Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:04, курсовая работа
Целью работы является осуществление комплексного анализа создания, особенностей функционирования и перспектив развития учреждений в виде государственных и муниципальных предприятий, как субъектов гражданского права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности становления и развития законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- раскрыть понятие, значение и особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий;
-дать характеристику права хозяйственного ведения и права оперативного управления как элементов правового положения унитарного предприятия;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………..………3
ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЕ В ВИДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…...……………………...…………………………….7
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития института государственных и муниципальных унитарных предприятий……………..………7
1.2. Понятие, значение и особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………...…………13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА………………………………………………….……18
2.1. Характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления как элементов правового положения унитарного предприятия…….18
2.2. Права собственника имущества в отношении унитарного предприятия………………………………………………….……………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…….………………31
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ………………...……33
В государственной экономике появление юридических лиц, не являющихся собственниками, было закономерно обусловлено тем, что само государство, как основной собственник важнейших видов имущества, не могло быть субъектом непосредственного хозяйствования.
Говоря об изменениях в правовом положении государственных и муниципальных предприятий, которые произошли с введением в действие части первой ГК РФ, В.В. Чубаров верно отмечал, что их «общая направленность состоит в сокращении числа унитарных предприятий и в определении разумного баланса между правами предприятия (учреждения) на переданное ему имущество и правами собственника на это имущество»1. Был ли этот баланс найден? Наверное, в полной мере не был, однако упорядочение правового регулирования на этом этапе было значительным.
Нормы ГК являются базовыми, основополагающими, но не единственными, посредством которых регулируется деятельность унитарных предприятий. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях) содержит значительное количество требований к деятельности унитарных предприятий, многие из которых даже не упомянуты в ГК РФ. Кроме того, важные нормы, касающиеся унитарных предприятий, расположены в гл. 19 ГК РФ2.
Важное значение для государственных унитарных предприятий имеет Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. №2053, которым утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»4 определены функции указанных органов по утверждению устава предприятия, назначению на должность руководителя предприятия, заключению, изменению и прекращению в установленном порядке трудового договора с ним; утверждению программы деятельности предприятия, определению подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, согласованию совершения крупных сделок и др.
Немаловажное значение имеет и судебная практика1, в частности, Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»2, Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. №21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации»3, Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 г. №45 «Об обращении взыскания на имущество учреждения»4.
В завершении параграфа отметим, что в современный период несмотря на общую тенденцию к сокращению числа унитарных предприятий, говорить о скором исчезновении этого феномена преждевременно5, а крупнейшие ФГУПы по-прежнему входят в число наиболее весомых участников российского рынка.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения не являются собственниками имущества, как предоставленного им их учредителем, так и того, которое приобретено в процессе осуществления хозяйственной деятельности, а обладают ограниченными вещными правами. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, за исключением казенных предприятий, являются субъектами права хозяйственного ведения; казенные предприятия и учреждения обладают правом оперативного управления.
1.2. Понятие, значение и особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий
Понятие государственного унитарного предприятия, как субъекта гражданских прав, закреплено в ст. 113 ГК РФ и в ст. 2 ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1.
П.2. ст. 50 ГК РФ и ст.2 вышеуказанного закона относит государственные унитарные предприятия к коммерческим организациям. Из смысла закона следует, что основной целью деятельности государственных унитарных предприятий должно быть извлечение прибыли и распределение ее между своими участниками. Именно такой критерий положен ГК РФ в основу разделения организаций на коммерческие и некоммерческие (п. 1 ст.50 ГК РФ). Отсюда следует, что государственные унитарные предприятия должны иметь право распределять прибыль между своими участниками (только тогда, из смысла закона, они должны были быть коммерческими юридическими лицами). Однако предприятие такого права не имеет. Указанной коллизии можно было бы избежать, если рассматривать в качестве основного отличительного признака коммерческих и некоммерческих организаций систематическое извлечение прибыли, а не ее последующее распределение. Государственные унитарные предприятия как юридические лица преследующие коммерческие цели, соответствуют требованиям ГК РФ и обладают чертами, которые характерны для всех юридических лиц. Однако ст. 113-115 ГК РФ определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. В объеме исследуемой темы данные отличия рассмотрены. Государственные унитарные предприятия, как юридические лица, создаются и действуют на основе одной формы собственности - государственной, в связи с чем их учредителем является государство или субъекты Российской Федерации. Поэтому невозможно образование данного юридического лица на основе смешанных форм собственности.
Профессор Суханов Е.А., полагает, что «унитарным предприятием признается коммерческая организация, имущество которой остается неделимой собственностью ее учредителя (п. 1 ст. 113 ГК РФ)»1, поэтому и в законодательной систематизации данная разновидность коммерческих организаций поставлена на последнее место. При этом заметим, что юридическим лицом признается именно предприятие, а не его «трудовой коллектив», не являющийся субъектом гражданских правоотношений.
Унитарные предприятия, пишет Н.В. Бандурина и С.М. Татанов, являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд2.
Действительно анализ законодательства позволяет сделать вывод, что главной целью создания и деятельности унитарных предприятий является не извлечение прибыли, а иная цель социально-экономического порядка: обеспечение безопасности Российской Федерации; решение социальных, научных задач; производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограничено оборотоспособной.
Собственник государственного имущества, создавая унитарное предприятие, наделяет его необходимыми материальными ресурсами и при этом не утрачивает прав на них, что происходит при учреждении хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов.
Имущество унитарного предприятия, пишет А.Г. Курашко является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. При этом экономическая и имущественная самостоятельность унитарных предприятий обеспечена тем, что права собственника имущества, находящегося в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, ограничены законом1.
С.Б. Селецкая добавляет, что под единством и неделимостью имущества следует понимать невозможность его разделения по вкладам (долям, паям), так как никто, кроме собственника имущества не участвует в его образовании и не обладает абсолютным вещным правом на данное имущество2.
Таким образом, один из важнейших признаков, отличающих унитарное предприятие от других юридических лиц, - это то, что оно в ходе предпринимательской деятельности владеет и пользуется чужой собственностью, которая является неделимой. Таким образом, сохранение права собственности на имущество, закрепленное за предприятием, у его учредителя, который также является единым и единственным, формирует так называемую унитарную (от лат. unitas - единство) природу этого юридического лица.
Следует отметить, что нынешний законодатель четко использует термин «предприятие» в названии одной из организационно-правовых форм юридического лица, включая его в устойчивое словосочетание «государственные и муниципальные унитарные предприятия».
Полагаем, что сохранение или устранение из российской правовой системы организационно-правовой формы унитарного предприятия напрямую связано с решением проблемы таких ограниченных вещных прав, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Немаловажна, на наш взгляд, постановка законодателем точки в споре о том, считать ли эти права вещными в принципе. Поскольку свойство следовать за вещью и свойство законодательной определенности содержания субъективного права не присущи названным правам, нужно сделать вывод, что ни право хозяйственного ведения, ни право оперативного управления не являются вещными.
Именно субъектам права хозяйственного ведения и права оперативного управления государство до сих пор доверяет осуществлять наиболее важные, общественно значимые виды деятельности в таких сферах, как оборона, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, наукоемкие технологии, т.е. стратегически важные направления жизнедеятельности государства.
Правовой статус юридического лица в форме унитарного предприятия дает возможность государству через уполномоченные органы контролировать деятельность этого юридического лица и распоряжаться имуществом по своему усмотрению, с учетом требования ситуации и утверждаемых программ1.
Использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях: для решения задач обеспечения безопасности государства, в том числе продовольственной; для решения социальных задач, включающих обеспечение производства товаров и услуг по минимальным ценам; в-третьих, задач научных, касающихся государственных и общественных интересов; в-четвертых, задач производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной2.
При многообразии правовых форм юридических лиц в современном российском праве унитарные предприятия дают, к примеру, возможность оборонно-промышленному комплексу государства организовать эффективную работу по разработке, внедрению и производству военной техники и комплектующих изделий, мобильно перестраивать систему государственных корпораций, правовыми и производственными составляющими которых являются унитарные предприятия.
Таким образом, в завершении параграфа подытожим, что унитарные предприятия являются юридическими лицами, субъектами права с ограниченными правами в отношении переданного им имущества, имеющими возможность осуществлять ряд сделок, предусмотренных законодательством и учредительными документами предприятия.
, следовательно, целесообразность сохранения государственных и муниципальных предприятий, как конструкций юридического лица у нас не вызывает сомнений.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Характеристика права
хозяйственного ведения и
Оперативное управление и хозяйственное ведение представляют собой гибридные, нетипичные для истории цивилистики и современного частного права конструкции1. Им присущи признаки, характерные для ограниченных вещных прав (регистрация права, возникновение без договора с собственником), для обязательственных прав, связанных с пользованием имуществом (возможность регулировать содержание правоотношения волей его стороны - собственника), для полномочий, вытекающих из обязательственных правоотношений, связанных с представительством (возможность передавать право, большее по содержанию, чем принадлежит юридическому лицу-несобственнику)2.
Оперативное управление и хозяйственное ведение - правоотношения, содержанием которых выступают взаимные права и обязанности собственника (с одной стороны) и учреждения или унитарного предприятия (с другой), а также обязанности неопределенно широкого круга лиц, должных воздержаться от посягательств на имущество, являющееся объектом хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право хозяйственного ведения - относительно новая категория субъективных гражданских прав, признанная законодателем в переходный период становления новых экономических отношений3. Данному праву предшествовало иное вещное право, более широкое по своему содержанию, сформированное в период доминирования государственной собственности, - право полного хозяйственного ведения. Субъекты, наделенные таким правом, обладали полной хозяйственной и экономической самостоятельностью и, фактически, их правовое положение было приближено к положению собственника. Но развитие рыночных отношений, разгосударствление экономики определили объективную необходимость сужения границ экономической свободы предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения и установления строгого контроля со стороны публичного собственника за деятельностью предприятий-несобственников, в первую очередь, в отношении распоряжения недвижимыми объектами. Поэтому право полного хозяйственного ведения было преобразовано в право хозяйственного ведения, сохраненное только за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на закрепленное за ними имущество.
Информация о работе Права собственника имущества в отношении унитарного предприятия