Права несовершеннолетнего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выделение сущностных черт и особенностей, характеризующих личные права несовершеннолетних.
Задачи работы:
рассмотреть понятие прав несовершеннолетнего;
охарактеризовать основные личные права несовершеннолетнего;
исследовать особенности защиты личных прав несовершеннолетнего.

Содержание работы

Введение……...………………………………………………………...………...….3
1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность.6
Понятие личных неимущественных прав ребёнка и социальная потребность в их регламентации.………………...…………....……...…......6
Личные неимущественные права по Семейному кодексу………………..13
2. Характеристика личных прав несовершеннолетнего……………..…........24
Право ребенка жить и воспитываться в семье……………..………….…...24
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками…..32
Право ребенка выражать свое мнение……………..…….............................39
Право ребенка на имя, отчество и фамилию………………………………45
3. Защита личных прав несовершеннолетнего……………………………….52
Общая характеристика видов и способов защиты личных прав несовершеннолетнего……………………………………………………….52
Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………..………………….…56
Заключение…………………………………………………..………………….…69
Список использованных источников…………………………...……………...72

Файлы: 1 файл

primer1 (1).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Комитет по правам ребенка  учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со статьей 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае - июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г.

Каждые два года Комитет  представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности. Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен соответствующим государством-участником не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться  факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции.

Кроме того, должны быть представлены сведения, показывающие, как Конвенция выполняется соответствующей  страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники  обеспечивают широкую гласность  своих докладов в собственных  странах.

Для отслеживания произошедших изменений периодические доклады должны содержать информацию о рассмотрении замечаний Комитета по предыдущему докладу.

К докладам должны прилагаться  упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная  статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Таким образом, пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

При обсуждении доклада  Комитет обсуждает и анализирует  не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной  для обеспечения прав ребенка, а  также меры, необходимые для преодоления  трудностей в отдельных аспектах прав ребенка11.

На региональном уровне для европейского региона наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека и детей, в том числе, является Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.

Возможность обращения  в Европейский суд по правам человека появилась у российских граждан  с момента присоединения к  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.12 Конвенция разрешает детям подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей. Европейский суд по правам человека, действующий на основании Конвенции 1950 г., имеет право интерпретировать ее в свете отдельных положений Конвенции ООН по правам ребенка.

В Европейской конвенции  о защите прав и основных свобод положений, непосредственно касающихся прав детей, не так уж и много. Однако к ребенку, как и к любому другому  субъекту прав, могут быть применены  все положения Конвенции. И сама Конвенция, и прецеденты Суда говорят о том, что заявителем может выступить любой человек, подлежащий юрисдикции Суда, в том числе и несовершеннолетний.

Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские  органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:

  1. ювенальная юстиция и арест (ст. ст. 5 и 6 Европейской конвенции о правах человека);
  2. образование (ст. 2 Протокола N 1 к Конвенции);
  3. свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. ст. 9, 10, 11 Европейской конвенции, ст. ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка);
  4. жестокое обращение и безнадзорность (ст. ст. 3 и 8 Европейской конвенции);
  5. дети - иммигранты и беженцы (ст. ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции)13.

Помимо Европейского суда по правам человека, действует еще Суд Европейского союза (Люксембург), который принимает только иски граждан государств - членов Союза и также может рассматривать дела в отношении детей.

Также на региональном уровне (на территории республик бывшего  Советского Союза) действует еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. В 1995 г. была подписана Конвенция СНГ о правах и свободах человека14, которая была ратифицирована Российской Федерацией. Конвенция нацелена на соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами - участниками СНГ.

Таким образом, защита прав детей на международном уровне может  осуществляться в различных формах, путем создания, применения различных  механизмов, органов и организаций.

Основной проблемой при этом являются рекомендательный характер большинства принимаемых решений и отдаленность деятельности многих органов от реальной жизни. В настоящее время внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности возрастает, и это, несомненно, может повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

 

1.2 Права несовершеннолетних и их классификация по Семейному кодексу

Ратификация Союзом ССР  Конвенции о правах ребенка15 вызвала необходимость внесения соответствующих корректив в национальное законодательство.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., на уровне основ конституционного строя закрепила  принцип государственной поддержки  семьи, материнства, отцовства и  детства (п. 2 ст. 7).

Особого внимания заслуживают и положения ст. 38, где сказано: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность  родителей". Таким образом, можно  говорить о том, что конституционно-правовые нормы возлагают обязанность по обеспечению прав и интересов детей (что выражается в "защите" и "заботе") на двух субъектов: государство и родителей ребенка.

В свою очередь это  позволяет утверждать о сочетании  в данной обязанности частноправового  и публично-правового элементов, что, безусловно, усиливает гарантии обеспечения прав и интересов детей.

Н.Е. Борисова предлагает классифицировать конституционные  нормы, определяющие правовое положение ребенка, на три группы16.

Первую группу таких  норм составляют два положения Конституции РФ, прямо относящихся к защите прав и интересов несовершеннолетних. Во-первых, Конституция провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2), причем государства социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7). Во-вторых, Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7).

Вторую группу конституционных  норм составляют статьи Конституции, в  которых говорится о детях (детстве) непосредственно. Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как материнство и семья) находится под защитой государства (п. 1 ст. 38) и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (п. 2 ст. 38).

Как видно, в этих принципиальных конституционных положениях ребенок (дети) рассматривается только вкупе с материнством, семьей, родителями. Тем не менее можно утверждать, что Конституция уже считает ребенка самостоятельным носителем прав.

И, наконец, третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина.

Используя формулу "каждый", они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних. Зафиксированные в гл. 2 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина, признаваемые и гарантируемые на территории РФ, суть не что иное, как формализованный в российском законодательстве конституционно-правовой статус личности, выражающий "наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений"17.

Это положение объективно порождает необходимость выяснения  вопроса соответствия норм семейного  и иного отраслевого законодательства РФ о правах детей международным договорам РФ, и прежде всего Конвенции о правах ребенка.

Основным кодифицированным законом, определяющим права и интересы ребенка в семье, является Семейный кодекс РФ. Статья 1 СК РФ, закрепляя  основные начала семейного законодательства, относит к их числу обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Заметим, законодатель делает акцент не на "наилучшем", как это  предусмотрено Конвенцией, а на приоритетном, т.е. преимущественном характере интересов детей, что имеет совершенно другую смысловую нагрузку. Вряд ли справедливо в связи с этим говорить о соответствии концептуальной идеи Конвенции о правах ребенка тем направлениям, которые определены в Семейном кодексе РФ.

Более того, в других законодательных актах, регламентирующих отношения с участием детей, понятие "наилучшие интересы" ребенка вообще не используется. Хотя определенного рода попытка его введения в правоприменительную практику была.

Имеется в виду Федеральный  закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Один из принципов  государственной политики в интересах  детей, закрепленных в п. 2 ст. 4 рассматриваемого закона, провозглашался как "установление и соблюдение государственных минимальных  стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей". Согласно ст. 8 (полностью утратившей свою силу) данные стандарты включали в себя установленный минимальный объем социальных услуг по образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, трудоустройству, социальному обслуживанию, обеспечению права на жилище, организации оздоровления и отдыха детей, оказанию квалифицированной юридической помощи.

Представляется, что наилучшие  интересы ребенка как раз и  могли быть обеспечены при установлении и соблюдении такого рода стандартов, имеющих статус государственных18.

Весьма показательным  является, по нашему мнению, следующий  факт. Государство не только признало ребенка самостоятельным субъектом, закрепив его права в специальной главе 11 СК РФ "Права несовершеннолетних детей", но и придало весомую значимость интересам ребенка.

Высокая степень частоты  использования понятия "права ребенка" и "интересы ребенка", к сожалению, должным образом не отражается ни в комментариях к Семейному кодексу РФ, ни в доктринальных комментариях соответствующих статей.

Представляется, что семейно-правовые нормы могут быть классифицированы на несколько групп в зависимости от того, какую роль выполняют права и интересы ребенка в регулировании семейных правоотношений.

Первую группу составляют нормы, определяющие необходимость  учета интересов ребенка при  реализации им в семье личных прав. Так, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение своих  интересов (п. 2 ст. 54), на защиту своих  прав и законных интересов (п. 1 ст. 56). Согласно ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение в семье при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Важное значение интересы ребенка имеют и при решении  вопроса об изменении его фамилии  и (или) имени (ст. 59).

Отдельные статьи СК РФ содержат нормы, ограничивающие возможность  реализации ребенком прав, если будет  установлено, что это противоречит его интересам.

В частности, "каждый ребенок  имеет право жить и воспитываться  в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (п. 2 ст. 54).

Подобное ограничение  установлено и в отношении  права ребенка выражать свое мнение: "Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (ст. 57)19.

Во вторую группу можно  объединить нормы, устанавливающие  порядок реализации родителями прав и обязанностей.

Прежде всего, необходимо указать на императивный характер ст. 65: "Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей".

Родители, осуществляющие права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному  согласию исходя из интересов детей  и с учетом их мнения.

Особую значимость учет прав ребенка приобретает в том случае, если один из родителей проживает отдельно от ребенка. В силу п. 1 ч. 2 ст. 66 СК РФ "родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию". Очевидно, здесь опять-таки речь идет об интересах ребенка, о недопустимости их нарушения.

Поскольку родители являются законными представителями своих  детей, они выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий.

Информация о работе Права несовершеннолетнего