Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении функционирования юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант (добровольный) возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц………………….5
Основания для принудительной ликвидации юридического лица…...........7
Органы, уполномоченные на предъявление иска о принудительной ликвидации юридического лица……….…………………………………....15
Принудительная ликвидация…………………………………………..........19
Последствия для учредителей в случае принудительной ликвидации организации………………………………...……………………………..…..24
Общие положения………………...……………………...…………………..26
Заключение…………………………………………….………………………....38
Список литературы ……………………..……………………………………….41

Файлы: 1 файл

основания ликвидации юридического лица.docx

— 74.13 Кб (Скачать файл)

Если учредители отсутствуют либо уклоняются от проведения ликвидации, суд назначает ликвидатора и  поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица (п.24 Постановления  Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8). Законодательством не установлена ответственность учредителей за не проведение ликвидации организации.

В таких организациях, как ООО и АО, учредители не несут ответственности по обязательствам организации, поэтому в случае недостаточности ее имущества для погашения долгов перед бюджетом и кредиторами, учредители потеряют лишь стоимость вкладов, внесенных в уставный капитал организации, но не будут отвечать по ее долгам своим личным имуществом.

В организациях, где законом и  уставом для учредителей установлена  субсидиарная ответственность (производственные, потребительские кооперативы, полные и коммандитные товарищества, учреждения и др.), учредителям придется расплатиться по долгам своим личным имуществом организации в случае, если ее имущества  будет недостаточно для расчетов с кредиторами.

 Последствия для руководителя в случае ликвидации организации

Организация, находящаяся в процессе ликвидации, до момента исключения ее из Единого государственного реестра  юридических лиц, несет все предусмотренные  законодательством обязанности, в  том числе обязанность платить  налоги, сдавать налоговую и бухгалтерскую  отчетность.

Обязанности организации по уплате налогов прекращаются только после  проведения ликвидационной комиссией (ликвидатором) всех расчетов с бюджетом, при этом организация должна вести  бухгалтерский учет вплоть до ее ликвидации.

Организация до момента ее ликвидации несет ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Должностные лица организации (каковым  является руководитель) могут быть привлечены к административной ответственности  за нарушение налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском  учете.

В период ликвидации организации риск особенно велик, т.к. при проведении процедуры ликвидации налоговые  органы, как правило, проводят налоговые  проверки. При этом налоговая проверка может быть проведена повторно, по уже проверенным периодам , за три предыдущих года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общие положения

Добровольная ликвидация производится на основании Гражданского кодекса (ст. 61-64 части 1) и специальных законов (ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «Об акционерных  обществах», ФЗ «О некоммерческих организациях»  и т.д.). Кроме того, ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей»  установил порядок государственной  регистрации факта ликвидации.

Основанием для добровольной ликвидации может быть:

  1. Потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес);
  2. Убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности;
  3. Окончание срока, на который была создана организация;
  4. Достижение целей, ради которых была создана организация;
  5. Состояние чистых активов в ООО и АО.

Принятие решения о  ликвидации.

Решение о ликвидации принимается  органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах  с ограниченной ответственностью –  Общее собрание участников, в акционерных  обществах - Общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах - общее собрание членов и  т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения  суда.

На Общее собрание выносятся  следующие вопросы:

    1. Принятие решение о ликвидации (с указанием причины ликвидации);
    2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и избрание председателя ликвидационной комиссии;
    3. Порядок и сроки ликвидации, в том числе уведомление кредиторов о ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят  полномочия по управлению делами юридического лица. В законодательстве не существует норм, посвященных механизму контроля над действиями ликвидационной комиссии, ее ответственности за действия, которые  нарушают права заинтересованных лиц. Поэтому следует весьма тщательно отнестись к выбору кандидатур будущих членов ликвидационной комиссии. Как правило, в состав ликвидационной комиссии включаются руководитель, главный бухгалтер, юрист, могут включаться представители учредителей. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель.

