Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа
Целью работы является выделение сущностных черт и особенностей, характеризующих личные права несовершеннолетних.
Задачи работы:
рассмотреть понятие прав несовершеннолетнего;
охарактеризовать основные личные права несовершеннолетнего;
исследовать особенности защиты личных прав несовершеннолетнего.
Введение……...………………………………………………………...………...….3
1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность.6
Понятие личных неимущественных прав ребёнка и социальная потребность в их регламентации.………………...…………....……...…......6
Личные неимущественные права по Семейному кодексу………………..13
2. Характеристика личных прав несовершеннолетнего……………..…........24
Право ребенка жить и воспитываться в семье……………..………….…...24
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками…..32
Право ребенка выражать свое мнение……………..…….............................39
Право ребенка на имя, отчество и фамилию………………………………45
3. Защита личных прав несовершеннолетнего……………………………….52
Общая характеристика видов и способов защиты личных прав несовершеннолетнего……………………………………………………….52
Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………..………………….…56
Заключение…………………………………………………..………………….…69
Список использованных источников…………………………...……………...72
Содержание
Введение……...……………………………………………
1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность.6
2. Характеристика личных прав
несовершеннолетнего……………..…...
3. Защита личных прав несовершеннолетнего……………………………
Заключение………………………………………………….
Список использованных
источников…………………………...……………..
Введение
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.
Конституция РФ1 определяет человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, закрепляя равенство всех перед законом и судом (ст. 2, 19 Конституции РФ). При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, на котором он разговаривает, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Возраст человека не назван в ст. 19 Конституции РФ, однако гарантированное равенство прав и свобод не должно зависеть от любых обстоятельств, в том числе и возраста. В то же время возраст человека во многом определяет его жизненную позицию как субъекта права - активного участника различных правоотношений и обладателя всевозможных прав.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более "сильных" взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"2.
Закон в целях создания
правовых, социально-экономических
условий реализации прав и законных
интересов ребенка
Условно совокупность прав ребенка можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа - права на семейное благополучие; третья группа - права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы5.
С рождения у ребенка
и его родителей сразу
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся: право на жизнь и воспитание в семье; право знать своих родителей и право на их заботу; право на совместное с ними проживание; право на воспитание своими родителями; обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства и др.
Вопросам правового регулирован
Объект исследования - личные права несовершеннолетнего как институт семейного права.
Предмет исследования - нормы семейного права, регламентирующие порядок осуществления и защиты личных права несовершеннолетнего.
Целью работы является выделение сущностных черт и особенностей, характеризующих личные права несовершеннолетних.
Задачи работы:
1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность
1.1 Понятие личных неимущественных прав ребёнка и социальная
потребность в их регламентации
В гражданском и семейном праве права принято делить на имущественные и личные неимущественные.
Личные права неразрывно
связаны с такими понятиями, как
равенство, свобода, неприкосновенность
личности. И это естественно, так
как идеи равенства, свободы, личной
неприкосновенности на протяжении всей
истории цивилизации использова
Безусловно, в разные эпохи в данные понятия вкладывалось различное содержание, однако сами эти идеи всегда были и остаются притягательными для любого человека. Социальная ценность личных прав состоит, главным образом, в том, что они сами по себе, а также гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и уровень развития самого общества. Таким образом, меру свободы личности в обществе необходимо прямо проецировать на меру справедливости и свободы самого общества. Признанием этого явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека7, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г.8 и вступившего в действие для СССР и для России в 1976 г.
Следует иметь в виду, что целостная правовая регламентация государством личных прав обусловлена не только соображениями гуманитарного или политического характера, но и экономическими причинами. Переход к экономике рыночного типа и связанная с ним свобода предпринимательской деятельности создают основу экономической свободы личности. Экономическая же свобода неизбежно порождает объективную потребность в свободе личной, духовной.
Личные неимущественные права в объективном смысле представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права.
Основу правового
Нормы уголовного права направлены на борьбу с общественно опасными посягательствами на важнейшие личные права граждан, такие как право на жизнь, здоровье и телесную неприкосновенность, право на честь, достоинство и деловую репутацию.
Нормы административного, семейного и других отраслей права, жилищного, экологического и иных отраслей законодательства определяют компетенцию государственных органов по регулированию личных прав, устанавливают границы вмешательства в личную сферу, что во многом позволяет определить пределы осуществления личных прав.
Особую роль в правовом регулировании и охране личных неимущественных прав призваны сыграть нормы гражданского права. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, регулирование личных прав нормами гражданского права непосредственно связано с охраной частной (личной) сферы отдельных лиц.
Что касается личных неимущественных прав детей, то следует отметить, что ранее действующее семейное законодательство их не регламентировало. Впервые они были сформулированы в гл. 11 СК РФ, посвященной правам несовершеннолетних. Следует отметить главенствующую роль личных неимущественных прав в данной главе - 6 статей посвящены именно личным неимущественным правам и лишь одна статья (ст. 60) - имущественным правам.
Достаточно подробно
личные неимущественные права
Перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека является "не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним.
Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка"9.
Все международные органы по правам человека, участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне, в рамках ООН.
Универсальные органы в зависимости от их юридической природы можно разделить на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН10, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. Кроме того, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.
Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Устав ООН 1945 г. непосредственно не посвящен правам человека. Но, выполняя роль Конституции ООН, он лежит в основе международного правопорядка. В соответствии со статьей 55 (c) Устава Организация Объединенных Наций призвана содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".
В целях реализации этой задачи статья 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН.
Комитет ООН по правам человека является одним из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека, создан с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, результаты его деятельности дают достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитет состоит из 18 экспертов, которые выступают в личном качестве, а не как представители государств. Комитет накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только огромный теоретический, но и практический интерес.