Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 02:50, курсовая работа
Целью курсовой работы становится исследование понятия добросовестности в гражданском праве, направленного на установление смысла этого термина и определение его правового содержания.
Сформулированные цели определили необходимость решения следующих задач:
1. анализ развития категории «добросовестность» в римском праве,, а также в дореволюционном гражданском праве России;
2. определение категории «добросовестность» в гражданском праве;
3. выявление основных критериев и характеристик рассматриваемой категории;
4. определение роли понятия «добросовестность» в формировании принципов современного гражданского права;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ» В ЦИВИЛИСТИКЕ…………………………………………………………………….6
1.1 История возникновения понятия добросовестности………………………..6
1.2 Понятие добросовестности в российском гражданском праве……………15
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ………………………………………………………………………………..25
2.1 Добросовестность как принцип гражданского права……………………..25
2.2 Добросовестность как один из пределов осуществления гражданских прав…………………………………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….45
По примеру ФГК нормы
о соблюдении принципа добросовестности
были включены во все основные своды
гражданского права Европы, однако
понятия самого принципа отличались
своей национальной особенностью. В
торговой практике Германии содержание
принципа добросовестности было закреплено
первоначально в положении «
Впоследствии нормы о
добросовестности в ГГУ закрепились
в следующих понятиях: «gute Sitten» (добрые
нравы) и «Treu und Glauben» (вера и доверие).
Так, согласно § 138 I ГГУ сделка, нарушающая
добрые нравы, признается ничтожной. Под
нарушением добрых нравов понималось
любое противоречие минимальным
требованиям социальной морали, а
также нарушение
Если гражданские кодексы
большинства европейских
В англосаксонском праве общая теория о добросовестности закреплялась на основе старинного торгового права и судебных прецедентов торговых судов. В настоящее время применение принципа добросовестности - good faith - в английском договорном праве весьма сужено, поскольку суды зачастую не рассматривают добросовестность как обязанность сторон по договору. Примером тому может служить дело Walford v. Miles, где лорд Акнер указал, что «обязанность добросовестности при проведении переговоров по заключению договора является по самой своей природе несовместимой с противоположными позициями оппонентов, ведущих переговоры». Позиция суда по данному делу о том, что «добросовестность сторон на практике неосуществима», отражает тенденцию отказа английских судов от признания общей обязанности добросовестности сторон при заключении и исполнении большинства видов коммерческих договоров. Однако помимо прецедентного права существуют специальные нормы, указывающие на применение принципа добросовестности. Так, согласно п. 2 ст. 26 Закона 1977 г. «О недобросовестных условиях договора» не подчиняются требованию разумности и добросовестности требования, исключающие или ограничивающие ответственность посредством ссылки на какое-либо условие договора о международной поставке. Кроме доктрины good faith в английском статутном и общем праве закрепилось правило «uberrimae fide» (лат.) или «utmost good faith» (англ.), обозначающее соблюдение принципа наивысшего доверия, высшей добросовестности при заключении и исполнении требований договора и применяемое в основном в договорах страхования.
Данная позиция законодателя
об отрицании общих принципов
права подтверждалась доктриной
советского гражданского права. Так, согласно
мнению В.П. Грибанова, «...возможность
создания таких каучуковых, неопределенных
правил», а к ним именно и относятся
понятия «добрая совесть», «добрые
нравы», «справедливость», «...позволяют
значительно расширить рамки
«свободного» судейского усмотрения и
тем самым в необходимых
______________________________
1 Скловский К. Применение норм о доброй совести в гражданском праве России // Хозяйство и право. - 2002
вышеуказанного положения, закрепленного в п. 3 ст. 10, существует и норма п. 2 ст. 6, согласно которой при устранении пробелов в праве предполагается применение требований добросовестности, разумности и справедливости. Кроме того, принцип добросовестности применяется и в тех случаях, когда он четко не прописан в норме закона, но из правоотношения следует необходимость его применения [1] .
Таким образом, понятие принципа добросовестности, основанное на общем обычае, перейдя в нормы национального права, изменялось в зависимости от менталитета, культуры и нравов нации. Однако, несмотря на то, что каждая правовая система государства - члена ЕС имеет свои особенности в содержании и применении принципа добросовестности в договорном праве, он выполняет в них свою главную функцию - обеспечивает надлежащее соблюдение прав и выполнение обязанностей контрагентов и третьих лиц. В связи с этим термины «добросовестность», «Treu und Glauben», «bonne foi», «good faith», «redelijkheid en billijkheid» служат для обозначения одного правового явления - принципа добросовестности. Между тем такие понятия, как «good faith» и «good faith and faith dealing» (добросовестно и честно), становятся едиными понятиями для обозначения современной доктрины принципа добросовестности (данные формулировки включены в тексты Принципов УНИДРУА и Европейского договорного права).
