Права и обязанности граждан Союзного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир. Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливом будущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые из них надеялись на проявление справедливого отношения к народу со стороны монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающих блага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, к борьбе за свободу и счастье людей1.

Содержание работы

Введение. 3
1.Система прав и обязанностей Российской Федерации. 4
2.Гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. 10
3.Современные проблемы защиты человека и гражданина в Российской Федерации. 13
4.Понятие политических прав и свобод в Республике Беларусь. Их особенности. 16
5. Гарантии обеспечения прав и свобод в Республике Беларусь. 21
6.Права и обязанности граждан Союзного государства. 25
Заключение. 30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

Кссгбир.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

2.Гарантии прав и свобод  человека и гражданина в России.

 

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования  всеми основными правами и  свободами. Государство обязано  гарантировать реальное осуществление  этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. Чем выше степень  реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны  государства и его органов.

Гарантированность прав и  свобод это своеобразный внешний ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

В ст. 2 Конституции РФ 1993 г. прямо предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства. Эта норма конкретизируется в ст. 45 Конституции, которая устанавливает: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом», В ч.2 ст.80 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ. Функцию гаранта Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите. Защита прав и свобод человека осуществляется не только лично Президентом, но и Правительством, которое в соответствии с п. «е» ч.1 ст. 114 Конституции обязано осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.

Наиболее эффективной  гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие.

К гарантиям прав и свобод относят также ряд прав личности, например, право петиций, право жалобы в административном порядке и др. Однако главной институциональной гарантией в демократических государствах признается суд или реальное правосудие.

Рассмотрение демократические  принципы и средства гарантий прав и свобод личности восприняты действующей  Конституцией Российской Федерации. Как  указано в ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В Конституции  определен и круг действий, которые  могут быть обжаловать в суд. Согласно п.2 ст. 46 -- «решения и действия (или  бездействия) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы в суд». Судебный порядок обжалования действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан, определен Законом  РФ «06 обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. ВВС  РФ. 1993. №19. Ст. 685. Согласно ст. 2 этого  Закона в суд можно обжаловать любые действия и решения, в результате которых: «1) нарушение права и  свободы граждан; 2) созданы препятствия  осуществлению гражданином его  прав и свобод; З) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность  или он незаконно привлечен к  какой-либо ответственности».

Согласно п.3 ст.46 Конституции  РФ «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные  органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные  средства правовой защиты». Также урегулированы возможности использования индивидуальной или коллективной жалобы как средства защиты от произвола государства,

Значительным следует  признать тот факт, что основные права и свободы понимаются как  нормы Конституции и других законов, непосредственно связывающие власть. Роль контрольного механизм за соблюдением  властями правового статуса личности осуществляет в России Конституционный  Суд, наделенный определенными полномочиями в этой сфере.

Каждому человеку гарантируется  право на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом (ст.47 Конституции РФ). В части 2 этой статьи предусмотрено также, что обвиняемый в совершении преступления имеет  право на рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей  в случаях, предусмотренных федеральным  законом (имеется в виду УПК).

Обеспечение правовой помощи в защите прав закреплено в ст.48 Конституции  РФ, где указано, что «каждому гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи», в том числе  каждый задержанный, заключенный под  стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью  адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявлении обвинения. Естественно, что действующее  уголовно-процессуальное законодательство приведено в соответствие с этой и другими нормами Конституции  РФ.

Конституция предусматривает, что законом охраняются права  потерпевших от преступлений и нарушений  законности со стороны власти. Ущерб, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государства  или должностных лиц, возмещается  из государственной казны.

Существенной гарантией  прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе.

К гарантиям прав и свобод относится также юридическая  ответственность за их нарушения. Имеется  в виду ответственность, прежде всего  властей (органов государства и  их должностных лиц). Она предусматривается  законодательством.

Однако не может быть абсолютной и слепой веры в силу законодательной  власти. Столь подробно расписанные  юридические гарантии правового  статуса личности в высокой степени  зависят от действия других гарантий или точнее факторов, положительно влияющих на действия законодательства: экономических, политических, идеологических, организационных (управленческих), культурно-этических, психологических и контрольных. Они составляют содержание экономической, политической и т.д. основы государства.

3.Современные проблемы  защиты человека и гражданина  в Российской Федерации.

 

Можно утверждать, что в  настоящее время достигнута полнота  правового статуса человека и  гражданина в России. даже критически настроенные ученые смогли назвать лишь один пробел в перечне гражданских прав, которые предусмотрены в гл.2 Конституции РФ Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С.54..

Главная проблема в современных  условиях - это обеспечение реализации (осуществления в жизни) предоставленного личности правового статуса. Отсюда такой существенный ее аспект, как защита и охрана прав человека и гражданина Российской Федерации, тем самым -- государство и общество, дело в том, что человек, совершая противоправные действия, создает ситуацию, при которой государственная власть вынуждена идти на ограничение его основных прав в свобод (например, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища, а в предусмотренных законом исключительных случаях и права на жизнь). В этих и других случаях власть не всегда следует ею же принятым законам, те допускаются нарушения законности. Поэтому правовой статус личности нужно защищать от государственной политической власти, точнее -- от государственных служащих органов власти, которые эту законность нарушают. Следовательно, нужна государственная программа обеспечения, укрепления законности в работе органов государства, прежде всего правоохранительных органов и их должностных лиц.

