Понятие опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 04:20, курсовая работа

Описание работы

Такое положение обусловлено комплексом причин, при этом отсутствие необходимой информации у населения или нехватка денежных средств в бюджетах муниципальных образований не являются основными. Более важной причиной является несовершенство современной правовой модели опеки, лишенной мобильности. Очевидной становится необходимость усиления диспозитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создания разновидностей (моделей) опеки и попечительства, отвечающих различным интересам участников правоотношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…3

1. Понятие опеки и попечительства……………………………………....4

2. Понятие патронажа…………………………………………………….12

3. Субъекты правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства и патронажа…………………………………………….15

4. Прекращение отношений опеки и попечительства и патронажа…..21

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………29

Файлы: 1 файл

курсовая по ГП-2 курс,2 сем..docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

Исходя  из того, что действующее законодательство различает детей, не достигших 14 лет, и детей в возрасте от 14 до 18 лет, соответственно различается опека  и попечительство над детьми. В  то же время специфика попечительства над ограниченно дееспособным лицом  заключается в том, что его  психическая деятельность не имеет  таких недостатков, которые сделали  бы его абсолютно беспомощным  перед внешними факторами. Поэтому и содержание попечительства в данном случае должно состоять только в контроле за расходованием имущества, что в конечном итоге может повлиять на правильное формирование поведенческой ориентации (во всяком случае, послужит одной из превентивных мер).

Правила, предусмотренные в настоящее  время ст. 41 ГК РФ, установлены исключительно  в целях охраны прав совершеннолетнего  дееспособного лица и не допускают  извлечения помощником какой-либо имущественной  выгоды помимо той, которая предусмотрена  для них договором поручения  или доверительного управления.

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Понятие патронажа

 

Патронаж  над дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства. Несмотря на то, что законодатель прямо  указывает на установление "попечительства в форме патронажа", на наш взгляд, не следует соотносить патронаж и  попечительство как видовое и  родовое понятия. В ГК РФ ст. 41 закреплена специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, - патронаж. Имеются в виду больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.п., при отсутствии лиц, обязанных осуществлять уход за ними. Орган опеки и попечительства с согласия такого гражданина может назначить ему попечителя (помощника), который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.

Согласно  ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или  не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то, что институт патронажа  предназначен именно для защиты прав личности, более того, личности, которая  по состоянию здоровья не в силах  заботиться о себе самостоятельно, его задачи не совпадают с задачами опеки. Лицо, находящееся под патронажем, вполне дееспособно. Это означает, что  все юридически значимые действия оно  может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей.

Так, патронаж не может быть установлен в тех  случаях, когда подопечный страдает, например, старческим слабоумием. Проявления у лица дефектов волеобразования  или волеизъявления должны заставить  орган опеки и попечительства возбудить гражданское дело о  признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. В том и заключаются  предварительные функции органов  государственной власти или местного самоуправления по выявлению и устройству нуждающихся в опеке лиц, чтобы при обнаружении признаков серьезного психического расстройства инициировать судебное разбирательство. Именно с этой целью ст. 281 ГПК РФ предоставляет право подачи соответствующего заявления в суд органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению.

Все, что  нужно в качестве помощи тому лицу, которое не страдает психическим  расстройством, но которое по состоянию  здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять  обязанности, - это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного  совершения таких действий является договор поручения или доверительного управления имуществом.

Анализ  положений ст. 41 ГК РФ показывает, что  эти нормы направлены исключительно  на охрану имущественных интересов  лица, над которым установлен патронаж. Такому лицу не требуется со стороны  помощника уход, обеспечение питанием, лечением, не требуется осуществление  воспитания. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного  гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в судебных разбирательствах, так и в исполнительном производстве, уголовном процессе, производстве по делам об административных правонарушениях, в других правоотношениях гражданин  участвует самостоятельно, что говорит  об исключительно имущественной  направленности патронажа.

Помощник, действуя на основании договора доверительного управления имуществом или договора поручения, распоряжается имуществом, оплачивает счета своего клиента, осуществляет его иные имущественные права, но только в тех рамках, которые обозначены содержанием договора.

В пользу мнения о самостоятельности норм о патронаже говорит и еще  одно обстоятельство. Статья 33 ГК РФ, перечисляя основания установления попечительства, не указывает в качестве таковых  ситуацию, описанную в ст. 41 ГК РФ.

Исходя  из убеждения в том, что патронаж к формам попечительства не относится, что цели его установления носят  имущественный характер, можно утверждать, что патронаж не является формой устройства граждан. В то же время, поскольку  патронаж в соответствии с законом  устанавливается и отменяется органом  опеки и попечительства, а также  в связи с тем, что в его  основе может лежать договор поручения, его нельзя отождествлять и с  доверительным управлением имуществом (опекой над имуществом). Вмешательство  органов опеки и попечительства в установление патронажа объясняется  физическим состоянием гражданина, нуждающегося в социальной заботе. В этом случае в полной мере проявляется действие механизма реализации права на социальную заботу - органы власти выявляют лицо, нуждающееся в патронаже, и осуществляют для него поиск помощника, который  будет исполнять свои обязанности  за счет заказчика (физического лица).

 

3. Субъекты правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства и патронажа

 

С одной  стороны, в договоре об опеке (попечительстве) участвует публичный субъект (муниципальное  образование), от имени которого выступает  его орган, наделенный соответствующими полномочиями.

Органы  государства или муниципальных  образований самостоятельно в гражданско-правовых отношениях не участвуют, они могут  лишь в соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени государственных или муниципальных  образований приобретать и осуществлять права и обязанности. Самостоятельное  участие органа опеки и попечительства в гражданских правоотношениях  допустимо лишь при осуществлении  им хозяйственных функций, направленных на обеспечение деятельности соответствующего властного аппарата. Однако в этих немногочисленных случаях он может  выступать в гражданском обороте  только в качестве юридического лица - учреждения, созданного на праве оперативного управления имуществом.

Правоотношение, возникающее из договора об опеке (попечительстве), имеет своей целью устройство лица, нуждающегося в социальной заботе. Такая задача ни в коем случае не относится к внутрихозяйственным, более того, имеет общефедеральный  масштаб. Следовательно, при заключении договора орган опеки и попечительства лишь формирует и выражает волю публичного субъекта, муниципального образования. Такой подход к определению стороны  правоотношения опеки (попечительства) должен найти закрепление в законодательстве. В п. 1 ст. 34 ГК РФ необходимо прямо  указать, что органы опеки и попечительства, выполняя возложенные на них функции, действуют от имени соответствующего муниципального образования. Это поможет  в том числе верно установить субъекта ответственности, в частности, за неисполнение обязательств муниципального образования по возмещению опекуну (попечителю) понесенных им расходов или по уплате ему предусмотренного договором вознаграждения.

При правильном подходе к определению субъекта правоотношения устраняется одна из острых проблем современной судебной практики - вопрос о том, кто является ответчиком в деле о взыскании  денег с органа опеки и попечительства и каким образом должно быть исполнено  судебное решение.

На стороне  опекуна (попечителя) выступает специальный  субъект физическое лицо (или несколько  лиц). При этом возможность стать  опекуном (попечителем) принадлежит  не каждому гражданину и зависит  от соответствия характеристики личности требованиям закона (ст. 35 ГК РФ). Так, не может быть опекуном лицо, лишенное родительских прав. Само по себе лишение  родительских прав представляет собой  ограничение его гражданской  правоспособности, произведенное с  соблюдением правила п. 1 ст. 22 ГК РФ. В то же время следует считать, что лицо, восстановленное в родительских правах, имеет право быть опекуном или попечителем.

Запреты и рекомендации, установленные отечественным  законодателем для подбора кандидатуры  опекуна (попечителя), могут быть уточнены и расширены. Так, например, ст. 256 ч. 1 т. Х Свода законов Российской империи запрещала назначать  опекунами лиц, "расточивших собственное  и родительское имение; имеющих явные  и гласные пороки или же лишенных по суду всех прав состояния; известных  суровыми своими поступками; имевших  ссору с родителями малолетнего; несостоятельных". Более того, по свидетельству В.И. Синайского, в  Полтавской и Черниговской губерниях  нельзя было назначать опекунами  лиц, не имеющих средств или не предоставляющих обеспечения исполнения своих обязанностей8. Во всяком случае заслуживает внимания запрет на осуществление опеки (попечительства) лицом, которое было признано в установленном порядке несостоятельным, а также недопустимость принятия опеки лицами, совершившими преступления против личности.

Отказ в  заключении договора об опеке (попечительстве) возможен и по причине недостатков  нравственных и иных личных качеств  заявителя, в том числе при  установлении опеки (попечительства) над  детьми - по причине наличия определенного  заболевания. Такие недостатки не относятся  к числу обстоятельств, являющихся основанием для ограничения в  соответствии с законом правоспособности физического лица. Из этого следует, что в силу закона орган опеки  и попечительства вправе отказать заявителю  в назначении его опекуном или  попечителем по причине наличия  информации, ставящей под сомнение его личные качества.

В то же время при соблюдении всех указанных  в законе условий отказ от заключения договора с лицом, предложившим свою кандидатуру для исполнения обязанностей опекуна (попечителя) над конкретным подопечным, для муниципального образования  невозможен. Такой отказ может  быть обоснован только интересами подопечного, в частности, необходимостью устройства лица в иной предусмотренной законом  форме.

В сфере  устройства детей критерии выбора форм их устройства установлены законодательно и предопределены содержанием права  ребенка жить и воспитываться  в семье. Однако усмотрение органа опеки  и попечительства при выборе стороны  по договору, в сущности, почти не ограничено, а случаи необоснованного  отказа заявителям в назначении их опекунами или попечителями детей  нередки. Что же касается устройства совершеннолетних граждан, нуждающихся  в попечении, то в этой области  законодательство не содержит ориентиров для выбора формы устройства и  не может их устанавливать, поскольку  каждый нуждающийся в социальной заботе гражданин индивидуален. Его  устройство должно определяться, отправляясь  от его конкретных интересов.

Исходя  из основной цели опеки и попечительства - защита интересов подопечного лица - к договору об опеке (попечительстве) необходимо применять положения  ГК РФ о заключении договора в обязательном порядке, содержащие такой механизм, как обращение в суд с требованием  к органу опеки и попечительства о понуждении к заключению договора. Именно в судебном порядке будет установлено, насколько необходима подопечному такая форма устройства, как опека (попечительство), насколько соответствует заявитель требованиям закона и на каких условиях должно быть заключено соглашение об опеке (попечительстве).

Дело  в том, что лицо, желающее стать  опекуном (попечителем), имеет право  на то, чтобы им стать. Это право  входит в содержание его правоспособности и обусловлено природной потребностью человека заботиться о ком-либо. Обеспечение  реализации этого права возможно только путем обращения в суд  с требованием к публичному субъекту о назначении его опекуном (попечителем), т.е. о понуждении к заключению договора.

Закон должен допускать присутствие нескольких лиц на стороне опекуна (попечителя), что в настоящее время возможно лишь при установлении такого вида опеки, как приемная семья. Действующие  положения ГК РФ не позволяют сделать  вывод о допустимости наличия  двух и более опекунов (попечителей) одного подопечного. Введение такого правила, во-первых, позволит урегулировать  правовой статус приемных и патронатных  воспитателей ("родителей") в рамках правового статуса опекунов и  попечителей. Во-вторых, наличие одновременно нескольких опекунов при условии  их солидарной ответственности позволит во многих случаях повысить эффективность  осуществления опеки.

Единственным  исключением должно стать, на наш  взгляд, следующее. Если по условиям установления опеки (попечительства) подопечное лицо будет проживать вместе с опекунами (попечителями), то последними могут  быть только лица, состоящие в зарегистрированном браке, или родственники. Это требование продиктовано соображениями морали. При наличии у подопечного  нескольких опекунов (попечителей) юридические  действия, входящие в круг их обязанностей, должны совершаться одновременно всеми  опекунами (попечителями), что не исключает  иного порядка, который может  быть установлен договором об опеке (попечительстве).

Информация о работе Понятие опеки и попечительства