Порядок реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование института реорганизации юридических лиц.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать правовую природу, сущность реорганизации юридических лиц, выработать определение понятия «реорганизация юридического лица»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….….3
Глава 1. Характеристика реорганизации юридического лица как института гражданского права
1.1. Понятие реорганизации юридического лица…………………………………...5
1.2. Формы реорганизации юридических лиц………………......................................7
Глава 2. Порядок реорганизации юридических лиц
2.1 Общий порядок реорганизации юридического лица……………………...……18
2.2. Последовательность действий для реорганизации отдельных видов………..19
Заключение…………………………………………………………………………...26
Список используемых источников и литературы………………………............28

Файлы: 1 файл

reorganizatsia_yur_lits_kursovaya_Timura (1).docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

- запись о прекращении  деятельности юридического лица  путем реорганизации, решение  о государственной регистрации,  на основании которого в ЕГРЮЛ  внесена эта запись, - в регистрирующий  орган по месту нахождения  юридического лица, прекратившего  деятельность путем реорганизации.

Таким образом, с 25.04.2013 вопрос о месте регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, урегулирован Порядком взаимодействия регистрирующих органов.

Так, "...решением от 18.04.07 МИ ФНС России N 46 по г. Москве отказала в государственной регистрации ООО "Металлург" на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, сославшись при этом на подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом - Л., не являющимся руководителем постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица, находящегося по месту расположения регистрирующего органа, в который обратился заявитель.

Посчитав данный отказ  в государственной регистрации  юридического лица незаконным, Л. обратился  в арбитражный суд с настоящим  заявлением.

Признавая оспариваемое решение  МИ ФНС России N 46 по г. Москве от 18.04.07 об отказе в государственной регистрации  ООО "Металлург" недействительным, суды первой и апелляционной инстанций  исходили из несоответствия отказа в  государственной регистрации положениям подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", придя к выводу о том, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, в связи с чем у МИ ФНС России N 46 по г. Москве отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации общества..."9

Разделением общества признается прекращение общества (юридического лица) с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным  обществам. Таким образом, при разделении общества оно прекращает свое существование, а его место в гражданском обороте занимают вновь созданные общества.

Под разделением общества понимается прекращение деятельности общества с передачей всех его  прав и обязанностей вновь создаваемым  обществам (п.1 ст.18 Закона).

Реорганизация в форме  разделения означает, во-первых, прекращение  деятельности общества, во-вторых, в  результате разделения АО возникают  как минимум два новых общества, каждое их которых подлежит государственной  регистрации.

Законодатель установил  такой порядок реорганизаций  общества: совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме  разделения общества выносит на решение  общего собрания акционеров вопрос о  реорганизации общества в форме  разделения, порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ  и порядке конвертации акций  реорганизуемого общества в акции  создаваемых обществ, об утверждении  разделительного баланса.

Именно на основе разделительного  баланса, переходят права и обязанности  от реорганизуемого общества к новым  обществам.

Решение вопросов о реорганизации  общества в форме разделения выносится  на общее собрание общества. Это  следующие вопросы:

- о реорганизации общества  в форме разделения;

порядке и об условиях разделения;

- о создании новых обществ;

- о порядке конвертации  акций реорганизуемого общества  в акции создаваемых обществ;

- об утверждении разделительного  баланса.

После этого созываются общие  собрания каждого из вновь созданных  обществ, которые утверждают уставы своих АО, избирают советы директоров, исполнительные органы и решают другие вопросы.

В Законе подчеркивается, что  каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший  участия в голосовании по вопросу  о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что  и акции, принадлежащие ему в  реорганизуемом обществе, пропорционально  числу принадлежащих ему акций  этого общества .

Присоединение. Реорганизация предприятия  этим способом производится путем присоединения  одного предприятия к другому. При  этом новое юридическое лицо не создается. Все права и обязательства  предприятия А при присоединении переходят к предприятию В, к которому присоединяется предприятие А.

Присоединение считается завершившимся  с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, по завершении присоединения директор предприятия А предприятия автоматически прекращает свои полномочия, передавая по акту приемки-передачи документацию ликвидированного предприятия директору предприятия-правопреемника.

Однако, до подачи документов в регистрирующий орган, необходима публикация объявления о присоединении в печати (с  последующим 2-месячным ожиданием претензий  кредиторов) и уведомление о планируемом  присоединении налогового органа, в  котором предприятие состоит  на учете. Инспекция ФНС РФ принимает  решение либо о проведении проверки, либо об отсутствии необходимости в  ней, после чего ставит отметку на "объединительный" баланс предприятия, к которому производится присоединение.

При обращении в регистрирующий орган к заявлению о регистрации  прекращения деятельности юридического лица в связи с реорганизацией в форме присоединения заявитель должен приложить решение о реорганизации, договор присоединения, утвержденный всеми обществами, которые участвуют в присоединении, а также передаточный акт.

Суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения  регистрирующего органа об отказе в регистрации недействительным, если устанавливает, что лицо, которое обратилось в регистрирующий орган с заявлением, не представило полный комплект документов, предусмотренных п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ.

Обращаем внимание, что  с 01.07.2011 представлять в регистрирующий орган в составе документов решение  о реорганизации не требуется (пп. "б" п. 5 ст. 31 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Так, "...для внесения в реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности присоединенных общества "Управляющая компания "Деловой квартал", общества "ДОМ", общества "УралТранс" уполномоченными лицами в инспекцию были представлены заявления установленной формы с необходимыми приложениями, решения о реорганизации, договоры о присоединении, передаточные акты, публикации в Вестнике государственной регистрации.10

Исчерпывающий перечень оснований  для отказа в государственной  регистрации установлен п. 1 ст. 23 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и на момент принятия оспариваемых решений инспекции включал в себя непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; случаи, предусмотренные п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона.

Поскольку заявителями в  надлежащий регистрирующий орган представлены в надлежаще оформленном виде все перечисленные в п. 1, 2, 3 ст. 17 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, рассматриваемые правоотношения не относятся к случаям, предусмотренным п. 2 ст. 20, п. 4 ст. 22.1 названного Закона, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у инспекции применительно к данной ситуации оснований для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы общества "Урал-Альянс", во внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, во внесении в реестр юридических лиц записей о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц, а также о наличии оснований, предусмотренных ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых решений инспекции от 20.02.2009 недействительными, являются правильными. Требования общества Полевова А.Н. удовлетворены судом апелляционной инстанции правомерно.

При этом судом апелляционной  инстанции обоснованно принято  во внимание наличие в реестре  юридических лиц записи о том, что Полевов А.Н. является директором общества "Урал-Альянс". Данная запись заинтересованными лицами в установленном порядке не оспорена и из реестра не исключена..."

Реорганизация - присоединение - это  прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу (ст.17 Закона “Об акционерных обществах”). К последнему при этом переходят  права и обязанности присоединенного  в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация - присоединение предусматривает  прекращение деятельности (ликвидацию) одного или нескольких юридических  лиц с передачей всех прав и  обязательств другому юридическому лицу. При этом реорганизация - присоединение считается завершившейся с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц. При этом юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязательств присоединенных организаций.

Основные этапы мероприятия  реорганизация - присоединение:

Заключение договора о присоединении  между присоединяемым обществом  и обществом, к которому осуществляется присоединение. В договоре, устанавливающем, что будет проведена реорганизация - присоединение обязательно должны быть определены порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги общества, к которому осуществляется присоединение.

Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с  передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения  последнего (п.1 ст. 19 Закона).

Основой для выделения из АО еще  одного общества является разделительный баланс - по нему передаются имущественные  права и обязанности вновь  образуемому обществу.

Как отмечают исследователи, при составлении  разделительного баланса возможны различного рода злоупотребления в  пользу одного или нескольких сторон. Например, известны случаи, когда при  разделении общества на несколько обществ  пассив реорганизуемого общества концентрировался в одном из новых обществ, которое  вскоре объявлялось банкротом, а  кредиторам оставалось только подсчитывать свои убытки. Другие же вновь образованные общества, избавившись от кредиторов, стали процветать. Подобная ситуация может возникнуть и при выделении  общества.

При реорганизации в форме  выделения не предусмотрена передача выделяемому обществу имущества, равного  по стоимости действительной стоимости  долей перешедших в него участников.

Суд исходит из того, что ст. 55 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не предусматривает передачу выделяемому обществу имущества, стоимость которого соответствует действительной стоимости долей участников, перешедших в новое общество.

Кроме того, суд указывает, что нормы ст. 26 данного Закона, регулирующие правоотношения по выходу участника из общества, при реорганизации общества не применяются.

Так, "...граждане Ерицьян Э.О., Ерецян Ю.О., Конышев А.Н. не согласны с постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций, просят их отменить, ссылаясь на нарушение ими единообразия в толковании и применении судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителей, имущество общества "Югавторемонт" должно было быть сформировано на базе имущества общества "Ритм" в размере, соответствующем действительной стоимости принадлежащих заявителям долей в уставном капитале общества "Ритм" и определенном по правилам статьи 26 Закона.11

Статья 55 Закона не предусматривает передачу выделяемому обществу имущества, стоимость которого соответствует действительной стоимости долей участников, перешедших в новое общество.

Нормы статьи 26 Закона, регулирующие правоотношения по выходу участника из общества, в случаях реорганизации общества не применяются..."

Таким образом, в данной главе нами были проанализированы основные формы  реорганизации юридического лица, к  которым мы отнесли: преобразование, слияние, разделение, присоединение, выделение. Каждая из вышеперечисленных форм нашла  свое законодательное закрепление  в статьях ГК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Порядок реорганизации  юридических лиц

 

2.1. Общий порядок реорганизации  юридических лиц

 

Судебная практика показала, что  реорганизация акционерных обществ (так же, как и других юридических  лиц) не всегда проводится с добрыми  намерениями и во многих случаях  наносит порой невосполнимый  материальный ущерб, как акционерам, так и кредиторам общества.

Предложение о проведении реорганизации  общества в той или иной форме  выносит на рассмотрение общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества. Решение о проведении добровольной реорганизации принимается  общим собранием акционеров реорганизуемого  общества квалифицированным большинством в ѕ голосов, причем в голосовании по этому вопросу участвуют владельцы как обыкновенных, так и привилегированных акций. Решение по вопросу о преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство может быть принято только единогласно12.

Информация о работе Порядок реорганизации юридических лиц