуации представляется необоснованным. Количественные показатели преступности несовершеннолетних находятся в прямой зависимости  от уголовной политики, карательной  практики, изменений уголовного, уголовно-процессуального, административно-правового законодательства. Неслучайно самое значительное снижение преступности несовершеннолетних отмечено в 1997г. (первый год действия нового УК РФ) и в 2002г. (начало периода действия УПК России).

 

Таблица 1. Динамика и коэффициент  преступности несовершеннолетних в  России за 1994 - 2002 гг.

Год

Количество выявленных преступлений несовершеннолетних

Рост/ снижение, %

Удельный вес от общего числа раскрытых преступлений, %

Коэффициент преступлений несовершеннолетних в расчете на 100 тыс. населения  в возрасте 14-17 лет

1994

221649

-1,8

14,0

2563,1

1995

209777

-5,4

12,0

2402,2

1996

202935

-3,3

11,0

2295,5

1997

182798

-9,9

10,9

2030,2

1998

189293

+3,6

10,3

2029,4

1999

208313

+10,0

9,6

2183,2

2000

195426

-6,2

8,9

2012,1

2001

185379

-5,1

9,0

1877,5

2002

139681

-24,7

9,1

1414,3


 

Существенные изменения  произошли в условиях жизнедеятельности  молодого поколения страны. Как показывают исследования, подрастающее поколение  с наибольшими потерями адаптируется к происходящим в настоящее время  в стране сложным и противоречивым социально-экономическим изменениям, находясь на острие этих противоречий со своими потребностями в получении  образования, жилья и в обустройстве своей дальнейшей жизни17.

 В переходный, кризисный  период все большее влияние  на преступность оказывают такие  факторы, как имущественное расслоение  общества, заметное снижение жизненного  уровня широких слоев населения,  явная и скрытая безработица,  массовая миграция, а также порожденный  экономическими трудностями и  нерешенными социальными проблемами  неблагоприятный психологический  фон.

Социально-экономические  явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду ближайшего социального окружения: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства. Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций.

Антикриминогенный, профилактический их потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился.

Коренные причины роста  преступности несовершеннолетних, как  и преступности в целом, связаны  с противоречиями общественного  развития. Системный кризис, переживаемый в стране с начала радикальных  преобразований в экономике и  продолжающийся в определенной мере и в настоящее время, сопровождается возникновением новых и обострением  ранее имевшихся противоречий18.

 Изменение форм собственности  и связанный с этим интенсивный  процесс первоначального накопления  капитала привели к резкому  имущественному расслоению общества. Большинство населения обнищало.

По данным выборочных социологических  исследований 42,4% населения составляют сейчас слой неимущих, находящихся  за чертой возможностей физиологически допустимого минимума потребления, а еще 37,1% - слой малообеспеченных, которым  доступно только поддержание жизни.

С переходом экономики  страны на рельсы рыночного хозяйства  произошел развал многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Возникла безработица, реальный уровень которой  по оценкам специалистов составляет около 12%.

Спад производства ограничил  возможности материальной поддержки  учреждений культуры, образования, здравоохранения. Услуги этих учреждений для многих слоев населения стали труднодоступными.

Глубокие преобразования в сфере экономики отразились на идеологии общества и нравственном сознании населения. Произошла переоценка этических норм и ценностей, общепринятой картины истории и культуры19.

Объявленная в стране широкая  демократия и плюрализм идей привели  к возникновению многочисленных общественно-политических и религиозных  течений, в том числе анархистского, нигилистического и шовинистического толков.

 На фоне социально-экономической  неудовлетворенности у различных  этнических и национальных групп  населения возникло мнимое ощущение  ущемленности в правах.

В ряде регионов укрепилась националистическая идеология. Стали  происходить межэтнические и  межнациональные конфликты. Появились  потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

Все эти процессы привели  к росту социальной напряженности. Как показывают результаты опросов  общественного мнения, у большинства  населения появились чувства  неопределенности, неуверенности в  будущем, тревожности, потери ориентиров20.

Усиление социального  неравенства и напряженности  в обществе вызвало резкий рост преступности, которая стала оказывать обратное негативное влияние на общественное сознание и психологию.

В условиях экономической  и политической нестабильности и  нарастания общей социальной напряженности  в числе наименее защищенных социальных групп населения оказалась молодежь: значительно сузились возможности  самореализации, приобщения к социально-полезной деятельности, удовлетворения ее потребностей и интересов посредством институционных форм.

Официальные институты социализации: семья, школа, трудовые коллективы, досуговые учреждения - переживают кризис и не в состоянии полноценно выполнить свои социальные функции.

Федеральный закон 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определил так называемую неблагополучную семью как «находящуюся в социально опасном положении, имеющую детей, находящихся в социально опасном положении, а также где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

По многолетним данным по стране только 55-56% осужденных несовершеннолетних воспитывались в полной семье.

Распад семьи ударяет  не только по благополучию детей и  других членов семьи, но и оказывает  неизгладимое воздействие на психологию несовершеннолетних. Они сами себя мысленно причисляют к категории  «ущербных».

В США проведены уникальные исследования: через 20 лет после  расторжения брака между супругами  их повзрослевших детей с целью  выяснить, хотели бы они, чтобы их родители вновь соединились. Абсолютное число  ответов было утвердительным.

Эти данные американских ученых подтверждаются и нашими исследованиями. Дети, даже находясь в местах лишения  свободы, готовы простить «взрослые  шалости» родителей и сами хотели бы этому способствовать21.

По материалам профессора В.А. Лелекова о структуре, материально-бытовом положении, нравственно-правовой характеристике семей, где проживали несовершеннолетние преступники:

- всего 6% несовершеннолетних  преступников имели с братьями  и сестрами отдельные комнаты  (в контрольной группе - 29%);

- треть - выходцы из  многодетных семей;

- доходы 78% семей находятся  на уровне ниже прожиточного  минимума;

- из близких родственников  36,5% были судимы, а 60% семей родственники  злоупотребляют спиртными напитками.

Для многих семей характерна атмосфера жестокости, насилия, эмоционального голода. Это побуждает тысячи детей  совершать побеги из дома (в год 50 тыс. уходят из дома, 2 тыс. - кончают  жизнь самоубийством).

В России насчитывается около 4 миллионов беспризорных детей. Вместе с тем любопытен такой факт: какими бы родители не были, со временем обида проходит и дети стремятся к семье.

На вопрос о том, что  сыграло бы решающую роль в предотвращении преступления, 83,2% юношей и 75,6% девушек  из воспитанников колоний ответили - усиление контроля со стороны родителей.

Несовершеннолетние рассчитывают и имеют право на помощь коллектива учебного заведения, предприятия. К  сожалению, она не всегда приходит вовремя. Неблагоприятная социальная, среда  воздействует, прежде всего на личность, не способную по своим свойствам ей противостоять22.

Среди преступников значительный процент двоечников, эмоционально неудовлетворенных, обладающих многими акцентуациями  характера. По данным И.И. Карпеца, преступность среди второгодников в 11-14 раз  выше, чем среди других школьников.

Согласно данным ИАС «Подросток»  около половины несовершеннолетних преступников в школе учились  плохо. Половина несовершеннолетних, совершивших  преступление, считают, что в школе  имелись несправедливые, грубые, невнимательные и даже непригодные для работы с детьми учителя.

Осуждая репрессивные меры за нарушение дисциплины и слабую учебу, подростки считают их бесполезным или вовсе несправедливыми (приглашение родителей в школу, обсуждение в классе, на педсовете и т.д.).

Что касается действенных  профилактических мероприятий со стороны  педагогического коллектива, то они  были недостаточными. Неслучайно на нашу просьбу посоветовать, что предпринять  в борьбе с преступностью, 40% воспитанников  колоний предлагают увеличить в  учебных заведениях количество бесплатных кружков, спортивных секций, около половины родителей рассчитывают на помощь школы  в воспитании детей.

Главным воспитателем детей, оказавшихся вне семьи, школьного  коллектива, становится «улица» в  негативном понимании этого слова. Доля несовершеннолетних без постоянного источника дохода по официальной статистике составила третью часть, среди всех участников преступлений - превысила 55%23.

По данным исследования свыше  половины несовершеннолетних, попавших в колонию, не работали и не учились. До 70% различного рода респондентов (взрослых и несовершеннолетних) одним из условий  преступной деятельности считают слабую организацию досуга по месту жительства. Это уже стало аксиомой. За последние  годы и без того скудная база по месту жительства в загородных лагерях  сворачивается.

Социологами зафиксированы  падение престижа образования, снижение ориентации учащейся молодежи на профессии, связанные с материальным производством, увеличение доли тех, кто не работает и не учится.

Незанятость как определенное состояние, интегрирующее многие негативные стороны действительности, заключает  в себе сильный криминогенный  заряд.

С незанятостью в значительной степени связан наблюдаемый рост правонарушающего поведения среди  несовершеннолетних.

По данным криминологов незанятость  как одна из форм изолированности  от общества выполняет для определенной части подростков и молодежи функции  объединяющего начала.

Связанные с возрастом  психологические особенности не позволяют подросткам, попавшим в  отвергнутое положение, находиться в изоляции, вызывают стремление найти  равных по социальному статусу лиц  и объединиться с ними.

На вредные последствия  пустого препровождения времени  указывал еще великий русский  педагог К.Д. Ушинский, который писал: «Более всего необходимо, чтобы для  воспитанника сделалось невозможным  то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти самые минуты портится голова, сердце и нравственность».

Анализ учетно-профилактических дел осужденных подростков, состоящих  на учёте в подразделениях по делам  несовершеннолетних ОВД, показал, что 31,7% девушек и 30,4% юношей до совершения преступления уже употребляли наркотики. Тревожит то обстоятельство, что из опрошенных считают недопустимым для  несовершеннолетних употребление наркотиков только 9-12%, а спиртных напитков - лишь 2-4%.

Информация о работе Ответственность за причиненный вред