Права и обязанности граждан Союзного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир. Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливом будущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые из них надеялись на проявление справедливого отношения к народу со стороны монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающих блага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, к борьбе за свободу и счастье людей1.

Содержание работы

Введение. 3
1.Система прав и обязанностей Российской Федерации. 4
2.Гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. 10
3.Современные проблемы защиты человека и гражданина в Российской Федерации. 13
4.Понятие политических прав и свобод в Республике Беларусь. Их особенности. 16
5. Гарантии обеспечения прав и свобод в Республике Беларусь. 21
6.Права и обязанности граждан Союзного государства. 25
Заключение. 30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

Кссгбир.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

    Основные политические  права начинают действовать непосредственно  с момента достижения гражданином  совершеннолетия. Именно с достижением  18-летия гражданина устанавливается  полная дееспособность гражданина. Дееспособность – юридическая  возможность своими действиями  создавать или изменять права  и обязанности. В этом и есть  отличие от правоспособности, которая  присуща человеку с рождения  и является неотъемлемой частью  человеческого статуса. Достигнув  совершеннолетия, гражданин осуществляет  права во всех областях политической, экономической и личной жизни  и несет ответственность за  результаты своих действий.

   Следует отметить, что, хотя политические права  и свободы широко декларировались  в прошлом и даже служили  украшением на фасаде советской  власти, их реализация была затруднена. В частности, монополия на определение  состава Советов у партийного  аппарата искажала смысл избирательных  прав. Многопартийность на практике  не допускалась, профсоюзы и  другие общественные организации  рассматривались как придатки  партийно-государственной машины. В  таких условиях политические  права и свободы способствовали  отторжению государства от народа  и рождению у последнего недоверия  к институту демократии.

    Принятию Конституции  Республики Беларусь 1994 г. предшествовали обновление общественного строя, начало перехода экономики на рыночную систему, допущение разнообразных форм собственности, развитие плюрализма, непосредственная реализация власти народом, расширение безопасности и сотрудничества с мировым сообществом. Конституция  1994 г. — принципиально новый документ, в котором закрепляется гуманная ориентация развития нашего общества. Приоритет отдается личности и общечеловеческим ценностям. Эта черта качественно отличает новую концепцию прав человека, отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов над интересами личности. Обоснованием такого подхода являлось положение, что государство призвано выражать общественные и личные интересы. Считалось, что у личности, как и общества в целом, не может быть политических интересов, противоречащих государственным, олицетворяемым в политике КПСС, поскольку «воля партии — это воля народа». Если же такие интересы формировались, то в зависимости от формы их выражения они либо игнорировались, либо вызывали соответствующую реакцию власти вплоть до принятия репрессивных мер со стороны государства6.

    Теперь политические  права составляют одну из сторон  совокупности прав и свобод  человека и гражданина, гарантируемых  Конституцией Республики Беларусь. Вместе они составляют систему,  охватывающую все сферы существования  человека и гражданина. Каждое  право касается определенной  области жизни, чем и вызвана  необходимость классификации прав  и свобод. Наиболее распространенным  способом стало разделение прав  и свобод на группы по важнейшим  сферам жизнедеятельности гражданина.

    В статье 21 Конституции  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями 1996г.) устанавливается,  что высшей целью государства  является обеспечение прав и  свобод его граждан. Однако  законодательство Республики Беларусь  еще нуждается в доработке  этих положений. Конституционный  Суд Республики Беларусь до  сих пор не наделен правом  рассмотрения вопросов о соответствии  Конституции нормативным актам  по индивидуальным жалобам граждан,  связанным с нарушением прав  человека. Следовало бы изменить  данное положение и предоставить право гражданину Республики Беларусь обращаться в Конституционный Суд в том случае, если нормативным актом нарушены его права, закрепив соответствующее положение в Законе Республики Беларусь 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

    Конституция Республики  Беларусь в статье 59 дает абстрактную  формулировку: «Государство обязано  принимать все доступные ему  меры для создания внутреннего  и международного порядка, необходимого  для полного осуществления прав  и свобод граждан Республики  Беларусь, предусмотренных Конституцией».  Нынешнему парламенту Республики  Беларусь необходимо пересмотреть  текст данной статьи Конституции,  внести изменения и закрепить  право граждан, не находящих  защиты в рамках государства,  на реализацию своего конституционного  права в рамках международного  сообщества. Более 50 % статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правового статуса человека и гражданина. Эти статьи сконцентрированы в разделе II «Личность, общество, государство», отдельные статьи имеются в разделе I «Основы конституционного строя», в разделе III «Избирательная система. Референдум», в главе VI — «Суд» и в разделе V — «Местное управление и самоуправление». В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы связаны с обладанием человеком гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», а политические «гражданам».

    Политические  права и свободы являются выражением  принадлежности власти народу, реализацией  народовластия.

    Особенность их  заключается в том, что осуществляются  они не индивидуально, а в  сообществе с другими гражданами.

5. Гарантии обеспечения  прав и свобод в Республике  Беларусь.

 

   На   территории   Республики    Беларусь   устанавливается            верховенство Конституции и законов  Республики Беларусь. В статье 7 Конституции  в   действующей редакции устанавливается   принцип  верховенства   права   и   закрепляется, что  государство,  все   его   органы   и   должностные   лица   действуют   в  пределах  Конституции   и принятых в соответствии  с ней актов  законодательства.

    Признание всеобщих  человеческих прав порождает  проблему их соотношения с  конституционными правами, разделением  прав на фундаментальные, основные  и производные7. Можно сказать, что все конституционные права являются основными правами.

    Гарантированность  — это один из важных конституционно  провозглашенных принципов, получивших  правовое выражение в различных  формах: как общее начало, которое  свойственно реализации всего  объема прав и свобод личности, так и закрепление конкретных  гарантий каждого права и свободы  в отдельности. Субъектом, на  который прежде всего возлагаются гарантии прав и свобод, является государство. Конституция Республики Беларусь прямо не указывает на государство как главный гарант прав и свобод человека, однако эта роль вытекает из ряда статей Конституции республики (ст. 6, 10, 60 и др.).

    В соответствии  с юридическим содержанием политических  прав и свобод граждане вправе  требовать от государства исполнения  обязанностей, закрепленных в Конституции.  Однако в Республике Беларусь  отсутствует цельный правовой  механизм, регулирующий процессуальную  форму реализации политических  прав и свобод. А это весьма  важно для расширения форм  реализации власти народом. Использование  разрешительного порядка проведения  митингов, собраний, шествий и т.  д. не дает возможности личности  реализовать в полной мере  свои конституционные права, приводит  к необоснованному расширению оснований для безосновательного отказа в их проведении, что может в конечном счете привести к падению социальной активности граждан, отчуждению их от политических институтов.

    В то же время  государство должно ограничивать  проведение массовых мероприятий,  призывающих общество к анархии,  нарушению общественного порядка.  В этом вопросе государственными  органами должен соблюдаться  принцип законности, дополненный  тактичностью, гибкостью и т. д.  Здесь нужно более четкое законодательство, определяющее границы проявления  свобод участниками массовых  мероприятий.

    Правовую основу  государственной службы в Республике  Беларусь составляют  Конституция   Республики Беларусь, настоящий  Закон и иные законодательные  акты. На  отношения,  связанные   с  государственной  службой,   не урегулированные  настоящим   Законом и иными актами законодательства, распространяется  действие  норм  трудового,  пенсионного  и   иного законодательства.

        Гарантии  политических прав и свобод:

Государство  обеспечивает сохранение  и защиту  прав и  законных интересов  общественных  объединений. Государство  может  оказывать  в установленном законодательством  порядке  помощь   общественным  объединениям  в   осуществлении  ими уставной деятельности. Законодательство об  общественных   объединениях  состоит  из Конституции  Республики  Беларусь,  настоящего  Закона  и иных актов законодательства Республики Беларусь.     Защита  прав  и  законных  интересов  общественных  объединений осуществляется  в  судебном  порядке,  если  иное  не  предусмотрено законодательными актами. Надзор  за соответствием  деятельности общественных объединений  Конституции  Республики  Беларусь   и  законам  Республики  Беларусь осуществляют Генеральный прокурор  Республики Беларусь и подчиненные  ему прокуроры. Контроль за соответствием деятельности общественных объединений их   уставам   осуществляют    органы,   зарегистрировавшие   данные объединения.

Государство  гарантирует   также защиту  прав  и  законных  интересов политических партий,  создание  условий  для  выполнения  ими  своих уставных  целей   и   задач,   в   том   числе   путем   пользования  государственными средствами массовой информации. Законодательство о  политических партиях состоит из Конституции  Республики   Беларусь,    настоящего   Закона    и   других    актов законодательства Республики Беларусь. Надзор  за   соответствием  деятельности   политических  партий Конституции  Республики   Беларусь  и  законам  Республики  Беларусь осуществляют Генеральный  прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры. Контроль  за  соответствием деятельности  политических  партий Конституции Республики  Беларусь, действующему законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.

«Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и  пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий  определяется законом.»8 Гарантированная  Конституцией свобода их проведения может быть ограничена, но лишь «в случаях, предусмотренных законом, в интересах  национальной безопасности, общественного  порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц»9 (часть первая ст. 23 Конституции).

Непосредственное участие  граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением  референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными  законом способами (ст. 37 Конституции). Участие граждан в управлении делами своего государства является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. Проведение референдумов и народных обсуждений регулируется соответственно Избирательным кодексом Республики Беларусь (ранее Законом «О народном голосовании (референдуме)», а  также Законом от 2 февраля 1988 года «О народном обсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь».

    Гражданам Республики  Беларусь в количестве не менее  50 тыс. человек впервые предоставлено  право законодательной инициативы (ст. 99 Конституции).

Право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 39 Конституции) – важное средство осуществления и охраны прав личности. Лично или через своего законного  представителя любой гражданин  может обратиться в государственные  органы с жалобой заявлением. Рассмотрение обращений граждан гарантируется, что нашло закрепление в Законе об основах службы в государственном  аппарате, законах о прокуратуре, милиции, о судоустройстве и статусе  судей и других нормативных актах  государства. 

Статья 34 гарантирует «право на получение, хранение и распространение  полной, достоверной и своевременной  информации о деятельности государственных  органов, общественных объединений, о  политической, экономической и международной  жизни, состоянии окружающей среды»10. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны  предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Право свободно избирать и  быть избранными в государственные  органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции) —    конституционное право, которое подробно регламентируется в законах о выборах в представительные органы государства.

    Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание  условий для их претворения  в жизнь составляют длительную  цепь правовых актов и действий, начало которым кладет Конституция.

   Для конституционных  прав, свобод и обязанностей, которые  рассматриваются в качестве основных (фундаментальных), характерна их  наивысшая юридическая сила, повышенная  защита. Они в силу их фундаментальности  являются базой для всей системы  прав и свобод. Права человека  гарантированы каждому, находящемуся  на территории государства, они  едины на всей территории.

Информация о работе Права и обязанности граждан Союзного государства