Права и обязанности граждан Союзного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Проблемы сущности человека, гражданина, личности, взаимоотношения их между собой, а также с государством и обществом волнуют цивилизованный мир. Над этим задумывались великие мыслители прошлого. Но, мечтая о счастливом будущем человечества, они не сумели дать ответ о путях освобождения человека от эксплуатации, угнетения, о становлении личности. Некоторые из них надеялись на проявление справедливого отношения к народу со стороны монархов, буржуазных парламентов, на издание ими законов, устанавливающих блага для всех, и не готовили народ к борьбе со своими угнетателями, к борьбе за свободу и счастье людей1.

Содержание работы

Введение. 3
1.Система прав и обязанностей Российской Федерации. 4
2.Гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. 10
3.Современные проблемы защиты человека и гражданина в Российской Федерации. 13
4.Понятие политических прав и свобод в Республике Беларусь. Их особенности. 16
5. Гарантии обеспечения прав и свобод в Республике Беларусь. 21
6.Права и обязанности граждан Союзного государства. 25
Заключение. 30
Список литературы. 32

Файлы: 1 файл

Кссгбир.docx

— 58.88 Кб (Скачать файл)

    Государственные  органы, общественные объединения,  должностные лица обязаны предоставить  гражданину Республики Беларусь  возможность ознакомиться с материалами,  затрагивающими его права и  законные интересы.

6.Права и обязанности  граждан Союзного государства.

 

27 октября 2008 года Президентом  России Дмитрием Медведевым был  подписан Федеральный закон о  ратификации межгосударственного  Соглашения об обеспечении равных  прав граждан Республики Беларусь  и Российской Федерации на  свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства на  территориях государств - участников  Союзного государства. Соглашение  вступит в силу с даты обмена ратификационными грамотами. По своей сути Соглашение является документом, позволяющим гражданам Беларуси и России реализовывать свои права по свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства в большем объеме, чем в настоящее время. Вступление его в силу позволит освободить граждан Беларуси и России от обязанности регистрации в компетентных органах в течение 30 дней с даты въезда. Соглашением также установлена упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации: факт принадлежности к гражданству России или Беларуси будет являться основанием для подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального  обеспечения от 24 января 2006 года вступил  в силу 29 марта 2007 года. Договором  подробно урегулированы вопросы  государственного социального, в том  числе и пенсионного, обеспечения, обязательного (государственного) социального  страхования и обязательного  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний граждан Беларуси и  России и членов их семей. В частности, при определении права на пенсию граждан Беларуси и России учитывается  трудовой стаж, приобретенный на территориях  обоих государств - участников Союзного государства. Данным договором также  упорядочены процедуры выплат ряда пособий (по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, для  семей с детьми, в случае трудового  увечья или профессионального заболевания, на погребение) и определен механизм их финансирования.

Вопросы обеспечения равных прав граждан постоянно находятся  в центре внимания Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Постоянным комитетом осуществляется мониторинг национальных законодательств России и Беларуси, регулирующих права граждан. В настоящее время мы совместно  с министерствами и ведомствами  России и Беларуси изучаем практику применения национальных законодательств  и международных договоров с  целью выявления проблемных вопросов, возникающих при практической реализации равенства прав граждан России и  Беларуси. В дальнейшем, на заседании союзного правительства в декабре нынешнего года, предполагается рассмотреть вопрос "О ходе работы по обеспечению равных прав граждан государств - участников Договора о создании Союзного государства".

С введением Единого образовательного пространства белорусы теперь могут  поступать и учиться на общих  основаниях в любых вузах России. Такими же правами обладают и граждане РФ при поступлении в белорусские  вузы и прохождении там учебы. Студенты учатся как на платной, так  и на бюджетной основе, получают стипендии и места в общежитиях.

Вместе с тем результаты белорусских олимпиад, белорусские  медали и результаты белорусского тестирования в российских вузах не признаются. Значение имеет лишь участие абитуриента  в международных олимпиадах. В  российском вузе белорусу нужно сдавать  все требуемые тесты, а также  обязательный тест по русскому языку  по форме Единого государственного экзамена. Отметим, что российские тесты  у нас также не признаются, и  россияне сдают все тесты в  Беларуси.

В этом году из-за отсутствия информации и смещения сроков проведения белорусского централизованного тестирования в наши вузы поступило гораздо  меньше россиян, чем в прошлые  годы. Всего, по данным Министерства образования  РБ, в российских вузах сегодня  учатся около 3 тысяч молодых белорусов, а в Беларуси — около 1,5 тысячи россиян.

Вообще, поступить белорусу в российский вуз гораздо сложнее, чем россиянину в белорусский. По словам преподавателей БГУ, сказываются различия в методике обучения в средних школах, что отражается на требованиях и специфике вступительных экзаменов.

Отметим, что если россияне учатся на бюджетной основе в белорусских  вузах, то, по словам специалистов Министерства образования, они подлежат обязательному  распределению после окончания  учебы. Что касается возможного распределения белорусских студентов в России, то, как заверяют в Минобразовании, для белорусов будет гарантирован свободный диплом.

Очень радует то, что белорусские  дипломы не нужно подтверждать в  России (дипломы всех остальных государств, кроме стран-участников Единого  образовательного пространства, должны пройти процедуру обязательного  подтверждения в Федеральной  службе по надзору в сфере образования  и науки (Рособрнадзор). Дипломы российских вузов, если они государственного образца, в Беларуси также признаются.

Скорую и неотложную медицинскую  помощь как белорусы в России, так  и россияне в Беларуси получают бесплатно. Однако это не касается планового  лечения, которое осуществляется на платной основе в Беларуси, а в  России — по страховому полису.

Россиян, живущих в Беларуси, качество и стоимость медицинского обслуживания, которая в разы меньше, чем в России, как правило, устраивают.

В основном проблемы возникают  у белорусов, проживающих и не работающих в России. То есть у студентов, а также членов семей, находящихся  на попечении работающих (жена, дети, нетрудоспособные родители). К примеру, студент, приехавший из Беларуси, должен покупать за свой счет страховой полис  стоимостью в пределах 3 тысяч российских рублей в год при стипендии  в 500-600 российских рублей (если он учится на бюджетной форме обучения).

В соответствии с Договором  о создании Союзного государства  от 8.12.1999 г. Высшим Советом Сообщества Беларуси и России установлены равные права при трудоустройстве россиян  в Беларуси и белорусов в России. Стаж работы белорусов в РФ согласно Договору признается в Беларуси так  же, как и стаж, получаемый россиянами в Беларуси (сюда включается стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан).

Вместе с тем существуют различия в национальных трудовых законодательствах, о которых необходимо знать. На практике при переезде в Беларусь пенсии россиянам  переоформляются максимум в течение  шести месяцев, при этом все невыплаченные  за время оформления пенсий средства компенсируются. В Российской Федерации  подобная процедура тянется месяцы и годы, при этом компенсируется пенсия только за шесть месяцев.

Если белорус работает на территории России, то он оформляется  на работу так же, как и российские граждане. При этом его работодателю не нужно получать разрешение на использование  иностранной рабочей силы. Отметим, что процесс оформления на работу иностранных граждан в РФ достаточно сложный, но он не распространяется на граждан Беларуси. Поэтому у белорусов  гораздо больше возможностей устроиться на работу, скажем в Москве или Санкт-Петербурге, чем у остальных граждан иностранных  государств. Вместе с тем гражданин  Беларуси должен иметь действующую  регистрацию по месту временного пребывания, однако при оформлении на работу работодатель не имеет права  требовать наличия регистрации.

Работающие в России граждане Беларуси обязаны уплачивать подоходный налог, ставка которого составляет 13% от заработной платы в случае пребывания белоруса после регистрации на территории России больше 183 дней. А первые 183 дня  пребывания его подоходный налог  составляет 30% от заработной платы.

При оформлении на работу гражданину Беларуси работодателем заводится  новая трудовая книжка в случае, если своя у него выдана после 1995 г. Если же трудовая книжка была заведена до 1995 г., то запись о трудоустройстве  вносится в старую книжку.

Граждане Беларуси, работающие наравне с россиянами, имеют равное с ними право на получение пособий  по всем видам государственного социального  страхования. Кроме того, работающему  белорусу заводится страховое свидетельство  государственного пенсионного страхования, однако это возможно только при условии, что у него имеется вид на жительство в РФ.

Заключение.

 

Вопрос реализации политических прав и свобод граждан неизбежно  возникает в процессе жизнедеятельности  правового общества. Необходимо  сказать, что государство не может  и не должно раздавать всем гражданам  правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность  защищать свое право на достойную  жизнь

Беларусь и Россия сегодня  являются частью мирового сообщества. Они признает Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию  «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав  ООН, Международные пакты о гражданских  и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует  в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих международных конвенциях.

Подводя итог, следует отметить, что Беларусь и Россия сегодня  считаются правовым государством, хотя в реальности права и свободы  человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства  и уважение прав человека – задача чрезвычайно трудная, и ее решение  возможно только благодаря усилиям  всего общества в течение многих лет, связанных с преодолением как  наследия прошлого (исторические традиции Беларуси  и России не совместимы с демократией и свободой). Однако это не умаляет того факта, что  в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого страны имеют шанс стать правовым и демократическим государством.

Как показывает история, каждому  поколению необходимо защищать права  личности, а человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались  бы усилия для обеспечения и защиты прав и свобод человека, поэтому  необходим баланс между заботой  общества о человеке и его собственной  ответственностью за себя, между свободой и справедливостью.

Подавляющая часть перечисленных  в Конституции основных прав и  свобод представляет собой не простую  совокупность, а определенную научную, глубоко продуманную систему, имеющую  логические основания. Систему основных прав и свобод характеризует не только их группировка, но и те приоритеты, которых придерживается Конституция  в их последовательном расположении.

 

 
Список литературы.

 

1.Абрамович   А.М. Правовой  статус  советского  гражданина. Мн.,  1988.  С. 5; Кучинский  В.А. Основные  права и обязанности граждан Белорусской ССР, Мн., 1978.

2.Василевич Г.А., Конституционное  право Республики Беларусь, Мн., 2003.

3.Визер Б. Право человека  на информацию в Австрии // Государство  и право. 1992. № 4.

4.Головко А.А. Концепция  прав человека в новой Конституции  Республики Беларусь // Правовое  государство: Ежегодник научных  трудов. Институт государства и  права АНУ. Киев, 1995. Вып. 6.

5.Головко А.А. Проблемы  взаимодействия демократии и  суверенитета // Право и демократия. Выпуск 7. Мн., 1995.

6.Головко А.А., Человек,  личность, гражданин. – Мн., «Беларусь», 1982.

7.Денисов Н.И. Права  человека и действия граждан  // Международная научно-практическая  конференция «Философия социального  действия и перспективы демократии»:  Тезисы докладов. Мн., 1994.

8.Законы Республики Беларусь.

9.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. М., 1995.

10.Конституционное право.  Энциклопедический словарь под  редакцией С.А. Авакьяна, М., 2000.

11.Конституция Республики  Беларусь, Мн., 2002.

 


Информация о работе Права и обязанности граждан Союзного государства