Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью работы является исследование основных вопросов связанных с государственной регистрацией сделок жилых помещений.
Представляется целесообразным, прежде всего, обратиться к понятию государственной регистрации, её принципам, а также рассмотреть к источникам данного института. Особый характер предмета сделок с недвижимостью требует признания и подтверждения государством прав их участников. Являясь гарантией законности заключения сделок с недвижимым имуществом, эти меры позволяют сделать рынок недвижимости прозрачным и снизить возможности для мошенничества и преступлений.
Введение 3
Глава 1. Общие положения государственной регистрации 5
1.1. Понятие государственной регистрации 5
1.2. Основные виды сделок жилых помещений, подлежащих государственной регистрации 9
Глава 2. Порядок государственной регистрации 13
2.1. Процедура регистрации 13
2.1.1. Регистрационный орган 16
2.1.2. Нотариальное удостоверение сделок 17
2.1.3. Государственная пошлина 18
2.2. Отказ в регистрации 21
Заключение 27
Список используемой литературы……………………………………………...31
Что касается самого понятия и сущности государственной регистрации, то:
- это акт, имеющий
юридическое значение, с которым
связаны определенные
- это акт признания и подтверждения государством возникновения или прекращения права на недвижимость. Данный признак подчеркивает публичный характер государственной регистрации;
- это единственное
доказательство существования
Глава 2. Порядок государственной регистрации
2.1. Процедура регистрации
Процедура государственной регистрации устанавливается в соответствии с Законом о регистрации и в некоторой части - Правилами ведения Единого государственного реестра прав.
Для осуществления государственной регистрации лица (правообладатели либо уполномоченные ими на то лица при наличии надлежащим образом оформленной доверенности), желающие зарегистрировать права на недвижимость, подают, а соответствующий регистрирующий орган принимает документы, необходимые для государственной регистрации, с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины. Органы Росреестра проводят правовую экспертизу документов, а также проверяют законность сделки. После этого они устанавливают отсутствие (либо наличие) противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на конкретный объект, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. Если противопоказаний нет, то производится внесение записей в Единый государственный реестр прав. И наконец, совершается запись на правоустанавливающих документах и выдаются удостоверения о произведенной государственной регистрации прав.10
Подчеркну, что государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи необходимых документов.
В соответствии со ст. 18 Закона о регистрации документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав и устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом, вид регистрируемого права, а также в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями и иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.11
Федеральным законом от 13 мая 2008г. №66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в статью, устанавливающую требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, были внесены изменения, направленные на упрощение оформления прав на объекты недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 10 Закона о регистрации, п. 2 Постановления Правительства РФ от 18 февраля 1998г. №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 4 разд. 6 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Министерство юстиции РФ Приказом от 6 августа 2001г. №233 утвердило Инструкцию о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения (далее - Инструкция №2881). С 1 января 2005г. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, является Федеральная регистрационная служба, которая подведомственна Министерству Юстиции Российской Федерации.
Важность данной Инструкции трудно переоценить, поскольку основная часть сделок с недвижимостью - это именно сделки с жилыми помещениями, и, конечно же, упорядоченность проведения государственной регистрации договора и перехода права собственности на жилье, формирование единой практики государственной регистрации послужат установлению единого цивилизованного рынка недвижимости, позволят более полно охранять и защищать права и законные интересы граждан и иных лиц.
Названная Инструкция №2881, устанавливая перечень документов, необходимых для государственной регистрации, разделяет его на документы, представляемые на государственную регистрацию договора продажи, и документы, представляемые на государственную регистрацию перехода прав.12
Приведу пример из практики для подтверждения того насколько важно правильное предоставление документов на регистрацию и что может быть, если не все документы предоставлены. Определение Рязанского областного суда от 12.10.2011 №33-2036 в удовлетворении исковых требований о признании недействительными правоустанавливающих документов, записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о признании права долевой собственности на недвижимое имущество в порядке наследования отказано обоснованно, поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих факт принятия наследства после смерти отца, истцом суду представлено не было.13
В тех случаях, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации, другая сторона на основании п. 3 ст. 165 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Суд при выяснении всех обстоятельств может вынести решение о государственной регистрации перехода права. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации, вынуждена будет возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 13 ноября 1997г. №21, содержащем Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли-продажи недвижимости, указал, что если договор купли-продажи жилого дома исполнен одной стороной (покупатель оплатил стоимость жилья, а передача осуществлена по акту приема-передачи) и при этом само заключение договора не оспаривалось, то такой договор подлежит государственной регистрации. При уклонении стороны от регистрации суд вправе вынести соответствующее решение. Данное решение является основанием для возникновения у регистрирующего органа обязанности осуществить государственную регистрацию сделки.
2.1.1. Регистрационный орган
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в регистрационных округах. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008г. №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» указанная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с возложением на него функций по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.14 Росреестр находится в ведении Министерства экономического развития РФ.
Несколько слов следует сказать о книгах учета документов и дел правоустанавливающих документов. Ведение книг учета регламентируется Правилами ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С даты внесения в книгу записи о поступившем заявлении о регистрации сделки начинается государственная регистрация. Кроме того, при внесении записи документам, принятым на регистрацию, присваивается входящий номер, который впоследствии составляет основу номера произведенной записи о регистрации сделки.
Помимо перечисленных выше книг регистрационный орган должен иметь также книгу учета выданной информации из Единого государственного реестра прав. В этой книге учитываются запросы и заявления о выдаче информации из Единого государственного реестра прав, заявления о выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (гл. 5 Правил ведения книг учета).
2.1.2. Нотариальное удостоверение сделок
На практике часто
возникают вопросы о
В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также в случаях, предусмотренных соглашением сторон. В связи с этим нотариальное оформление условно можно разделить на обязательное, производное и добровольное.
Обязательное нотариальное оформление предусмотрено для договора ренты (ст. 584 ГК РФ). Кроме того, предусматривается обязательное нотариальное удостоверение завещаний (в том числе при завещании жилых помещений).
Нотариальное оформление договоров, обязательное в силу уже существующих соглашений, считаем возможным называть производным (или акцессорным, дополнительным). Такому оформлению подлежат два вида соглашений: 1) договор залога движимого имущества или прав, если обязательство, обеспеченное залогом, содержится в нотариально удостоверенном договоре; 2) уступка прав и перевод долга, основанные на договоре, совершенном в нотариальной форме. В обоих случаях жилье не выступает объектом договоров.
Добровольное нотариальное удостоверение сделок необходимо в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Например, граждане договорились для квалифицированного оформления соглашения обратиться к нотариусу. Бесспорно, регистратор обязан принять к регистрации документы, оформленные в простой письменной форме, если законом или договором не предусмотрено нотариальное оформление.
Следует отметить, что часто в процессе заключения договоров купли-продажи, мены, ипотеки и дарения, например, квартиры стороны не прибегают к услугам нотариуса и предпочитают оформлять соответствующие сделки самостоятельно. По словам Карпухина Д.В: «Как правило, это происходит из-за высокой стоимости услуг нотариуса, а также из-за того, что контрагенты сделки считают себя лицами, компетентными в вопросах процессуального оформления договора. Однако если нотариальное удостоверение указанных сделок не является обязательным и осуществляется по усмотрению сторон, то государственная регистрация сделок с недвижимостью, влекущая переход права собственности, - это обязательная процедура, избежать которой не представляется возможным». 16Фактически государственная регистрация прав на объекты недвижимости часто становится единственным способом защиты прав контрагентов по сделкам, связанным с отчуждением жилья и переходом прав на недвижимое имущество.
2.1.3. Государственная пошлина
Первоначально (до 1 января 2005г.) Закон о регистрации устанавливал плату за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах. Однако гл. 25.3 НК РФ, устанавливающая государственную пошлину, изменила ранее существовавший порядок.
В соответствии со ст. 333.33 НК РФ уплачивается государственная пошлина:17
1) за государственную регистрацию прав,
ограничений (обременений) прав на недвижимое
имущество, договоров об отчуждении недвижимого
имущества: физическими лицами - 500 рублей;
организациями - 7500 рублей;
2) за внесение
изменений в записи Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество
и сделок с ним: физическими лицами - 100
рублей; организациями - 300 рублей;
3)за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество: физическими лицами - 500 рублей; организациями - 2000 рублей;
4) за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: физическими лицами - 100 рублей; организациями - 300 рублей;
5) за государственную регистрацию смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, - 500 рублей;
6) за государственную регистрацию смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, - 100 рублей;
7) за государственную регистрацию сервитутов: в интересах физических лиц - 500 рублей; в интересах организаций - 2000 рублей;
8) за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке - 100 рублей;
9) за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе с исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним): для физических лиц - 100 рублей; для организаций - 300 рублей.