Ликвидация государственных и  муниципальных унитарных предприятий  в некоторых случаях должна производится с разрешения антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Уведомление регистрирующего  органа о начале ликвидации

В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ (часть 1) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие  решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно  сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в трехдневный срок с даты принятия решения о ликвидации.

Для этого в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту  нахождения организации ) представляются следующие документы:

    1. Уведомление о ликвидации по форме Р15001 - подпись надо нотариально удостоверить
    2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002- подпись надо нотариально удостоверить
    3. Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии - 2 экз.

Регистрирующий орган вносит в  единый государственный реестр юридических  лиц запись о том, что юридическое  лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается  государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы  ликвидируемого юридического лица, а  также государственная регистрация  юридических лиц, учредителем которых  выступает указанное юридическое  лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Уведомление фондов о начале ликвидации

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О  страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования" юридическое  лицо обязано письменно уведомить  Пенсионный фонд и Фонд социального  страхования о начале ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Уведомление кредиторов

Сразу после принятия решения о  ликвидации ликвидационная комиссия помещает в журнале "Вестник государственной регистрации" публикацию о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

В объявлении должны быть отражены следующие  данные:

    1. полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
    2. основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
    3. идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) указанного юридического лица
    4. адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
    5. сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
    6. дата и номер принятого решения;
    7. порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов.

Примерный текст публикации сообщения  о принятии решения о ликвидации юридического лица:

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ОГРН 1234567890123, ИНН 1234567890, КПП 123456789, место нахождения: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1) уведомляет о том, что общим собранием участников (Протокол №8 от 01.01.2010) принято решение о ликвидации ООО «Лютик». Требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 123456, Москва, Кавашевская набережная, 92, к. 1.

Ликвидационная комиссия принимает  меры к выявлению кредиторов, а  также письменно (путем направления  письма с уведомлением) уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Деятельность ликвидационной комиссии.

В течение срока, определенного  для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия работает в  соответствии с разработанным и  утвержденным ею планом. Он должен включать в себя следующие мероприятия:

1.Инвентаризация имущества предприятия.

2. Подготовка сведений о размерах и составе активов предприятия (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности).

3.Сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества предприятия, оставшегося после расчетов с кредиторами.

4.Составление развернутой характеристики финансового состояния предприятия на момент ликвидации.

5.Увольнение персонала ликвидируемого предприятия.

6. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована.

7.Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами.

8.Анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию (группировка дебиторской задолженности по степени ликвидности, возможности и срокам получения долгов или их реализация).

9.Анализ и характеристика кредиторской задолженности (подготовка решения по каждому долгу).

    1. Определение порядка реализации имущества ликвидируемого предприятия (группировка имущества по степени ликвидности, возможностям и условиям реализации).
    2. Предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов.
    3. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
    4. Подготовка документов для исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с утвержденным планом необходимые поручения даются бухгалтерии  и другим отделам и службам  предприятия.

Подробнее остановимся на некоторых  пунктах плана ликвидации.

Взыскание дебиторской  задолженности.

Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации  в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой  давности, отражается в составе внереализационных  расходов, а в дальнейшем списывается  в убыток

Инвентаризация имущества.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском  учете» и Положением по ведению бухгалтерского учет и отчетности в РФ ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемого предприятия. Инвентаризация, проводимая при ликвидации предприятия, ничем не отличается от обычной инвентаризации. При этом проверке подлежат абсолютно все  позиции активов и пассивов. Выявленные при инвентаризации расхождения  между фактическим наличием имущества  и данными бухгалтерского учета  отражаются на счетах бухгалтерского учета.

При проведении инвентаризации следует  руководствоваться Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденными  приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.

Расчеты с работниками

О предстоящем увольнении в связи  с ликвидацией организации работники  предупреждаются работодателем  персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации  увольняемому работнику выплачивается  выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также  за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня  увольнения (с зачетом выходного  пособия). Кроме того, работнику выплачивается  компенсация за неиспользованный отпуск.

В соответствии со ст. 140 Трудового  кодекса администрация предприятия  должна рассчитаться с увольняемым  сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его  не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий  день, после того, как он за ними обратился.

Информация о работе Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц