Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении функционирования юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант (добровольный) возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц………………….5
Основания для принудительной ликвидации юридического лица…...........7
Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица……….…………………………………....15
Принудительная ликвидация…………………………………………..........19
Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации………………………………...……………………………..…..24
Общие положения………………...……………………...…………………..26
Заключение…………………………………………….………………………....38
Список литературы ……………………..……………………………………….41

Файлы: 1 файл

основания ликвидации юридического лица.docx

— 74.13 Кб (Скачать файл)

Уплата налогов в  период ликвидации предприятия

В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации  исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают  от реализации имущества. Если организация  продала какие-либо активы, то у нее  возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в  налоговый орган декларации по каждому  из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

Если денежных средств ликвидируемой  организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности  по уплате налогов и сборов, причитающихся  пеней и штрафов, остающаяся задолженность  должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при  ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой  организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговая проверка

Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным  кредитором организации в случае недоначисления налогов, начинает проверять  ликвидируемое предприятие. Налоговая  проверка проводится по все налогам  вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. Налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. Налоговая проверка является выездной.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

На основании актов сверки с  налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма  задолженности организации.

Составление и утверждение  промежуточного ликвидационного баланса

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ по окончании срока, отведенного  для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс. Расчеты с  кредиторами будут производиться  только после утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс - это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять  требования, предъявленные кредиторами  в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого  баланса - уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит полные сведения о составе  активов и пассивов предприятия, стоимости всего имущества, которым  оно располагает, дебиторской и  кредиторской задолженности. Кроме  того, ликвидационный баланс должен содержать  полный перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты рассмотрения их ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В течение трех дней с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия обязана уведомить об этом регистрирующий орган. Для этого в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Уведомление об утверждении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003;
    2. Протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
    3. Промежуточный ликвидационный баланс;
    4. Копия страницы журнала "Вестник государственной регистрации" с объявлением о ликвидации

Удовлетворение требований кредиторов

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным  ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением  кредиторов пятой очереди, выплаты  которым производятся по истечении  месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются  в следующей очередности:

-в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально  суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора  либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного  баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены  за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества  ликвидируемого юридического лица, оставшегося  после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для  удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества  установлен Федеральным Законом  №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности.

Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется  специализированной организации.

Недвижимое имущество реализуется  на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее  право совершать сделки с недвижимостью.

Сначала продается имущество, которое  не участвует в производстве. Это  могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и  т.д. Затем продаже подлежит готовая  продукция. В последнюю очередь  продается недвижимость, сырье, материалы  и основные средства.

Ликвидационная комиссия должна принять  решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической  целесообразности.

Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми  установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу  предприятия или на его расчетный  счет. После этого продолжается процесс  расчетов с кредиторами.

Требования кредиторов, не удовлетворенные  из-за недостаточности имущества  ликвидируемого юридического лица, считаются  погашенными. Погашенными считаются  также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору  отказано.

Составление и утверждение  ликвидационного баланса

После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут  произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно  судить об имуществе, которое переходит  к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение  о ликвидации, а также подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

Расчеты с учредителями

Имущество, оставшееся у организации  после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально  их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между  учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации. Обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

Закрытие счетов в банках

После проведения всех взаиморасчетов (с налоговой инспекцией, кредиторами, участниками) необходимо закрыть все  счета организации в банках. Для  этого достаточно подписать заявление  о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию  о закрытии счетов. В налоговую  инспекцию подаются следующие документы:

    1. Сообщение о закрытии счета – 2 экз.
    2. Уведомление банка о закрытии счета

Государственная регистрация  ликвидации юридического лица

Предприятие прекращает свое существование  после внесения об этом записи в  Единый государственный реестр юридических  лиц. Для государственной регистрации  прекращения деятельности юридического лица в налоговую инспекцию по месту нахождения организации представляются:

    1. Заявление на государственную регистрацию ликвидации по форме Р16001
    2. Ликвидационный баланс
    3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса
    4. Справка из Пенсионного фонда об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов. Можно не предоставлять, тогда налоговый орган будет делать запрос в Пенсионный фонд для получения соответствующей информации.
    5. Документ об оплате госпошлины (квитанция или платежное поручение)

В течение 5 дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая  инспекция обязана выдать свидетельство  о прекращении деятельности юридического лица. В связи с реализацией  принципа «одного окна» снятие с  налогового учета производится одновременно с государственной регистрацией факта ликвидации юридического лица.

Снятие с учета во внебюджетных фондах

Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования) снимают  с учета после снятия с учета  в налоговом органе. Также как  и налоговая инспекция фонды обязаны провести проверку налогоплательщика, включая сверку по платежам. Фонды также могут являться кредиторами по неуплаченным страховым взносам. Поэтому сверку с фондами необходимо провести до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Что касается самого снятия с учета, то для этого в фонд необходимо предоставить следующие документы:

    1. Заявление (как правило, в произвольной форме)
    2. Протокол о ликвидации (копия)
    3. Свидетельство о прекращении деятельности (копия нотариальная)
    4. Уведомление о снятии с налогового учета (копия нотариальная)
    5. В ФСС возвращается страховое свидетельство

Заключительные операции по ликвидации

После получения свидетельства  о прекращении деятельности уничтожить печать и сдать документы в  архив. Обращаем Ваше внимание на то, что  в связи с реализацией принципа «одного окна», снятие с учета  в органах Статистики производится автоматически на основании данных, предоставляемых налоговым органом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Ликвидация как способ прекращения  юридического лица представляет собой  довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

На современном этапе развития российского общества ликвидация  юридического лица встречается отнюдь не редко: в условиях рыночной экономики  многие пробуют свои силы в предпринимательстве, однако понятно, что не все попытки  будут удачными.  В результате наблюдается активный процесс естественного  ухода с рынка многих юридических  лиц. И это нельзя считать чем-то непредвиденным: ликвидация, в известном  смысле, сопряжена с естественным риском участия в гражданском  обороте. Кроме того, будучи грамотно проведенной, она фактически решает проблему сохранения собственности  учредителей (участников) юридического лица.

Информация о работе Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц