Понятие опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 04:20, курсовая работа

Описание работы

Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3

1. Понятие опеки и попечительства……………………………………....4

2. Понятие патронажа…………………………………………………….12

3. Субъекты правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства и патронажа…………………………………………….15

4. Прекращение отношений опеки и попечительства и патронажа…..21

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая по ГП-2 курс,2 сем..docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

 

Введение………………………………………………………………….…3

 

1. Понятие опеки и попечительства……………………………………....4

 

2. Понятие  патронажа…………………………………………………….12

 

3. Субъекты правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства и патронажа…………………………………………….15

 

4. Прекращение  отношений опеки и попечительства  и патронажа…..21

 

Заключение………………………………………………………………..27

 

Список  использованной литературы……………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. В  этой форме заложен огромный положительный  потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов  гражданина.

Между тем  исследования показывают, что этот потенциал опеки и попечительства используется недостаточно. На практике сложилось и закрепилось убеждение  в том, что опекунами или попечителями могут быть, как правило, только родственники подопечного, что опека и попечительство устанавливаются на длительный срок и что процедура установления опеки крайне сложна и длительна. Такого рода заблуждения свойственны  не только потенциальным опекунам и  попечителям, но и работникам органов  опеки и попечительства.

 

Такое положение  обусловлено комплексом причин, при  этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных  образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных  начал в правовом регулировании  опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и  попечительства, отвечающих различным  интересам участников правоотношений.

 

                            Понятие опеки и попечительства

 

   Определение сущности опеки и попечительства представляет значительную сложность. М.Ф. Владимирский-Буданов определял опеку как "искусственную власть над семьей", Г.Ф. Шершеневич - как "искусственную семью"1, В.И. Синайский - как "суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе"2.

Действующее законодательство не содержит легального определения этого понятия. Если при установлении опеки (попечительства) над детьми из содержания ст. 123 СК РФ четко следует, что это форма  их устройства, то определить природу  опеки (попечительства) над взрослыми  нормы гражданского законодательства не помогают. По мнению автора, сущность и опеки и попечительства должна состоять все-таки во всех случаях в  устройстве лица, устройстве и его  судьбы, и судьбы его имущества.

Такой подход должен исходить из представления об опеке (попечительстве) как такой  форме устройства, которая:

1) носит  индивидуальный характер;

2) является  результатом совпадения интересов  государства, опекуна (попечителя) и подопечного, а потому может  устанавливаться только при наличии  свободного волеизъявления опекуна  (попечителя);

3) предназначена  для восполнения недостающей  дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях  - и для обеспечения иных его  интересов (например, дополнительная  цель опеки (попечительства) над  детьми - их воспитание);

4) состоит  в выполнении опекуном (попечителем)  юридических или (и) фактических  действий в интересах подопечного;

5) осуществляется  опекуном (попечителем) безвозмездно  или на условиях встречного  предоставления со стороны подопечного,  государства (в широком смысле) или иных лиц;

6) решает  общегосударственные задачи, поэтому  ее установление и надлежащее  осуществление обеспечивается организационной  и контрольной деятельностью  органов государственной власти  и местного самоуправления;

7) регулируется  нормами различной отраслевой  принадлежности.

Здесь перечислены  признаки, которым, по мнению автора данной работы, должна отвечать опека и  попечительство как форма устройства. Названные признаки могут быть пояснены следующим образом.

Показано, что отношения опеки (попечительства) сходны с семейными отношениями, однако не совпадают с ними. Значительно  дальше от семьи находятся такие  формы устройства лиц, нуждающихся  в заботе, как помещение человека в специализированное учреждение (разумеется, не имеют ничего общего с семьей формы устройства, предусматривающие  экстренные меры по временному размещению лица - в лечебном учреждении, временном  приюте и тому подобных организациях, не предназначенных для постоянного  проживания).

Совершенно  ясно, что устройство человека в  семье и сходные с ним формы  индивидуального устройства обладают неоценимыми преимуществами, поскольку  позволяют оказать лицу наиболее полный объем необходимой помощи (не только материальной, но и духовной). Семья как устойчивая первичная  структурная ячейка общества, коллектив  людей, объединенных на основе компромисса  интересов, возникает лишь из союза  мужчины и женщины, а также  из родства. Именно в рамках такого коллектива человек может рассчитывать на получение помощи без встречного предоставления с его стороны  материальных благ.

При определении  правовых форм устройства нуждающихся  в заботе людей необходимо законодательно обеспечить встречу противоположных  и удовлетворяющих друг друга  интересов. В осуществлении опеки  реализуются прежде всего интересы подопечного лица, а также интересы того физического лица, которое изъявило желание стать опекуном (попечителем)3.

Государственная поддержка опеки и попечительства состоит из комплекса мер, включающих не только финансирование тех или  иных расходов, но, что гораздо более  важно, организацию работы по устройству людей под опеку (попечительство).

Определение основного назначения опеки (попечительства) зависит от того, какие именно интересы, потребности подопечных лиц подлежат охране в первоочередном порядке. История  развития цивилизации показывает, что  на разных этапах общество осуществляло устройство разных категорий лиц - бездомных, бедных, детей-сирот, незаконнорожденных детей, погорельцев, вдов, стариков и  проч.4 Характеристики таких лиц, формирующие их интересы, а также "социальная дефектность" конкретного лица предопределяют объем причитающейся ему социальной заботы. Перечень оснований, по которым опека (попечительство) должна быть предоставлена, с одной стороны, как отмечалось, предопределяется общественным правосознанием, а с другой стороны - назначением данного способа осуществления социальной защиты.

Исходя  из недопустимости вмешательства в  частную жизнь и сущности опеки (попечительства) как формы устройства, предполагающей по общему правилу совместное проживание опекуна (попечителя) и подопечного, а также контроль за поведением подопечного, - можно прийти к такому выводу. "Замещение" воли человека волей того или иного  органа государственной власти или  управления при решении жизненно важного вопроса частной жизни - вопроса о месте его пребывания или жительства, а также об определении  тех лиц, которые будут его  окружать (а значит, воздействовать на него и его духовную сферу), должно допускаться лишь при неотлагательной  необходимости защитить интересы самого лица и при условии, что само лицо не в состоянии принять меры по защите. Такой необходимостью обосновывается принудительный для подопечного характер установления опеки (попечительства). В соответствии со ст. 35 ГК РФ при назначении опекуна (попечителя) желание подопечного учитывается, только если это возможно.

Общепризнанно, что не способны правильно определять свои интересы (потребности) и формировать  свою волю несовершеннолетние, а также  лица, обладающие серьезными и устойчивыми  дефектами в психической деятельности. Эти объективные критерии закон  облекает в специальные правовые формы, которые отличаются известной  условностью. Так, некоторые 16-летние подростки  рассуждают весьма здраво, ведут себя разумно и не нарушают своих интересов  и интересов других лиц. В то же время такое поведение свойственно  далеко не всем совершеннолетним лицам. Избрав 18-летие (п. 1 ст. 21 ГК РФ), законодатель закрепил общее правило о достижении лицом возраста полной гражданской  дееспособности. Исключения, предусмотренные  из этого правила (п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 26, ст. 27 ГК РФ), позволяют учесть специфику  той или иной отдельной личности (насколько это возможно и насколько  это не противоречит общественным интересам).

Само  по себе несовершеннолетие лица - недостаточное  основание для установления опеки  или попечительства над ним. Современное  законодательство ушло от признания  родителей естественными опекунами (попечителями) своих детей, несмотря на то, что во многих правовых системах такая норма по-прежнему присутствует.

Признание наличия у лица устойчивых и серьезных  дефектов психической деятельности, требующего охраны его интересов  с помощью опеки, производится в  форме судебного решения (ст. 29 ГК РФ). Устойчивые отклонения от нормы  психической деятельности (не носящие, однако, характера психического расстройства) присутствуют и в поведении растратчиков - лиц, по тем или иным причинам расходующим  свое и чужое имущество в ущерб  себе и своей семье. Чаще всего  такое поведение, как известно, характерно для лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, что и служит причиной закрепления в ст. 30 ГК РФ правил об ограничении дееспособности таких лиц. По мнению медиков, состояние алкогольного или наркотического опьянения способно вызвать изменения в психической деятельности лица - от незначительных деформаций до отсутствия признаков психической деятельности. В криминологии признано, что алкоголизм относится к числу пограничных психических расстройств, не исключающих, однако, вменяемости. В.А. Ойгензихт, характеризуя неволеспособность, указывал: "...патологическое слабоволие проявляется при хроническом алкоголизме, оно связывается с неспособностью противиться влечению к вину, особенно наблюдающееся в состоянии дилеомании, в также в других случаях наркомании".

