Права несовершеннолетнего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выделение сущностных черт и особенностей, характеризующих личные права несовершеннолетних.
Задачи работы:
рассмотреть понятие прав несовершеннолетнего;
охарактеризовать основные личные права несовершеннолетнего;
исследовать особенности защиты личных прав несовершеннолетнего.

Содержание работы

Введение……...………………………………………………………...………...….3
1. Понятие личных прав несовершеннолетнего и их социальная сущность.6
Понятие личных неимущественных прав ребёнка и социальная потребность в их регламентации.………………...…………....……...…......6
Личные неимущественные права по Семейному кодексу………………..13
2. Характеристика личных прав несовершеннолетнего……………..…........24
Право ребенка жить и воспитываться в семье……………..………….…...24
Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками…..32
Право ребенка выражать свое мнение……………..…….............................39
Право ребенка на имя, отчество и фамилию………………………………45
3. Защита личных прав несовершеннолетнего……………………………….52
Общая характеристика видов и способов защиты личных прав несовершеннолетнего……………………………………………………….52
Особенности защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации………………………………………………..………………….…56
Заключение…………………………………………………..………………….…69
Список использованных источников…………………………...……………...72

Файлы: 1 файл

primer1 (1).doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Отношения между родителями и детьми "основываются преимущественно  на любви родителей к детям - любви  невольной, бессознательной, чуждой всякого расчета, нередко незаслуженной со стороны детей и даже необъяснимой с точки зрения холодного рассудка... Если мать радуется улыбке своего ребенка, то потому, что любит его, а не потому, что улыбка младенца содержала какое-либо объективное основание для счастья: не радует же ее улыбка чужого ребенка... Но так как отношения между родителями и детьми представляют и внешнюю сторону, а все внешние отношения поддаются юридическим определениям, то законодательство считает своей обязанностью регламентировать их, тем более что хотя и редко, но встречаются случаи, когда законы физиологии и законы нравственности не обеспечивают достаточно надлежащие отношения между родителями и детьми"32.

Регламентация семейных отношений направлена на упорядочение отношений по воспитанию, надлежащее воспитание подрастающего поколения, удовлетворение потребностей родителей в личном общении со своими детьми и потребности ребенка иметь условия для духовного и физического развития, обеспечение принципа равенства мужчины и женщины в семейных отношениях, формирование чувства ответственности за семью и за воспитание ребенка.

Права и обязанности  в отношении детей в равной степени возложены на отца и на мать ребенка, то есть семейное законодательство устанавливает равенство родительских прав (ст. 61 СК РФ). В соответствии с пунктом 2 статьи 31 СК РФ вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Необходимо различать  понятия "равенство супругов" и "равенство родителей" в решении  вопросов, связанных с воспитанием  детей. Супруги не всегда являются родителями воспитываемого ребенка. Так, женщина - мать ребенка вступает в брак, супруг при этом не усыновляет последнего. Родители ребенка могут вообще не состоять в браке между собой или же состоять в разных браках, то есть не между собой. Ребенок может быть усыновлен одним из супругов, в этом случае второй супруг не обладает какими-либо правами в отношении ребенка.

Таким образом, можно  говорить о следующих вариантах  соотношения брачного и родительского  правоотношений:

  1. мужчина и женщина могут быть супругами, но не иметь детей, и, следовательно, не состоять в родительском правоотношении;
  2. в родительском правоотношении может состоять один из супругов как субъект брачного правоотношения;
  3. лица могут состоять между собой в брачном правоотношении, но одновременно являться субъектами различных родительских правоотношений;
  4. лица могут состоять в различных брачных отношениях либо не состоять вовсе, при этом являться родителями одного ребенка, то есть состоять в родительском правоотношении;
  5. супруги являются одновременно родителями ребенка, то есть усматривается наличие и брачных, и родительских правоотношений.

Реализация принципа равенства супругов в решении  вопросов воспитания и образования  детей будет правомерной лишь в последнем случае.

Отметим, что наличие  или отсутствие зарегистрированного брака родителей не влияет на правовое положение ребенка. Согласно статье 53 СК РФ при установлении отцовства в порядке, предусмотренном статьями 48 - 50 СК РФ, дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой.

Практическую значимость имеет вопрос осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно. "Под каким бы углом зрения не рассматривалось осуществление  родительских прав родителем, проживающим отдельно от своего ребенка, всякий раз приходится иметь дело с защитой прав несовершеннолетнего на общение с родителями, родственниками, что специально предусмотрено статьей 55 СК РФ, которая значительно шире по своему содержанию, так как предусматривает разные варианты "разлучения" детей не только с одним, но и обоими родителями"33.

Нормы Семейного кодекса  РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в пункте 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, где место  жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, определяется как место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении несовершеннолетних. Таким же образом осуществляется и регистрация несовершеннолетних граждан по месту пребывания.

Установление формального  возрастного предела ребенка, при  котором суд смог бы принимать  во внимание мнение детей, вряд ли обеспечит правильное разрешение споров о воспитании детей в соответствии с их интересами, так как передача детей одному из родителей вопреки их желанию может травмировать ребенка и в более раннем возрасте, чем десять лет. Кроме того, в силу своего сознания и отсутствия жизненного опыта ребенок и в десять лет не всегда сможет сам определить свои подлинные интересы и выбрать более достойного воспитателя.

Существенным фактором при решении подобных споров является привязанность ребенка к одному из родителей, которая может быть как ярко выраженной, так и скрытой. При оценке отношения ребенка к родителям следует учитывать, что оно может быть вынужденным или внушенным. Необходимо уточнять, чем обусловлена симпатия или неприязнь к одному из родителей.

