Порядок реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать определение понятия «реорганизация юридического лица»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Характеристика реорганизации юридического лица как института гражданского права
1.1. Понятие реорганизации юридического лица…………………………………...5
1.2. Формы реорганизации юридических лиц………………......................................7
Глава 2. Порядок реорганизации юридических лиц
2.1 Общий порядок реорганизации юридического лица……………………...……18
2.2. Последовательность действий для реорганизации отдельных видов………..19
Заключение…………………………………………………………………………...26
Список используемых источников и литературы………………………............28

Файлы: 1 файл

reorganizatsia_yur_lits_kursovaya_Timura (1).docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….….3

Глава 1. Характеристика реорганизации юридического лица как института гражданского права

    1. Понятие реорганизации  юридического лица…………………………………...5

1.2. Формы реорганизации юридических  лиц………………......................................7

Глава 2. Порядок реорганизации  юридических лиц

2.1 Общий порядок реорганизации  юридического лица……………………...……18

2.2. Последовательность действий  для реорганизации  отдельных  видов………..19

Заключение…………………………………………………………………………...26

Список используемых источников и литературы………………………............28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В научной и учебной  литературе проблемы реорганизации  затрагиваются лишь косвенно, их освещение  преимущественно носит лишь описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц. Следствием подобного подхода является отсутствие углубленных теоретических исследований понятия, природы и признаков реорганизации как правового явления.

Несовершенство и противоречивость законодательства, отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации  юридического лица незаконной.

Нетрудно заключить, что  в законодательстве установлены  лишь общие принципы реорганизации  акционерных обществ. Поскольку  речь идет о сложном правовом институте, необходимо не только привести в соответствие отдельные противоречивые действующие  правовые нормы, но и детализировать их, а также ввести дополнительные нормы, что позволит упорядочить  процедуру реорганизации Российской Федерации, защитить права кредиторов, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота в целом.

Цель курсовой работы состоит  в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических  лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.

При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать определение понятия «реорганизация юридического лица»;

2.Изучить все формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование;

3. Исследовать основания и порядок проведения реорганизации юридических лиц.

Методологической основой  работы являются общенаучные методы исследования - диалектический, исторический, системный, логический, аналитический, а также юридические - формально-юридический, сравнительно-правовой, комплексный.

В данной работе большое внимание мы уделили анализу различных мнений специалистов. Проблемой реорганизации юридических лиц в своих трудах занимались такие ученые как Суханов Е. В., Садиков О. Н., Трофимов К. Г., Мартышкин С. В., Карпович В. Д., Козарь О. М., Ершова И. В.и др.

Помимо научной литературы в работе проанализированы различные  нормативно-правовые акты, центральное  место среди которых занимает часть первая Гражданского кодекса  Российской Федерации.

 Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика реорганизации юридического лица как института гражданского права

 

    1. Понятие реорганизации юридического лица

Российские цивилисты  всегда рассматривали и рассматривают  реорганизацию1 как один из способов прекращения юридического лица2 (за исключением выделения).

Что же понимается под термином "реорганизация"? Юридические  словари советского периода определяли реорганизацию юридического лица как  его прекращение без ликвидации дел и имущества3.

Юридический словарь 1998 г. характеризует реорганизацию юридического лица как прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц4.

Комментаторы Гражданского кодекса РФ определяют реорганизацию  как способ прекращения юридических  лиц, так и возникновения новых5 ; как изменение статуса юридического лица.

Попытки дать определение  реорганизации предпринимались  и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических  лиц6.

В отличие от ликвидации, при которой происходит абсолютное прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей реорганизацию относительным прекращением деятельности юридического лица при  сохранении для функционирования в  гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Подводя итог, отметим, что  реорганизация всегда связана с  прекращением реорганизуемого юридического лица (за исключением реорганизации  в форме выделения), влечет возникновение  правопреемства.

Во всех случаях реорганизации (формах реорганизации, п.2 данной курсовой работы), за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней  мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности

не прекращаются, а переходят  к вновь созданным юридическим  лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при  выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и  в этом случае переходит часть  прав и обязанностей остающегося  юридического лица.

Следовательно, реорганизация  юридического лица всегда влечет возникновение  правопреемства (даже не будучи связанной  с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства  в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое  лицо, подлежат прекращению.

С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно  дать следующее определение реорганизации.

Таким образом, реорганизация – это процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.

 

 

 

 

 

1.2.Формы реорганизации  юридических лиц

 

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

– преобразование юридического лица из одной организационно-

-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

– слияние нескольких юридических  лиц в одно;

– разделение юридического лица на несколько самостоятельных  организаций;

– присоединение одного или нескольких юридических лиц  к другому;

– выделение из состава  юридического лица (не прекращающего  при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических  лиц;

Рассмотрим эти формы  более подробно.

В случае преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения организационно-правовой формы) происходит прекращение одного юридического лица и возникновение  другого, за регистрацию возникших  прав которого уплачивается государственная  пошлина согласно пп. 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ в случае, если реорганизация  влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических  лиц, регистрирующий орган вносит в  Единый государственный реестр юридических  лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении  информации от соответствующего регистрирующего  органа о государственной регистрации  вновь возникших юридических  лиц7.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается 

завершенной с момента  государственной регистрации вновь  возникшего юридического лица, а преобразованное  юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Закона N 129-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Нередко юридические лица объединяют усилия для достижения поставленных целей. Одним из юридических способов объединения предприятий является слияние как форма реорганизации. В свою очередь, слияние - реорганизация  является способом, как прекращения  юридических лиц, так и создания новых.

Результатом такого мероприятия, как слияние - реорганизация, является образование нового юридического лица при прекращении существования  объединяющихся организаций. При реорганизации  в форме присоединения, в отличие  от слияния - реорганизации, одно юридическое  лицо вливается в другое и, таким  образом, перестает существовать, а  юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение, продолжает осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.

В соответствии с текущим  законодательством может быть произведена  реорганизация в форме слияния  юридических лиц, которые находятся  в разных субъектах РФ.

Порядок реорганизации Общества с ограниченной ответственностью регламентирован  ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" № 14-ФЗ от 14 января 1998г., а Акционерного общества - ФЗ "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 24 ноября 1995г.

Так, согласно ст.16 ФЗ "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 24 ноября 1995г. акционеры каждого  юридического лица, реорганизуемого  в форме слияния, на общем собрании акционеров принимают решение о  том, что будет проведено слияние - реорганизация, утверждают договор  о слиянии и устав создаваемого Общества.

Неотъемлемой частью такой  процедуры, как слияние - реорганизация, согласно п.1 и п.2 ст.52 Гражданского кодекса № 51-ФЗ от 30 ноября 1994г., является составление передаточного акта, в соответствии с которым переходят  права и обязанности к вновь  возникшему юридическому лицу8. По общему правилу, данный документ утверждается учредителями (акционерами) общества.

После принятия уполномоченными  лицами решения о том, что будет  проведено слияние - реорганизация  и утверждения соответствующих  документов необходимо подать (в соответствии с ФЗ "О регистрации юридических  лиц" № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г) документы  в регистрирующий орган.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что регистрирующий орган проводит государственную регистрацию юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по месту его нахождения.

Если в реорганизации  участвуют два и более юридических  лица, государственная регистрация  прекращения деятельности юридических  лиц в результате реорганизации, а также создаваемого путем реорганизации  общества осуществляется по месту нахождения юридического лица, направившего в  регистрирующий орган уведомление  о начале процедуры реорганизации.

В реорганизации в форме  слияния участвуют два и более  юридических лица, и, как правило, они имеют разное местонахождение. В силу этого возникает вопрос о том, какой регистрирующий орган  должен произвести госрегистрацию.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ данный вопрос не урегулирован.

До 25.04.2013 взаимодействие регистрирующих органов при осуществлении реорганизации  юридических лиц осуществлялось в соответствии с Правилами взаимодействия регистрирующих органов. Так, п. 3 упомянутых Правил было установлено, что госрегистрация общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц.

С 25.04.2013 Правила взаимодействия регистрирующих органов утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.04.2013 N 328. С этого момента вступил в силу Порядок взаимодействия регистрирующих органов.

Согласно указанному Порядку в ЕГРЮЛ вносятся сведения, связанные с завершением реорганизации юридических лиц в форме слияния (о юридическом лице, созданном путем реорганизации, о прекращении в результате реорганизации деятельности юридических лиц). Эти действия осуществляются регистрирующим органом, внесшим в ЕГРЮЛ записи, которые содержат сведения о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации, а именно регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации последним либо определенного решением о реорганизации (п. п. 2.3, 2.1 Порядка взаимодействия регистрирующих органов).

Кроме того, в соответствии с п. 2.4 названного Порядка регистрирующий орган, который внес в ЕГРЮЛ сведения, связанные с завершением реорганизации юридических лиц в форме слияния, в отношении юридического лица, которое находится вне территории, подведомственной данному регистрирующему органу, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ таких записей, передает (направляет):

- запись о юридическом  лице, созданном путем реорганизации,  документы, представленные при  внесении в ЕГРЮЛ такой записи, решение о государственной регистрации,  на основании которого в ЕГРЮЛ  внесена указанная запись, - в  регистрирующий орган по месту  нахождения созданного путем  реорганизации юридического лица;

Информация о работе Порядок реорганизации юридических лиц