Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении функционирования юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант (добровольный) возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц………………….5
Основания для принудительной ликвидации юридического лица…...........7
Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица……….…………………………………....15
Принудительная ликвидация…………………………………………..........19
Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации………………………………...……………………………..…..24
Общие положения………………...……………………...…………………..26
Заключение…………………………………………….………………………....38
Список литературы ……………………..……………………………………….41

Файлы: 1 файл

основания ликвидации юридического лица.docx

— 74.13 Кб (Скачать файл)

- в случае если индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 1999 года не преобразовались в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо не ликвидировались;

- в случае если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп."а"-"д", "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" .

Орган, регистрирующий общественные объединения (Министерство юстиции  РФ), вправе обращаться в суд с  требованием о ликвидации общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и не прошедших перерегистрацию  до 1 июля 1999 года.

Орган, осуществляющий регистрацию  религиозных организаций, вправе вносить  в суд представление о ликвидации религиозной организации.

Прокурор.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации  вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой  стадии процесса, если этого требует  защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или  государства.

Налоговые органы.

Налоговые органы вправе предъявлять  в суды общей юрисдикции или арбитражные  суды иски о ликвидации организации  любой организационно-правовой формы  по основаниям, установленным законодательством  Российской Федерации.

В частности, налоговые органы вправе предъявлять иски о ликвидации юридических  лиц при осуществлении ими  деятельности с неоднократными или  грубыми нарушениями закона или  иных правовых актов.

Так, налоговые органы вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности  в случае неоднократного или грубого  нарушения налогового законодательства.

Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление  организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной  деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с абз.5 ст. 6 Закона РФ от 18.06.1993 № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", налоговые  органы обязаны при повторном  нарушении юридическим лицом  указанного закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин  обращаться в суд с иском о  ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с  денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Антимонопольный орган.

Федеральный антимонопольный орган (территориальный орган в пределах его компетенции) вправе предъявлять  в суд иски о ликвидации объединений  коммерческих организаций (союзов или  ассоциаций), хозяйственных обществ  или товариществ, если такие объединения (общества, товарищества) осуществляют координацию предпринимательской  деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь  своим результатом ограничение  конкуренции.

Центральный банк РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) вправе предъявить в арбитражный суд  иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Государственный уполномоченный орган в области  негосударственного пенсионного обеспечения.

С исками о ликвидации негосударственных  пенсионных фондов, осуществляющих деятельность без соответствующей лицензии, вправе обращаться государственный уполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения.

Иск о ликвидации фонда может подавать любое заинтересованное лицо.

В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ, решение  о ликвидации фонда может принять  только суд по заявлению заинтересованных лиц.

При этом в качестве заинтересованных лиц с заявлением в арбитражный  суд о ликвидации фонда могут обратиться:

- орган фонда, уполномоченный на то учредительными документами;

-и учредители (участники) фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Принудительная ликвидация организаций, не ведущих деятельности.

Среди всего объема зарегистрированных юридических лиц значительную долю составляют фирмы-"однодневки", созданные лишь для проведения каких-либо хозяйственных операций, длительное время не осуществляющие деятельности, не сдающие отчетность в государственные органы, фактически отсутствующие по адресу, указанному в их учредительных документах.

В связи с этим налоговые органы стремятся сократить количество таких организаций, используя предусмотренные  законом правовые основания для  принудительной ликвидации таких юридических  лиц в судебном порядке.

Ликвидация в  связи с осуществлением деятельности с неоднократными или грубыми  нарушениями закона или иных правовых актов.

Налоговые органы на основании абз.4 пп.16 п.1 ст.31 НК РФ вправе обращаться в  суд с исками о ликвидации юридических  лиц в случае неоднократного или  грубого нарушения законодательства.

В случае, если организация не представляет в налоговый орган отчеты о ее финансово-хозяйственной деятельности, документы и сведения для исчисления и уплаты налогов, такие нарушения могут быть признаны судом основанием для принудительной ликвидации юридического лица.

Президиум ВАС РФ в своем постановлении  указал, что требование налогового органа о ликвидации фирмы подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

- фирма осуществляет деятельность с грубыми нарушениями налогового законодательства: с 1995 года она не исполняет обязанности, предусмотренные в настоящее время ст.23 Налогового кодекса РФ, в частности по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетов о финансовой деятельности, представлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов сведений и документов.

Осуществление деятельности с указанными нарушениями является основанием для  ликвидации юридического лица в соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2001 № 7745/00).

Однако при рассмотрении иска о  ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с  неоднократными или грубыми нарушениями  закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.07.2001 № 2163/01).

Признание банкротом  отсутствующего должника.

Организация, не осуществляющая деятельности и имеющая задолженность перед  бюджетом, может быть ликвидирована  в рамках процедуры банкротства  отсутствующего должника.

В соответствии со ст.227 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может подать заявление  о признании должника банкротом, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным, причем независимо от размера кредиторской задолженности.

Кроме того, в соответствии со ст.230 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсный кредитор или уполномоченный орган может  подать заявление о признании  должника банкротом независимо от размера  кредиторской задолженности, если в  течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления не проводились  операции по счетам должника, а также  при наличии иных признаков, свидетельствующих  об отсутствии предпринимательской  или иной деятельности должника.

Необходимо отметить, что условием применения норм закона о банкротстве  является наличие у организации  задолженности. При этом в соответствии со ст.2 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ юридическое  лицо признается должником, если оно  неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение  срока, установленного указанным законом.

Однако судебная практика по данному  вопросу неоднозначна.

Инспекция МНС РФ обратилась в арбитражный  суд с заявлением о применении к ТОО норм Федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве)" о  банкротстве отсутствующего должника, т.к. товарищество долгое время не представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность и обладает признаками отсутствующего должника.

Суд отказал в удовлетворении заявления  по мотиву отсутствия у товарищества кредиторской задолженности перед  бюджетом и иными кредиторами.

Президиум ВАС РФ отменил указанное  решение, указав следующее.

Положения закона о банкротстве  отсутствующего должника применяются  также в случаях, когда имущество  должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы  по делу о банкротстве или когда  в течение последних 12 месяцев  не проводились операции по счетам должника, а также при наличии  иных признаков, свидетельствующих  об отсутствии предпринимательской  или иной деятельности должника.

Указанные положения закона применяются  и в случае отсутствия у предприятия  кредиторской задолженности.

Поэтому в случаях, когда должник-гражданин  либо руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании  отсутствующего должника банкротом  может быть подано кредитором, налоговым  или иным уполномоченным органом, а  также прокурором независимо от размера  кредиторской задолженности (Постановление  Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01).

Таким образом, Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.01.2002 № 9111/01 удовлетворены требования налогового органа, несмотря на то что у организации не было задолженности перед бюджетом.

Тем не менее эту правовую позицию нельзя признать обоснованной, т.к. понятие "должник" предполагает именно наличие задолженности. При отсутствии у организации задолженности перед бюджетом или иными кредиторами она не признается должником. Следовательно, все нормы о банкротстве отсутствующего должника должны применяться только в отношении организации, у которой есть задолженность перед бюджетом или иными кредиторами.

Также вызывает вопросы порядок  определения факта отсутствия руководителя организации и невозможности  установить его место нахождения.

Так, если исполнительный орган (руководитель) юридического лица отсутствует по адресу, указанному в качестве места нахождения юридического лица в его учредительных документах, можно ли считать местом нахождения руководителя место его жительства? И нужно ли в связи с этим для признания факта отсутствия руководителя организации признавать его безвестно отсутствующим в соответствии со ст.42 ГК РФ?

В судебной практике подобный вопрос был решен следующим образом.

Предприниматель обратился в арбитражный  суд с заявлением о признании ООО, имевшего перед ним задолженность, несостоятельным и ликвидации должника по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.

Суды первой и апелляционной  инстанций сочли возможным применить  к должнику упрощенную процедуру  банкротства, т.к. движение средств  по расчетному счету ООО не велось, бухгалтерская отчетность не представлялась, ни по адресу, указанному в последнем зарегистрированном уставе ООО, ни по его почтовому адресу, известному суду и кредитору, должник не находился. Таким образом, налицо фактическое прекращение деятельности должника и отсутствие возможности установить его местонахождение.

Однако директор ООО подал кассационную жалобу, в связи с чем суд  кассационной инстанции отменил  ранее принятые решения, ссылаясь на то, что кредитор не доказал, что  руководитель ООО фактически отсутствует, и не предпринял каких-либо действий для признания его безвестно  отсутствующим по правилам ст.42 ГК РФ.

Президиум ВАС РФ отменил постановление  кассационной инстанции и оставил  в силе ранее принятые решения, посчитав, что в материалах дела имеются  доказательства отправки кредитором своего заявления по всем известным ему  адресам должника, а утверждение  суда кассационной инстанции о необходимости  применения правила признания гражданина безвестно отсутствующим является неверным (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2000 № 6373/99).

 Новое основание для ликвидации.

С 1 января 2003 года у налоговых органов (которые с 1 июля 2002 года осуществляют государственную регистрацию юридических  лиц) появилось новое основание  для принудительной ликвидации юридических  лиц, не ведущих деятельность, если такие организации не представят сведения о себе.

Юридические лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года обязаны представить в  регистрирующий орган сведения, предусмотренные  пп. “а” - пп."а"-"д", "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".

Невыполнение этого требования является основанием для принятия судом  решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего  органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации.

В случае, когда суд принимает  решение о принудительной ликвидации организации, обязанности по проведению ликвидационных процедур как правило возлагаются на ее учредителей.

Информация о работе Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц