Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 11:03, дипломная работа
Задачи исследования:
- изучить следующие понятия: «вред» (его признаки и формы), «дееспособность», «виды отвественности».
- провести анализ оснований и пределов ответственности несовершеннолетних и недееспособных преступников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
РАЗДЕЛ I. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА…………………………………………………………...8
1.1 Гражданско-правовая ответственность…………………………………..8
1.2 Общие положения возникновения обязательств из причинения вреда.13
1.3 Гражданская дееспособность…………………………………………… 18
РАЗДЕЛ II. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И НЕДЕЕСПОСОБНЫХ КАК ОБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………………...25
2.1 Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних……….25
2.2 Оснований и пределы ответственности несовершеннолетних и недееспособных за причиненный ими вред………………………………………35
РАЗДЕЛ III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………49
Обратимся к данным таблицы (1). На основании приведенных данных напрашивается вывод о положительных результатах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. За рассматриваемый период только в 1998 и 1999 гг. отмечен рост выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними. Удельный вес раскрываемых ежегодно преступлений с участием несовершеннолетних сократился с 14 до 9,1%. Коэффициент преступлений несовершеннолетних также значительно сократился.
На самом деле вывод
об улучшении криминальной ситуации
представляется необоснованным. Количественные
показатели преступности несовершеннолетних
находятся в прямой зависимости
от уголовной политики, карательной
практики, изменений уголовного, уголовно-процессуального,
административно-правового
Таблица 1. Динамика и коэффициент преступности несовершеннолетних в России за 1994 - 2002 гг.
Год |
Количество выявленных преступлений несовершеннолетних |
Рост/ снижение, % |
Удельный вес от общего числа раскрытых преступлений, % |
Коэффициент преступлений несовершеннолетних в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14-17 лет |
1994 |
221649 |
-1,8 |
14,0 |
2563,1 |
1995 |
209777 |
-5,4 |
12,0 |
2402,2 |
1996 |
202935 |
-3,3 |
11,0 |
2295,5 |
1997 |
182798 |
-9,9 |
10,9 |
2030,2 |
1998 |
189293 |
+3,6 |
10,3 |
2029,4 |
1999 |
208313 |
+10,0 |
9,6 |
2183,2 |
2000 |
195426 |
-6,2 |
8,9 |
2012,1 |
2001 |
185379 |
-5,1 |
9,0 |
1877,5 |
2002 |
139681 |
-24,7 |
9,1 |
1414,3 |
Существенные изменения
произошли в условиях жизнедеятельности
молодого поколения страны. Как показывают
исследования, подрастающее поколение
с наибольшими потерями адаптируется
к происходящим в настоящее время
в стране сложным и противоречивым
социально-экономическим
В переходный, кризисный
период все большее влияние
на преступность оказывают
Социально-экономические явления и процессы, происходящие на макроуровне, отражаются на сознании и поведении несовершеннолетних, преломляясь через среду ближайшего социального окружения: семью, школу, трудовые коллективы, неформальные группы молодежи по месту жительства. Эти социальные институты испытывают в настоящее время большие трудности в выполнении своих задач и функций.
Антикриминогенный, профилактический их потенциал за годы проводимых в стране реформ значительно снизился.
Коренные причины роста
преступности несовершеннолетних, как
и преступности в целом, связаны
с противоречиями общественного
развития. Системный кризис, переживаемый
в стране с начала радикальных
преобразований в экономике и
продолжающийся в определенной мере
и в настоящее время, сопровождается
возникновением новых и обострением
ранее имевшихся противоречий18
Изменение форм собственности
и связанный с этим
По данным выборочных социологических исследований 42,4% населения составляют сейчас слой неимущих, находящихся за чертой возможностей физиологически допустимого минимума потребления, а еще 37,1% - слой малообеспеченных, которым доступно только поддержание жизни.
С переходом экономики страны на рельсы рыночного хозяйства произошел развал многих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Возникла безработица, реальный уровень которой по оценкам специалистов составляет около 12%.
Спад производства ограничил
возможности материальной поддержки
учреждений культуры, образования, здравоохранения.
Услуги этих учреждений для многих
слоев населения стали
Глубокие преобразования в сфере экономики отразились на идеологии общества и нравственном сознании населения. Произошла переоценка этических норм и ценностей, общепринятой картины истории и культуры19.
Объявленная в стране широкая демократия и плюрализм идей привели к возникновению многочисленных общественно-политических и религиозных течений, в том числе анархистского, нигилистического и шовинистического толков.
На фоне социально-
В ряде регионов укрепилась националистическая идеология. Стали происходить межэтнические и межнациональные конфликты. Появились потоки беженцев и вынужденных переселенцев.
Все эти процессы привели к росту социальной напряженности. Как показывают результаты опросов общественного мнения, у большинства населения появились чувства неопределенности, неуверенности в будущем, тревожности, потери ориентиров20.
Усиление социального
неравенства и напряженности
в обществе вызвало резкий рост преступности,
которая стала оказывать
В условиях экономической
и политической нестабильности и
нарастания общей социальной напряженности
в числе наименее защищенных социальных
групп населения оказалась
Официальные институты социализации: семья, школа, трудовые коллективы, досуговые учреждения - переживают кризис и не в состоянии полноценно выполнить свои социальные функции.
Федеральный закон 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определил так называемую неблагополучную семью как «находящуюся в социально опасном положении, имеющую детей, находящихся в социально опасном положении, а также где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».
По многолетним данным по стране только 55-56% осужденных несовершеннолетних воспитывались в полной семье.
Распад семьи ударяет не только по благополучию детей и других членов семьи, но и оказывает неизгладимое воздействие на психологию несовершеннолетних. Они сами себя мысленно причисляют к категории «ущербных».
В США проведены уникальные
исследования: через 20 лет после
расторжения брака между
Эти данные американских ученых подтверждаются и нашими исследованиями. Дети, даже находясь в местах лишения свободы, готовы простить «взрослые шалости» родителей и сами хотели бы этому способствовать21.
По материалам профессора В.А. Лелекова о структуре, материально-бытовом положении, нравственно-правовой характеристике семей, где проживали несовершеннолетние преступники:
- всего 6% несовершеннолетних преступников имели с братьями и сестрами отдельные комнаты (в контрольной группе - 29%);
- треть - выходцы из многодетных семей;
- доходы 78% семей находятся на уровне ниже прожиточного минимума;
- из близких родственников
36,5% были судимы, а 60% семей родственники
злоупотребляют спиртными
Для многих семей характерна атмосфера жестокости, насилия, эмоционального голода. Это побуждает тысячи детей совершать побеги из дома (в год 50 тыс. уходят из дома, 2 тыс. - кончают жизнь самоубийством).
В России насчитывается около 4 миллионов беспризорных детей. Вместе с тем любопытен такой факт: какими бы родители не были, со временем обида проходит и дети стремятся к семье.
На вопрос о том, что сыграло бы решающую роль в предотвращении преступления, 83,2% юношей и 75,6% девушек из воспитанников колоний ответили - усиление контроля со стороны родителей.
Несовершеннолетние
Среди преступников значительный процент двоечников, эмоционально неудовлетворенных, обладающих многими акцентуациями характера. По данным И.И. Карпеца, преступность среди второгодников в 11-14 раз выше, чем среди других школьников.
Согласно данным ИАС «Подросток» около половины несовершеннолетних преступников в школе учились плохо. Половина несовершеннолетних, совершивших преступление, считают, что в школе имелись несправедливые, грубые, невнимательные и даже непригодные для работы с детьми учителя.
Осуждая репрессивные меры за нарушение дисциплины и слабую учебу, подростки считают их бесполезным или вовсе несправедливыми (приглашение родителей в школу, обсуждение в классе, на педсовете и т.д.).
Что касается действенных профилактических мероприятий со стороны педагогического коллектива, то они были недостаточными. Неслучайно на нашу просьбу посоветовать, что предпринять в борьбе с преступностью, 40% воспитанников колоний предлагают увеличить в учебных заведениях количество бесплатных кружков, спортивных секций, около половины родителей рассчитывают на помощь школы в воспитании детей.
Главным воспитателем детей, оказавшихся вне семьи, школьного коллектива, становится «улица» в негативном понимании этого слова. Доля несовершеннолетних без постоянного источника дохода по официальной статистике составила третью часть, среди всех участников преступлений - превысила 55%23.
По данным исследования свыше половины несовершеннолетних, попавших в колонию, не работали и не учились. До 70% различного рода респондентов (взрослых и несовершеннолетних) одним из условий преступной деятельности считают слабую организацию досуга по месту жительства. Это уже стало аксиомой. За последние годы и без того скудная база по месту жительства в загородных лагерях сворачивается.
Социологами зафиксированы падение престижа образования, снижение ориентации учащейся молодежи на профессии, связанные с материальным производством, увеличение доли тех, кто не работает и не учится.
Незанятость как определенное состояние, интегрирующее многие негативные стороны действительности, заключает в себе сильный криминогенный заряд.
С незанятостью в значительной степени связан наблюдаемый рост правонарушающего поведения среди несовершеннолетних.
По данным криминологов незанятость как одна из форм изолированности от общества выполняет для определенной части подростков и молодежи функции объединяющего начала.
Связанные с возрастом психологические особенности не позволяют подросткам, попавшим в отвергнутое положение, находиться в изоляции, вызывают стремление найти равных по социальному статусу лиц и объединиться с ними.
На вредные последствия пустого препровождения времени указывал еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, который писал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти самые минуты портится голова, сердце и нравственность».
Анализ учетно-профилактических дел осужденных подростков, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, показал, что 31,7% девушек и 30,4% юношей до совершения преступления уже употребляли наркотики. Тревожит то обстоятельство, что из опрошенных считают недопустимым для несовершеннолетних употребление наркотиков только 9-12%, а спиртных напитков - лишь 2-4%.