Цивилистическая наука должна возвратиться к обсуждению основания ограничения дееспособности гражданина и еще по ряду причин. Как отмечается, злоупотребление  спиртными и наркотическими средствами не охватывает всех случаев отклоняющегося поведения лица. "Единая биолого-химическая и физиолого-психологическая природа  алкоголизма, наркомании и токсикомании приводит к необходимости и целесообразности применения единого термина - токсикомания". На это обстоятельство обращает внимание и А.М. Нечаева, указывая, что ст. 30 ГК РФ не учитывает распространения  токсикомании - явления, природа которого "еще полностью не исследована".

Как указывал Г.Ф. Шершеневич, в отечественном  законодательстве "к ограничению  дееспособности приводит иногда расстройство имущества, а именно при расточительности и несостоятельности", а в праве  Германии, наряду с расточительностью, основанием ограничения дееспособности являлось также и пьянство, вследствие которого человек "повергал себя и  свое семейство опасности впасть в состояние крайней нужды"5. Л. Эннекцерус понимал расточительность как "склонность к бесполезным или несоответствующим имущественному положению затратам", в том числе на "сумасбродную" благотворительность, отмечая, что расточаются не энергия и здоровье лица, а его имущество. Кстати, в российском праве нормы об ограничении дееспособности названной категории лиц содержались в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений (изд. 1890 г., ст. 150), что может свидетельствовать об особом публичном интересе в таком ограничении. В.И. Синайский отмечал, что российский законодатель, используя принцип общественной пользы, а не принцип охраны семьи, более правильно, нежели Сенат, определял понятие расточительности6.

Можно, конечно, спорить о том, какая из двух целей - охрана личности или сохранение имущества - в большей степени преследуется правом в этих случаях, однако представляется, что первая из них должна во всех случаях иметь приоритет. Такое  убеждение складывается не из слепого  следования зафиксированной в международном  и отечественном праве норме  о высшей ценности человека, а из осознания бренности материальных благ и конечной задаче обеспечения  выживания человека.

Однако  совершенно очевидно, что попечительство, назначаемое в соответствии со ст. 30 ГК РФ уже после того, как гражданин  превратил акты употребления наркотических  средств или расточительства  в систему, не в состоянии предотвратить  само явление. Как отмечается в литературе, опыт России в деле борьбы с пьянством  показал, что "все наиболее значительные усилия, предпринимаемые государством... (4 питейные реформы до 1917 г., крупномасштабные меры в советский период - 1958, 1972, 1985 гг.), ожидаемых результатов не принесли"7. Требуется выработка мер, способных нормализовать сознательную деятельность, направить потребности человека в нужное русло (создание рабочих мест, ограничение распространения наркотиков, обеспечение доступности лечения от алкоголизма и наркомании, а главное - обеспечение семейно-ориентированного образа жизни большинства населения). Это задача отдельного комплексного научного исследования.

Содержание  деятельности опекуна (попечителя) состоит  в совершении юридических и фактических  действий. Закон очерчивает круг таких  обязанностей, однако не устанавливает  детально порядок их исполнения. Поскольку, как было отмечено, опека (попечительство) состоит в закреплении за нуждающимся  в социальной заботе гражданином  физического лица, осуществляющего  широкий круг действий по оказанию помощи, поскольку в обязанности  опекуна (попечителя) входит сделать  все, чтобы положение лица не ухудшилось, и, наконец, поскольку самостоятельно не могут позаботиться о себе лица, имеющие отклонения от нормы психической  деятельности, постольку за опекуном (попечителем) должно быть признано право  воздействовать на волю подопечного, а  в необходимых случаях - заменять ее своей волей.

Степень отклонения психической деятельности лица от нормы влияет на объем необходимой  ему помощи и, следовательно, на объем  полномочий опекуна или попечителя. Именно на этом факте основано различие между опекой и попечительством, выраженное в формулировках п. 2 ст. 32 и п. 2 ст. 33 ГК РФ. Установление опеки  влечет за собой возникновение отношений  законного представительства, а  установление попечительства не должно по общему правилу создавать таких  последствий. Роль попечителя сводится только к контролю за юридическими действиями подопечного (а при попечительстве над несовершеннолетними сохраняется  еще и обязанность попечителя воспитывать ребенка, что объясняется  спецификой социализации человека на этом этапе).

Информация о работе Понятие опеки и попечительства