Понятие и основания прекращения брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Методологической основой исследования понятия и оснований прекращения брака являются общенаучный диалектический метод и системный подход к изучению явлений в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленности.
Наряду с этим применялись частно-научные методы исследования:
1) формально-логический,
2) конкретно-социологический,
3) юридический (юридико-технический),

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……3
1. Понятие прекращения брака……………………………………6
1.1. Сущность и основания прекращения брака……………………………...6
1.2. Прекращение брака с участием иностранного элемента………………23
2. Действие брачного договора при прекращении брака. проблемы прекращения брака…………………………………………26
2.1. Действие брачного договора при прекращении брака………………...26
2.2. Правовые проблемы прекращения брака………………………………33
Заключение………….................................................................................40
библиографический список…………………….…….....................43

Файлы: 1 файл

Понятие и основания прекращения брака.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Первоначально практически во всех правовых системах развод рассматривается как санкция, а впоследствии, в связи с развитием законодательного регулирования развода, одновременно могли присутствовать несколько концепций развода.

Правовая модель, которая позволяет использовать несколько концепций (типов) развода, представляется наиболее диспозитивной и приспособленной в настоящий момент времени.

Прежде чем говорить непосредственно о применении концепций расторжения брака в разных странах, необходимо определить, в какие исторические периоды развод допускался и по каким основаниям.

Представления о разводе существенно изменялись в различные эпохи. В Древнем Риме развод допускался, и, более того, требования к нему были самые минимальные. В Древнем Риме развод по своей правовой природе рассматривался как гражданско-правовая сделка, не требующая специальной процедуры.11 Свобода развода была одним из основных начал римского брачного права.12 Первоначально развод был совершенно свободен и допускался в двух основных формах: по взаимному согласию и по одностороннему волеизъявлению одного из супругов.

Так, римский император Александр Север заявлял: «Издревле установлено, что браки должны быть свободны, а потому не может иметь силы условие, направленное к воспрещению разводиться».13

Таким образом, данному периоду присущи следующие концепции расторжения брака: развод-требование или развод-расторжение, а также развод-соглашение.

При этом следует отметить, что такой подход к расторжению брака в Риме был не всегда. В частности, как отмечал российский ученый профессор В.М. Хвостов, в позднейшем праве при христианских императорах были установлены невыгодные последствия на случай неосновательного одностороннего развода, развод же по взаимному соглашению был запрещен при Юстиниане (за некоторыми исключениями). Односторонний развод в Юстиниановом праве дозволен, но претерпел существенные ограничения. При данном типе развода были предусмотрены причины для расторжения брака, не предполагающие вину (вступление в монастырь), а также те, где можно вменить вину одному из супругов (например, прелюбодеяние).14 Таким образом, для данного периода характерны следующие концепции: развод-санкция, развод-требование, развод-расторжение и, в некотором усеченном виде, развод-соглашение.

В Средние века отношение к разводу и самой возможности расторгнуть брак меняется в противоположную сторону.

Против свободы развода выступила христианская церковь, и институт развода был запрещен в течение почти десяти веков на всем христианском Западе. В сущности, понимая брак как таинство, католическая церковь возвела в принцип его нерасторжимость.

Окончательно устранила идею развода и допустила взамен лишь «разлучение от стола и ложа» (separatio№ quo ad torum et me№sam) католическая церковь в постановлениях Тридентского собора в XVI в.15

Но окончательное устранение идеи развода не привело к тому, чтобы развод перестал быть в некоторых странах светским институтом, и сама возможность развода присутствовала в некоторых протестантских странах.

В этот временной период институт развода признавался чисто юридическим институтом со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Главным из этих последствий было то, что развод и его введение в жизнь государства принадлежит исключительно светской власти. Все вышесказанное является постулатами, которые нашли свое отражение в Реформации, т.е. среди протестантов.

В тех странах, где разрешался развод, господствовала именно концепция развода-санкции, которая имела место лишь при наличии двух оснований: прелюбодеяния одного из супругов или злонамеренного оставления одного из супругов другим. Эта же концепция - развод-санкция - была единственной в средние века в Византии и России.

Теперь остановимся на анализе концепций расторжения брака в разные исторические периоды на примере законодательного регулирования в России, Франции, Германии, Англии, Италии, Швейцарии.

Так, во Франции концепция (идея) нерасторжимости брака окончательно утвердилась в IX в. и просуществовала вплоть до XVIII в. Таким образом, развод был запрещен вплоть до Великой французской революции.

