Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа
Целью работы является выделение сущностных черт и особенностей, характеризующих личные права несовершеннолетних.
Задачи работы:
рассмотреть понятие прав несовершеннолетнего;
охарактеризовать основные личные права несовершеннолетнего;
исследовать особенности защиты личных прав несовершеннолетнего.
Введение……...………………………………………………………...………...….3
1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность.6
Понятие личных неимущественных прав ребёнка и социальная потребность в их регламентации.………………...…………....……...…......6
Личные неимущественные права по Семейному кодексу………………..13
2. Характеристика личных прав несовершеннолетнего……………..…........24
Право ребенка жить и воспитываться в семье……………..………….…...24
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками…..32
Право ребенка выражать свое мнение……………..…….............................39
Право ребенка на имя, отчество и фамилию………………………………45
3. Защита личных прав несовершеннолетнего……………………………….52
Общая характеристика видов и способов защиты личных прав несовершеннолетнего……………………………………………………….52
Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………..………………….…56
Заключение…………………………………………………..………………….…69
Список использованных источников…………………………...……………...72
Комитет по правам ребенка учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со статьей 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае - июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г.
Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности. Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен соответствующим государством-участником не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции и далее каждые пять лет.
В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции.
Кроме того, должны быть
представлены сведения, показывающие,
как Конвенция выполняется
Для отслеживания произошедших изменений периодические доклады должны содержать информацию о рассмотрении замечаний Комитета по предыдущему докладу.
К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Таким образом, пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.
При обсуждении доклада
Комитет обсуждает и
На региональном уровне для европейского региона наиболее эффективным международным механизмом защиты прав человека и детей, в том числе, является Европейский суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.
Возможность обращения в Европейский суд по правам человека появилась у российских граждан с момента присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.12 Конвенция разрешает детям подавать жалобы в Европейский суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей. Европейский суд по правам человека, действующий на основании Конвенции 1950 г., имеет право интерпретировать ее в свете отдельных положений Конвенции ООН по правам ребенка.
В Европейской конвенции о защите прав и основных свобод положений, непосредственно касающихся прав детей, не так уж и много. Однако к ребенку, как и к любому другому субъекту прав, могут быть применены все положения Конвенции. И сама Конвенция, и прецеденты Суда говорят о том, что заявителем может выступить любой человек, подлежащий юрисдикции Суда, в том числе и несовершеннолетний.
Среди основных проблемных сфер, в которых Страсбургские органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие:
Помимо Европейского суда по правам человека, действует еще Суд Европейского союза (Люксембург), который принимает только иски граждан государств - членов Союза и также может рассматривать дела в отношении детей.
Также на региональном уровне (на территории республик бывшего Советского Союза) действует еще один механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать и права ребенка. В 1995 г. была подписана Конвенция СНГ о правах и свободах человека14, которая была ратифицирована Российской Федерацией. Конвенция нацелена на соблюдение международных стандартов в области прав человека всеми государствами - участниками СНГ.
Таким образом, защита прав детей на международном уровне может осуществляться в различных формах, путем создания, применения различных механизмов, органов и организаций.
Основной проблемой при этом являются рекомендательный характер большинства принимаемых решений и отдаленность деятельности многих органов от реальной жизни. В настоящее время внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности возрастает, и это, несомненно, может повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.
1.2 Права несовершеннолетних и их классификация по Семейному кодексу
Ратификация Союзом ССР Конвенции о правах ребенка15 вызвала необходимость внесения соответствующих корректив в национальное законодательство.
Конституция Российской
Федерации, принятая в 1993 г., на уровне
основ конституционного строя закрепила
принцип государственной
Особого внимания заслуживают и положения ст. 38, где сказано: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей". Таким образом, можно говорить о том, что конституционно-правовые нормы возлагают обязанность по обеспечению прав и интересов детей (что выражается в "защите" и "заботе") на двух субъектов: государство и родителей ребенка.
В свою очередь это позволяет утверждать о сочетании в данной обязанности частноправового и публично-правового элементов, что, безусловно, усиливает гарантии обеспечения прав и интересов детей.
Н.Е. Борисова предлагает классифицировать конституционные нормы, определяющие правовое положение ребенка, на три группы16.
