Понятие государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы посредством анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения, возникающие при поступлении на государственную службу, практики его применения, а также выявления недостатков, пробелов и противоречий в регулировании государственной службы выработать практические рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования процедуры поступления на государственную службу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………….……………….…… 3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА - ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ....……… 6
1.1. Понятие, система и принципы государственной службы …………. 6
1.2. Государственная служба - публично-правовой институт реализации задач и функций государства..…………………………………………..……...... 9
ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ. 14
2.1. Правовое регулирование отношений в сфере государственной службы…………………………………………………………………………....... 14
2.2. Порядок поступления на государственную службу ............................. 20
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ .......................... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………….. 33

Файлы: 1 файл

Госслужба курсовая-3.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

В связи с вышеизложенным, в контексте реализации конституционных прав государственную службу следует рассматривать в двух аспектах: конституционно-политическом и социально-трудовом. В конституционно-политическом аспекте государственная служба представляет собой одну из конституционных форм участия граждан в управлении делами государства. В этом смысле конституционное право равного доступа к государственной службе (часть 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации) является одним из способов реализации более общего конституционного права на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Такое прочтение конституционных норм позволяет, с одной стороны, ограничить сферу государственной службы профессиональной деятельностью по реальному участию в государственном управлении, с другой стороны - выявить необоснованность выведения из этой сферы деятельности лиц, замещающих государственные должности в органах исполнительной власти в порядке назначения5.

В социально-трудовом отношении конституционное  право равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе следует рассматривать как возможность на общих началах равенства, в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой поступать на государственную службу, замещать должности государственной службы и продвигаться по службе. Конституционное право равного доступа к государственной службе включает правомочия:

- на получение информации об  объявлении конкурса на замещение  вакантной должности государственной  службы или на включение в  кадровый резерв, а также об условиях проведения конкурса и условиях прохождения службы;

- на участие в конкурсе на  замещение вакантных должностей  государственной службы или на  включение в кадровый резерв  и получение объективной оценки  своих способностей и уровня  профессиональной квалификации;

- на получение необходимой для  замещения должности государственной  службы и продвижения по службе  профессиональной подготовки в  учреждениях профессионального  образования;

- на должностной рост на конкурсной  основе, то есть продвижение по службе на основе объективной оценки своих способностей, уровня профессиональной подготовки и результатов служебной деятельности;

- на обжалование правовых актов  представителя нанимателя, решений  конкурсных и аттестационных  комиссий по вопросам назначения на должности государственной службы и продвижения по службе.

Государственная служба является конституционно установленной формой участия граждан  в управлении делами государства  и одновременно формой реализации права  на труд. На служащих может распространяться, с определенными особенностями, общее законодательство о труде и социальном обеспечении, либо специальным законодательством для них устанавливаются особые правила. Однако в целом, независимо от того, какой из названных способов применяет законодатель, с позиций конституционного регулирования эти нормы являются конкретизацией общих неотъемлемых конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

Установленные для государственных  служащих запреты, ограничения, требования к служебному поведению, обязанности затрагивают ряд конституционных прав и свобод, составляющих основы конституционного статуса личности, касаются всех основных сфер жизнедеятельности - политической, социальной, имущественной, идеологической - и в совокупности образуют особый конституционно-правовой статус служащего.

 

2.2. Порядок поступления на государственную службу Российской Федерации

 

На государственную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Предельный возраст пребывания на государственной службе - 65 лет.

Поступление гражданина на государственную службу для замещения должности государственной службы или замещение служащим другой должности государственной службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной службы.

Вместе с тем, существует ряд  случаев, в которых конкурс не проводится, а именно:

1) при назначении на замещаемые  на определенный срок полномочий  должности государственной службы категорий руководители помощники советники;

2) при назначении на должности  государственной службы категории руководители, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

3) при заключении срочного служебного  контракта;

4) при назначении служащего на иную должность государственной службы;

5) при назначении на должность  государственной службы служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Так же конкурс может не проводиться  при назначении на отдельные должности государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента Российской Федерации.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной службы, относящиеся к группе младших должностей государственной службы6.

Претенденту на замещение должности  государственной службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности государственной службы, а также в связи с иными ограничениями для поступления на государственную службу и ее прохождения. Данный претендент, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством России.

Для проведения конкурса на замещение  вакантной должности государственной службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Положение о конкурсе на замещение  вакантной должности государственной службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

Также при поступлении на государственную  службу существуют квалификационные требования к стажу государственной службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения отдельных должностей.

При поступлении на государственную  службу необходимо заключить служебный  контракт.

Служебный контракт - соглашение между  представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную службу о прохождении государственной службы и замещении должности государственной службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Представитель нанимателя обязуется  предоставить гражданину, поступающему на государственную службу, возможность прохождения государственной службы, а также возможность замещения определенной должности государственной службы, а также выплачивать денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении служебного контракта о прохождении государственной службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Служебный контракт заключается в  следующем порядке:

На основе акта государственного органа о назначении на должность государственной службы. Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении  на государственную службу и замещении должности государственной службы;

2) собственноручно заполненную  и подписанную анкету установленной  формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного  пенсионного страхования, за исключением  случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета  - для военнообязанных и лиц,  подлежащих призыву на военную  службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения государственной службы при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления и других документов.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения государственной службы и ущемлять права служащего, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено законодательством или служебным контрактом.

Анализируя правовую природу и  особенности служебного контракта  на государственной службе, автор возражает против его характеристики и как административного договора (Д.Н. Бахрах, А.А. Гришковец, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов), и как разновидности (либо терминологической особенности) трудового договора (Е.А. Ершова, Г.С. Скачкова, Е.Б. Хохлов, Л.А. Чиканова). Служебный контракт на государственной службе предлагается рассматривать в качестве особого вида соглашения об использовании наемного труда, заключаемого от имени государства уполномоченным должностным лицом (представителем нанимателя) с гражданином, поступающим на государственную службу или состоящим на службе, по поводу исполнения должностной (служебно-трудовой) функции, а также в целях конкретизации индивидуальных условий прохождения службы (служебного труда), предоставления служащему социальных гарантий7.

Отличие служебного контракта от трудового  договора состоит в особой сфере  его применения (государственно-служебная деятельность), существенно меньшей степени диспозитивности содержания, особом субъектном составе, наличии некоторых специальных условий и особенностей в порядке заключения, изменения и расторжения. В регулировании служебного контракта широко использованы правовые конструкции трудового договора, в то же время общие нормы трудового права полностью замещены правовыми нормами государственно-служебного законодательства.

Считаем, что правовое регулирование служебных контрактов на государственной службе нуждается в совершенствовании в целях повышения его эффективности, большего учета специфики государственной службы. Для этого необходимо упростить содержание и процедуру перезаключения контрактов: исключить формальные и стандартные для всех служащих условия (права, обязанности и ответственность служащих и представителя нанимателя, должностной регламент, виды и условия оплаты труда, медицинского и социального страхования, компенсации и льготы); отказаться от перезаключения контрактов при каждом централизованном изменении условий службы и размеров оплаты труда служащих; сделать предметом служебного контракта соглашение не о конкретной должности, а о прохождении службы, в рамках которого служащий может назначаться на различные должности, переводиться в другие государственные органы, перемещаться в те или иные их структурные подразделения; расширить возможности перспективного планирования служебной карьеры путем заключения срочных контрактов (до 15 и более лет) с конкретными гарантиями занятости, служебного роста и пенсионного обеспечения.

Необходимо отметить и тот факт, что поступающему на государственную службу гражданину может быть назначено испытание.

После назначения на должность  государственной службы служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

В акте государственного органа о  назначении на должность государственной службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание государственного служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности государственной службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность  государственной службы и служебном контракте условия об испытании означает, что государственный служащий принят без испытания.

Для замещения должностей государственной службы, за исключением случаев, при назначении на должность государственной службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от трех до шести месяцев.

Информация о работе Понятие государственной службы