Однако даже в период нерасторжимости брака католическая церковь допускала раздельное жительство супругов в тех случаях, когда совместная жизнь была для супругов невыносима, и в постановлениях церкви это именовалось иногда разводом (divortium at oro et a me№sa) - отлучением от ложа и стола.

Данная процедура не являлась разводом в современном понимании этого слова, т.к. решением суда разлученные супруги освобождались от обязанности совместного проживания, но их брак продолжал существовать.

Кроме института раздельного жительства, существовала процедура признания брака недействительным. Основания были установлены каноническим правом, и в некоторой степени эта процедура заменяла недопускавшийся развод; при этом брак не расторгался, а признавался недействительным.16

Таким образом, развод во Франции был введен только в XVIII в. посредством одного из первых декретов революции. В частности, Декретом от 20 сентября 1792 г., в котором провозглашалось, что «возможность расторгнуть брак разводом... вытекает из личной свободы; нерасторжимое обязательство означало бы утрату свободы».17

Декретом от 20 сентября 1792 г. были установлены три группы оснований для развода:

1) определенные законом  поводы (основания);

2) обоюдное согласие на  развод;

3) несходство характеров.

Говоря об определенных законом поводах, следует отметить, что одни из них предполагали вину одного из супругов, а другие основания не могли быть вменены кому бы то ни было в вину. Таким образом, на данном историческом отрезке времени во Франции мы можем говорить о применении концепции «развод-санкция», правда, в несколько усеченном виде, т.е. в тех случаях, когда возможно вменить вину в расторжении брака одному из супругов. К основаниям, которые предполагали вину, относили следующие:

- прелюбодеяние;

- тяжкая обида;

- преступление;

- присуждение одного из  супругов к позорящему наказанию;

- общеизвестное и безнравственное  поведение;

- злостное оставление  супруга, если оно продолжалось  не менее двух лет.18

Также на данном этапе законодательного регулирования развода можно говорить об использовании концепции «развод-соглашение», т.к. Декретом от 20 сентября 1792 г. была предусмотрена возможность развода по обоюдному согласию. Развод по взаимному согласию выражается в форме простого заявления должностному лицу, ведущему акты гражданского состояния. В основе развода по взаимному согласию лежит отношение законодателя к браку как к гражданскому договору.

Третье же основание - несходство характеров. По своей правовой природе оно в какой-то степени является разводом по объективным причинам, т.е. он не может быть вменен кому-либо в вину. По сути, к разводу по данному основанию применимы в равной степени концепция «развод-констатация» или же концепция «развод-расторжение», в основе которого лежит одностороннее или общее желание прекратить брак.

Следующим этапом в законодательном регулировании развода во Франции являлся Гражданский кодекс 1804 г., который допускал расторжение брака, при этом основания для него были строго ограничены - к числу законных оснований законодатель отнес виновные действия супругов. Также Кодекс разрешал развод по взаимному согласию с некоторыми ограничениями по применению этого типа развода. При этом развод по такому основанию, как несходство характеров, был исключен. Что касается форм развода в этот период, можно выделить расторжение брака по одностороннему волеизъявлению, при этом этой форме присущи совершение одним из супругов какого-либо виновного действия, либо развод по взаимному согласию супругов. Для данного периода характерны следующие концепции: развод-санкция, развод-требование, развод-расторжение, развод-соглашение.

Следующим этапом является Закон от 8 июля 1816 г. (реформа Бональда), который упразднил развод и оставил в силе только институт раздельного жительства. Институт развода был запрещен вплоть до введения Закона от 27 июля 1884 г., которым было разрешено расторжение брака. Этот Закон разрешал развод только по вине и не допускал развода по взаимному согласию. Для этого периода характерно применение исключительно концепции «развод-санкция».

С 1884 г. по 1975 г. французское право предусматривало только один вид развода - ввиду виновных действий. Реформы 1975 г. и 2004 г. также предусмотрели данный вид развода.

При этом современное французское право выделяет и другие случаи расторжения брака: развод по взаимному согласию, развод при признании наличия оснований для прекращения брака, развод из-за окончательного ухудшения супружеских отношений и развод из-за вины.

Таким образом, в различные исторические периоды во Франции использовались практически все концепции расторжения брака.