Как мы видим, принцип добросовестности занимает на современном этапе одно из главных мест в системе регулирования гражданско-правовых отношений большинства стран, однако при этом не получил до сих пор своего четкого определения в законодательстве. Нет и однозначной доктринальной позиции по данному вопросу. Так, некоторые ученые сознательно отказывались от уяснения и определения понятия добросовестности. К примеру, Венд в работе
______________________________
1 Гражданский кодекс Российской Федерации ст. 157, 173 - 174, 404.
«Добросовестность в праве долговых отношений» не задается целью дать точное определение понятия, поскольку bona fides несет в себе много неопределимого, много такого, что больше чувствуется и угадывается, чем поддается логическому расчленению. По мнению же Эртмана, «что следует понимать под Treue ung Glauben в действующем праве, легче оценить чувством, чем охватить рассудком и сформулировать как определенное понятие». Аналогичного мнения придерживались Энеккерус, Тур, Планьоль.
В частности, М. Бартошек, исследуя
древнеримскую юридическую
Пытались дать определение добросовестности и немецкие цивилисты. Штаммлер под «Treu und Glauben « понимал «принцип, дающий известное направление судейскому приговору; это норма, указывающая для каждого особого положения правильное в смысле социального идеала»[1]. По мнению Эндемана, «введение в закон принципа доброй совести обозначает связь закона с нравственными основами оборота; в руки судье дается масштаб, покоящийся на нравственных убеждениях общества, как они отливаются в действительности, в практике оборота». Г. Дернбург, в свою очередь, полагал, что «bona fides» - понятие этическое, и именно «все юридические сделки подчиняются началам доброй совести».
______________________________
1 Новицкий И.Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Гражданское право. – 1996 С.161
Не обошли вниманием понятие добросовестности и российские цивилисты. И.Б. Новицкий, посвятив изучению принципа работу «Принцип доброй совести в проекте обязательственного права», определил: «Добрая совесть (bona fides, Treu
und Glauben), по этимологическому смыслу, таит в себе такие элементы, как: знание о другом, об его интересах; знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание, что от них исходит каждый в своем поведении». В.Н. Бабаев считал, что «добросовестность следует понимать как честное, со всей тщательностью и аккуратностью выполнение обязанностей, старательность, исполнительность». К. Скловский поясняет закрепленное данное положение в нормах ГК РФ таким образом: «В наиболее общем смысле добрая совесть выражает, видимо, исходную позицию лица, уважающего своего контрагента, видящего в нем равного себе и этим актом признания и приравнивания постоянно воспроизводящего право на элементарном и тем самым - на всеобщем уровне».
Интересным в данном случае
является заявление Л.И. Петражицкого,
впервые объявившего и
Само требование добросовестности может восприниматься как в объективном, так и в субъективном смысле. В качестве объективного критерия добрая совесть служит цели разграничения противоречивых интересов субъектов и возвышается над их субъективными требованиями и желаниями. С
______________________________
1 Петражицкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. - СПб.: Нева, 2002.
субъективной точки зрения
добросовестность имеет значение для
обязательственных
Анализируя вышеизложенные статьи и параграфы правовых документов, следует сделать вывод, что под определение требования добросовестности подпадают следующие три категории:
- добрые нравы;
- добрая совесть;
- разумность и справедливость.
В первом случае под нравами принято понимать «устоявшиеся в данном сообществе формы поведения... бытующие в определенной общности или среде в определенную эпоху». Это стереотипы поведения, которые специально не санкционированы ни властью, ни законодателем, но играют немалую роль в определении допустимого и должного в поведении субъекта по отношению к обществу и его индивидам. Таковыми могут являться господствующие в обществе воззрения о благе, честности, порядочности, условные правила и манеры общественного благоприличия. Добро же объединяет в себе «все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу». Следовательно, добрые нравы - это сложившиеся в обществе положения о том, как должно поступать, чтобы действия не противоречили понятию добра и требованиям нравственности. Это те условия, которые сложились и существуют вне воли человека и которые он не должен нарушать.
Во втором случае термин
«нравы» заменен на понятие «совесть»
- «способность человека осуществлять
нравственный самоконтроль, внутреннюю
самооценку с позиции соответствия
своего поведения требованиям
Информация о работе Понятие добросовестности в российском гражданском праве