Первую группу таких норм составляют два положения Конституции РФ, прямо относящихся к защите прав и интересов несовершеннолетних. Во-первых, Конституция провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства (ст. 2), причем государства социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7). Во-вторых, Конституция РФ раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7).
Вторую группу конституционных норм составляют статьи Конституции, в которых говорится о детях (детстве) непосредственно. Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как материнство и семья) находится под защитой государства (п. 1 ст. 38) и что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей (п. 2 ст. 38).
Как видно, в этих принципиальных конституционных положениях ребенок (дети) рассматривается только вкупе с материнством, семьей, родителями. Тем не менее можно утверждать, что Конституция уже считает ребенка самостоятельным носителем прав.
И, наконец, третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина.
Используя формулу "каждый", они в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних. Зафиксированные в гл. 2 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина, признаваемые и гарантируемые на территории РФ, суть не что иное, как формализованный в российском законодательстве конституционно-правовой статус личности, выражающий "наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений"17.
Это положение объективно
порождает необходимость
Основным кодифицированным законом, определяющим права и интересы ребенка в семье, является Семейный кодекс РФ. Статья 1 СК РФ, закрепляя основные начала семейного законодательства, относит к их числу обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
Заметим, законодатель делает акцент не на "наилучшем", как это предусмотрено Конвенцией, а на приоритетном, т.е. преимущественном характере интересов детей, что имеет совершенно другую смысловую нагрузку. Вряд ли справедливо в связи с этим говорить о соответствии концептуальной идеи Конвенции о правах ребенка тем направлениям, которые определены в Семейном кодексе РФ.
Более того, в других законодательных актах, регламентирующих отношения с участием детей, понятие "наилучшие интересы" ребенка вообще не используется. Хотя определенного рода попытка его введения в правоприменительную практику была.
Имеется в виду Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Один из принципов государственной политики в интересах детей, закрепленных в п. 2 ст. 4 рассматриваемого закона, провозглашался как "установление и соблюдение государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей". Согласно ст. 8 (полностью утратившей свою силу) данные стандарты включали в себя установленный минимальный объем социальных услуг по образованию, бесплатному медицинскому обслуживанию детей, трудоустройству, социальному обслуживанию, обеспечению права на жилище, организации оздоровления и отдыха детей, оказанию квалифицированной юридической помощи.
Представляется, что наилучшие интересы ребенка как раз и могли быть обеспечены при установлении и соблюдении такого рода стандартов, имеющих статус государственных18.
Весьма показательным
является, по нашему мнению, следующий
факт. Государство не только признало
ребенка самостоятельным
Высокая степень частоты использования понятия "права ребенка" и "интересы ребенка", к сожалению, должным образом не отражается ни в комментариях к Семейному кодексу РФ, ни в доктринальных комментариях соответствующих статей.
Представляется, что семейно-правовые нормы могут быть классифицированы на несколько групп в зависимости от того, какую роль выполняют права и интересы ребенка в регулировании семейных правоотношений.
Первую группу составляют нормы, определяющие необходимость учета интересов ребенка при реализации им в семье личных прав. Так, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение своих интересов (п. 2 ст. 54), на защиту своих прав и законных интересов (п. 1 ст. 56). Согласно ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение в семье при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы.
Важное значение интересы ребенка имеют и при решении вопроса об изменении его фамилии и (или) имени (ст. 59).
Отдельные статьи СК РФ содержат нормы, ограничивающие возможность реализации ребенком прав, если будет установлено, что это противоречит его интересам.
В частности, "каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (п. 2 ст. 54).
Подобное ограничение установлено и в отношении права ребенка выражать свое мнение: "Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам" (ст. 57)19.
Во вторую группу можно объединить нормы, устанавливающие порядок реализации родителями прав и обязанностей.
Прежде всего, необходимо указать на императивный характер ст. 65: "Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей".
Родители, осуществляющие права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения.
Особую значимость учет прав ребенка приобретает в том случае, если один из родителей проживает отдельно от ребенка. В силу п. 1 ч. 2 ст. 66 СК РФ "родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию". Очевидно, здесь опять-таки речь идет об интересах ребенка, о недопустимости их нарушения.
Поскольку родители являются
законными представителями