Сам человек должен соотносить осуществляемые им права и свободы  с правами и свободами других лиц. Иными словами, каждому предоставлена  свобода выбора путей и способов осуществления своих групповых  и индивидуальных интересов в  определенных границах имеющейся свободы. Иные правила привели бы к столкновению интересов и конфликтам. Отсюда задача защиты прав, свобод и законных интересов  личности не только от властей, но и  от других лиц - таких же граждан. Поэтому  система прав и свобод должна строиться  и осуществляться таким образом, чтобы предупредить возможное ущемление  их правового статуса со стороны  отдельных лиц и их групп. Но сделать  это только юридическими средствами практически невозможно, так как  закон, даже имеющий должный уровень  качества, правовой характер, обеспечивает сам свое действие лишь частично. Ранее  уже говорилось, что этой цели служат основные принципы правового статуса  личности и прежде всего такие, как  формально- юридическое равенство  всех, т.е. отсутствие каких-либо привилегий перед другими людьми в сфере  права. Все равны в пользовании  правами и свободами, но фактическое, т.е. материальное неравенство не позволяет  каждому использовать свои права  и свободы в полной или достаточной  мере.

Указанные обстоятельства однозначно свидетельствуют о необходимости  дополнительной защиты прав, свобод и  законных интересов человека и гражданина, как от власти, так и от других граждан, в том числе и путем  предоставления определенных льгот  малоимущим слоям населения.

Следование принципам  демократизма общества и господства права предполагает надлежащее отправление  правосудия в соответствии с требованиями Конституции и правовых законов. В этой связи на российские суды должно возрасти влияние международного права, и в частности, Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Коренной проблемой реализации правового статуса личности является поляризация общества, те социальное расслоение, что требует корректирования  имущественного положения отдельных  слоев населения (военнослужащих, ветеранов, инвалидов и т.д.) в административно-правовом порядке и в зависимости от ситуации. Сегодня экономические  реформы идут трудно, падение экономического уровня не остановлено.

Конституция РФ пока не стала  на практике законом прямого действия, широко распространен правовой нигилизм среди должностных лиц и населения, как по причине кризиса духовности, так и в силу несформированности гражданского общества и местного самоуправления, в частности. Люди не свободны от нужды и страха в силу слабой государственной защищенности, неэффективной работы правоохранительных органов, отсутствия возможности и способности себя защитить.

Нельзя не обозначить и  такую актуальную проблему, как реальность конституционной ответственности (депутатов  перед избирателями, Президента -- перед населением и т.д.), решение которой позволило бы существенно укрепить правовой статус личности.

Нерешенность перечисленных  и других проблем приводит к неблагоприятному самочувствию людей в новых условиях российской действительности, социальному  дискомфорту и неуверенности  в будущем.

Та мера правовых возможностей и та мера социальных требований к  личности, которые определены действующим  законодательством, и, прежде всего  Конституцией РФ, должны заставить  человека гражданина быть активным и  ответственным в правовой сфере, что будет способствовать более  высокой степени обеспечения  их правового статуса.

4.Понятие  политических  прав и свобод в Республике  Беларусь. Их особенности.

 

В Республике Беларусь устанавливается  принцип верховенства права, а права  человека и его свободы должны признаваться высшей ценностью и  целью общества и государства, которым  принимаются все необходимые  меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь. Можно согласиться с мнением  А.М. Абрамовича и В.А. Кучинского, что, несмотря на то что разными авторами в основание классификации прав и свобод кладутся, на первый взгляд, различные критерии, в конечном счете ими признается единая, по сути дела, группировка этих прав и свобод4.   

    В Беларуси  обеспечивается безопасность граждан,  их право на достойный уровень  жизни и постоянное улучшение  необходимых для этого условий.  Права человека в государстве  носят явно выраженный социальный  характер и органично вплетены  в социальную деятельность людей,  общественные отношения, способы  бытия индивида.

    Под политическими  правами и свободами подразумевают  группу основных прав и свобод  граждан, осуществляемых в сфере  политической жизни, управления  государственными делами5. Политические  права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся:

    • право на свободу искать, получать, хранить и распространять информацию;
    • право на мирные собрания;
    • право на свободу ассоциаций;
    • право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и     через своих представителей;
    • право избирать и быть избранными;
    • право подачи заявления в государственные органы;
    • право равного доступа к любым должностям государственных органов и др.

    В отличие от  личных политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических прав и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

    Система политических  прав и свобод граждан состоит  из двух взаимосвязанных подсистем.  Первая из них включает в  себя права граждан, содержащие  правомочия по участию в организации  и деятельности государства и  его органов. Сюда относятся  избирательное право, право на  референдум, право на  равный доступ  на государственную службу.

    Вторая группа  субъективных  прав и свобод, входящих  в систему политических прав, состоит из правомочий, представляющих  собой неотъемлемые права граждан,  целью реализации которых является  активное участие индивида в  жизни общества. Сюда относятся  свобода слова и  печати, свобода  союзов, свобода собраний.

Информация о работе Права и обязанности граждан Союзного государства