В Германии законодателю при правовом регулировании развода, в частности при составлении Германского гражданского уложения 1900 г., приходилось считаться как с протестантской, так и с католической точкой зрения. Этот Закон является компромиссом для этих двух течений. Наравне с разводом признается и институт разлучения. Для данного периода характерна концепция «развод-санкция». Для применения данного типа необходимо, чтобы один из супругов оказался виновным против идеи брака в целом. Впоследствии было добавлено такое основание к разводу, как душевная болезнь одного из супругов, и здесь уже можно говорить о применении либо концепции «развод-констатация», либо «развод-расторжение». При этом не допускался развод по взаимному согласию супругов.19

В Англии развод как способ прекращения брака был предусмотрен уже в XIX в. и до реформы 1969 г. мог быть получен в качестве санкции за виновное поведение ответчика. Согласно Закону от 28 августа 1857 г., собственно, только прелюбодеяние составляет законный повод к расторжению брака.20 Для этого периода также характерно применение именно концепции «развод-санкция».

Для Руси до принятия христианства было характерно, что в этот период развод производился свободно.

С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно.

Расторжение брака все более усложнялось. Православная церковь - как русская, так и византийская, - в отличие от католической, в принципе признавала возможность развода. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, а также такие поводы, как безвестное отсутствие одного из супругов, болезнь и ряд других. Наиболее часто встречался развод в связи с принятием одним из супругов монашества.21 В рассматриваемый период еще возможен был развод по обоюдному согласию супругов. В частности, в разводных актах говорится: «как мы по своей воле сошлись, так по своей доброй воле и разошлись», «договорились мы полюбовно, чтобы нам брак наш расторгнуть». Этот период иногда именуют московским периодом.22

Следующим периодом являются реформы Петра I (в некоторых источниках его называют петербургским периодом). Для данного периода характерен более строгий подход к расторжению брака. Это было выражено прежде всего в сокращении поводов к расторжению брака, которые применялись ранее. В частности, в соответствии со ст. 46 Законов Гражданских запрещается развод по взаимному согласию. При этом появляются новые основания к расторжению брака, такие, как безвестное отсутствие одного из супругов, ссылка и ряд других.23

Следует отметить, что единого законодательства о браке для всех подданных в дореволюционной России не было. Российское брачное законодательство - и светское, и каноническое - всегда строилось на основании религиозных правил.

Следующим этапом законодательного регулирования развода в России стал Декрет «О расторжении брака», который был принят 19 декабря 1917 г. На основании этого Декрета были предусмотрены следующие формы развода: по одностороннему заявлению супруга и по взаимному согласию супругов.

16 сентября 1918 г. принят первый  отдельный кодифицированный семейно-правовой  акт - Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Допускался развод при взаимном согласии супругов и по заявлению одного из супругов.

В 1926 г. принимается Кодекс законов о браке, семье и опеке. Отменена судебная процедура расторжения брака. Брак расторгался в органах загса, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода.24

Таким образом, в период с 1917 по 1944 гг. наблюдается достаточно либеральный подход законодателя к институту развода и его процедуре. Для данного периода характерны следующие концепции: прежде всего, развод-соглашение, развод-требование и развод-расторжение.

Указом от 8 июля 1944 г. была ужесточена процедура развода. Брак расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. При этом в иске могло быть отказано даже в случае, если оба супруга настаивали на разводе. Сам бракоразводный процесс включал несколько этапов: первый - рассмотрение дела в народном суде, потом - в суде второй инстанции. Таким образом, для данного периода характерно применение прежде всего концепции «развод-констатация».

В 1968 г. были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик. На основании Основ в 1969 - 1970 гг. были разработаны семейные кодексы союзных республик.

30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. Единственным основанием к расторжению брака, который использовался вплоть до принятия 8 декабря 1995 г. Семейного кодекса РФ, был непоправимый распад семьи. Использовались две процедуры расторжения брака - административная (в органах загса) и судебная.

Таким образом, можно говорить о применении в России в период с 1944 по 1969 гг. следующих концепций расторжения брака: развод-констатация, развод-расторжение.

В настоящее время в России предусмотрены административная и судебная процедуры, в зависимости от условий расторжения брака, что имело место и в соответствии с КоБС 1969 г., и нашло отражение в Семейном кодексе РФ 1996 г. Однако законодатель поменял приоритеты, поставив на первое место административную процедуру развода в органах загса. Данный подход законодателя еще раз подчеркивает добровольность, лежащую в основе заключения брака, которая должна присутствовать и при реализации права граждан на развод.25

Информация о работе Понятие и основания прекращения брака