Суд, учитывая привязанность  ребенка и его желание воспитываться  у одного из родителей, не может руководствоваться  при принятии решения только лишь ими, ведь выбор ребенка может  и не отвечать его интересам. Важно  определить, что понимается под согласием, желанием ребенка оставаться с той или другой спорящей стороной, каков метод, способ установления воли, желания ребенка. Привязанность и желание ребенка проживать с одним из родителей при прочих равных условиях воспитания у них приобретают особое значение и рассматриваются судом как дополнительный фактор, обеспечивающий лучшее воспитание ребенка.

Конфликты между родителями, развод не способствуют родительскому  воспитанию, но и в этом случае возможно определить наиболее приемлемые формы  и способы, с помощью которых отец или мать, проживающие отдельно от ребенка, будут принимать участие в его воспитании. Данное соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, может быть заключено в письменной форме.

Передача ребенка одному из родителей не означает, что другой должен быть отстранен от воспитания. Права и обязанности отдельно проживающего родителя по воспитанию ребенка не уменьшаются. Несомненно, родитель, с которым проживает  ребенок и постоянно общается, имеет больше возможностей для его воспитания. Права же у обоих родителей одинаковы независимо от того, с кем из них проживает ребенок.

Зачастую в родительских правоотношениях, где ребенок проживает  только с одним из родителей, происходит злоупотребление последним своим положением. Как правило, накопив множество обид после продолжительного и мучительного развода и "дележа" ребенка, мать (отец) пытается настроить ребенка против родителя, проживающего отдельно, чинить различные препятствия. В таком случае необходимо руководствоваться правилами пункта 3 статьи 66 СК РФ, согласно которым при невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Родителям необходимо всегда помнить, что в детско-родительских отношениях нужно руководствоваться не собственными интересами, а интересами ребенка. Именно этим интересам соответствует установленное Семейным кодексом РФ правило об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей.

Конечно, такое участие  может не соответствовать интересам  ребенка. Так как право на общение с ребенком связано с обязанностью отдельно проживающего родителя по его воспитанию, то он наравне с тем родителем, у которого проживает ребенок, несет ответственность за его поведение.

Многие ограничения  в осуществлении родительских прав лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, были сняты после внесения в 2004 г. поправок в уголовно-исполнительное законодательство. Так, женщина может получить разрешение жить за пределами исправительной колонии в том случае, если ее семья переедет жить в поселок, где расположена колония. При этом женщина должна иметь возможность содержать себя и детей. Но не у каждой осужденной матери есть средства на то, чтобы жить со своим ребенком.

По закону женщина  имеет право содержать своего ребенка в детском доме при колонии до достижения им возраста трех лет. Затем ребенок подлежит передаче либо родственникам, либо в специальное детское учреждение, что может стать серьезной травмой и для ребенка, и для матери. В соответствии с законом мать может выехать из колонии на две недели и лично передать ребенка в семью либо в детский дом, причем такое право предоставляется независимо от того, куда и кому передается ребенок.

Законодатель руководствуется  прежде всего интересами ребенка  в данной норме, но механизм реализации предоставленного осужденной матери права перемещения своего ребенка отсутствует.

Женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов, предоставляется дополнительный двухнедельный отпуск. Дети-инвалиды не могут приехать вместе с родственниками на свидание к матери. Новые правила разрешают матери выезжать из колонии раз в год для свидания с такими детьми сроком на пятнадцать суток, не считая времени проезда.

Все изменения законодательства коснулись только осужденных женщин, на отцов данные привилегии не распространяются, что можно рассматривать как нарушение принципа равенства родительских прав и обязанностей.

Таким образом, родительское правоотношение не всегда имеет "стандартную  форму", где совместно проживают  папа, мама и ребенок, где присутствует взаимная любовь, забота и родительская ответственность.

Право ребенка жить и  воспитываться в семье кроме  изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями также включает в себя такие права  ребенка:

  1. право знать своих родителей;
  2. право на заботу родителей;
  3. право на воспитание своими родителями;
  4. право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;
  5. право на уважение его человеческого достоинства34.

Право ребенка знать  своих родителей, насколько это  возможно, и право на их заботу следует из требований статьи 7 Конвенции о правах ребенка и связано с тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Данное право неразрывно связано с правом детей на совместное проживание с родителями, создающим наиболее благоприятные условия для их надлежащего воспитания и всестороннего физического и духовного развития. Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, в обеспечении его разнообразных интересов.

Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных детях). Окончательно не решен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родителей с тайной усыновления и тайной биологического происхождения ребенка (при применении методов искусственного оплодотворения человека).

Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Уважение человеческого достоинства ребенка в семье - неотъемлемая часть его надлежащего воспитания. Семейный кодекс, провозглашая такое право, определяет одно из главных направлений семейного воспитания.

Право на воспитание включает ряд правомочий, которые составляют:

  1. право родителя на личное общение с ребенком;
  2. правомочия по религиозному воспитанию ребенка;
  3. правомочия по выбору формы образования и образовательного учреждения для ребенка;
  4. право представлять и защищать интересы своих детей;
  5. право дачи согласия на усыновление ребенка и некоторые другие права35.

Право ребенка жить и  воспитываться в семье не может  быть реализовано лишь в исключительных случаях, если совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. Решение о раздельном проживании ребенка с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК РФ процедур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению исходя из наилучших интересов ребенка. Такое решение может оказаться необходимым, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем, когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст. 9 Конвенции о правах ребенка)36.

 

2.2  Право  ребенка на общение с родителями и другими родственниками

С правом детей жить и  воспитываться в семье неразрывно связано закрепленное статьей 55 СК РФ право детей на общение с  обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны отца, так и со стороны матери. Исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, в СК РФ отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию лиц не только близких родственников обоих родителей ребенка, непосредственно указанных в данной статье, но и родственников более отдаленных степеней родства.

Информация о работе Права несовершеннолетнего