Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:04, курсовая работа
Целью работы является осуществление комплексного анализа создания, особенностей функционирования и перспектив развития учреждений в виде государственных и муниципальных предприятий, как субъектов гражданского права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности становления и развития законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- раскрыть понятие, значение и особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий;
-дать характеристику права хозяйственного ведения и права оперативного управления как элементов правового положения унитарного предприятия;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………..………3
ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЕ В ВИДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…...……………………...…………………………….7
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития института государственных и муниципальных унитарных предприятий……………..………7
1.2. Понятие, значение и особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………...…………13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА………………………………………………….……18
2.1. Характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления как элементов правового положения унитарного предприятия…….18
2.2. Права собственника имущества в отношении унитарного предприятия………………………………………………….……………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…….………………31
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ………………...……33
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Никакие иные субъекты имуществом на праве хозяйственного ведения обладать не могут. Соответственно, собственниками такого имущества могут быть только публично-правовые образования.
Имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника и зачисляется на баланс предприятия, и собственник не осуществляет в отношении данного имущества правомочия владения и пользования. Причем и определенный объем прав по распоряжению имуществом также переходит от собственника к унитарному предприятию. Тем не менее, законодатель за собственником сохраняет возможность осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью унитарного предприятия и сохранностью имущества, что является одним из составляющих права распоряжения1.
Поэтому п.2 ст. 26 Закона об государственных и муниципальных унитарных предприятиях императивно определяет, что контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, исполняющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. Именно в этом проявляется абсолютность прав собственника на переданное в хозяйственное ведение имущество. Данное обстоятельство отличает право хозяйственного ведения от прежнего права полного хозяйственного ведения, при котором права собственника были более ограничены, а государственные предприятия могли более свободно осуществлять свою хозяйственную деятельность.
Тем не менее, каких - либо значительных изменений в законодательство РФ в части регулирования права хозяйственного ведения на данный момент сделано не было. Основанием приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения является прежде всего передача такого имущества от собственника как в качестве вклада в уставный фонд, так и помимо такой передачи для реализации правоспособности предприятия. На практике между собственником и предприятием заключается договор о передаче имущества на праве хозяйственного ведения, хотя его заключение и не является обязательным. Соответственно, в договоре прежде всего фиксируется перечень имущества, которое передается предприятию.
Кроме того, предприятие приобретает имущество в ходе своей деятельности по основаниям, предусмотренным гражданским правом: посредством создания новых вещей, покупки имущества и т.д.
Формально набор правомочий предприятия в отношении имущества такой же, как у собственника, но следует обратить внимание на то, что пределы владения, пользования и распоряжения имуществом, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, раскрыты в ст. 295 ГК РФ «Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении». Данные права мы рассмотрим в следующем параграфе курсовой работы.
Поскольку имущество, передаваемое государственному (муниципальному) унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя (отсутствие средств на его счете для расчётов с кредиторами может привести к банкротству), то унитарное предприятие несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Таким образом, законодатель, подчеркивая самостоятельность унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и обладающих имущественной обособленностью, исключает дополнительную ответственность собственника-учредителя по долгам такого предприятия.
Законодательное закрепление право оперативного управления впервые получило лишь в 60-х годах в процессе кодификации гражданского законодательства: сначала в Основах гражданского законодательства 1961 года1, а потом в ГК РСФСР 1964 года2. В дальнейшем, с развитием рыночных отношений, в связи с приватизацией государственного имущества, назрела необходимость предъявить к государственным предприятиям-несобственникам новые требования, ужесточить контроль за их деятельностью.
Дальнейшее развитие правового положения казенного государственного и муниципального предприятия произошло с принятием Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
1. Обладателями права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Другие субъекты гражданского права могут обладать имуществом на иных основаниях - на праве собственности и хозяйственного ведения (ст. 48 ГК РФ).
С другой стороны, и казенные предприятия, и учреждения не могут обладать имуществом на ином праве, кроме права оперативного управления. В том числе это относится и к тому имуществу, которое приобретено учреждением за счет разрешенной уставом деятельности, что находит свое отражение в судебной практике. Так, Высший Арбитражный Суд РФ в своем Постановлении указывает: «Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество1.
Права владения, пользования и прежде всего распоряжения имуществом у указанных юридических лиц существенно ограничены по сравнению с иными юридическими лицами. Всего можно выделить четыре категории таких ограничений.
Во-первых, это ограничения на право распоряжения, установленные законом. К ним относятся, в частности, ограничения, установленные Законом об унитарных предприятиях. В ст. 19 указанного Закона определено, что казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия соответствующего уполномоченного органа. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размеры иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Во-вторых, учреждения и казенные предприятия владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности. «Казенное предприятие, - гласит закон, - вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия» (ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Кроме того, деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
В-третьих, ограничивают возможности учреждения и казенного предприятия так называемые задания собственника имущества.
В-четвертых, учреждение и казенное предприятие владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с назначением имущества, что определяется его функциями, т.е. использовать имущество можно только по основному назначению. Например, учебный корпус университета может быть использован только для проведения учебных занятий и т.д.
Таким образом, «в отличие от государственных и муниципальных предприятий, казенные предприятия как полноправные субъекты гражданских правоотношений, практически лишены имущественной и хозяйственной самостоятельности, независимо от форм собственности. При совершении любых действий по распоряжению имуществом публичного собственника, как движимого, так и недвижимого, требуется его согласие»1.
В одном из проанализированных нами судебных дел было установлено, что помещения, которые принадлежали учреждению, а именно Государственному комитету Республики Бурятия по статистике, сдавались в аренду с согласия собственника, в связи с чем прокурором был заявлен иск о признании таких сделок недействительными. В судебном акте зафиксировано, что «в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника»2.
Собственник вправе изъять у казенного предприятия или учреждения имущество при наличии двух условий:
1) имущество является
излишним, неиспользуемым или
2) при приобретении имущества не были использованы средства, заработанные самим учреждением или казенным предприятием в рамках разрешенной уставной деятельности.
В судебной практике сложились определенные подходы к пониманию того, какое имущество может быть излишним, либо неиспользуемым, либо используемым не по назначению. Так, по одному из дел Высший Арбитражный Суд РФ отметил следующее: «Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по результатам проверки сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными учреждениями, установлено, что данные институты используют переданное им для осуществления уставных задач имущество не по назначению, большую часть помещений сдают в аренду, а также владеют помещениями с превышением установленной нормы на одного человека, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №3, что свидетельствует о неэффективном использовании федерального имущества»1. В другом деле суд нашел основания для изъятия имущества, так как исходил из представленного учебным комбинатом списка обучающихся у него студентов и установленных Жилищным кодексом РФ2 нормативов жилой площади на одного человека, а также из специфики деятельности образовательного учреждения при определении площади общежития, необходимой для осуществления его уставной деятельности. Помимо этого судом было принято во внимание, что оспариваемым распоряжением нарушена целостность имущественного комплекса, переданного в оперативное управление образовательному учреждению3.
Имущество изымается у казенного предприятия или учреждения путем принятия собственником индивидуального правового акта, который может быть обжалован в судебном порядке.
В п. 1 статьи 299 ГК РФ определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом речь идет исключительно о том имуществе, которое поступает от собственника, а не приобретается предприятием или учреждением от иных субъектов.
По общему правилу это момент передачи такого имущества, что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента.
Специальное основание прекращения права - правомерное изъятие имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Например, если казенное предприятие не использует имущество либо использует не по назначению, то оно (имущество) у него может быть изъято государством (п. 2 ст. 296 ГК). «...Судами было установлено, - говорится в одном из определений ВАС РФ, - что помещения площадью 386,2 кв. метра без согласования с собственником в лице уполномоченного органа сдавались учреждением в аренду третьим лицам. Выявив, что данные помещения используются не по назначению с нарушением ограничений по распоряжению имуществом, установленным действующим законодательством, управление в соответствии с положениями статей 296, 299 ГК РФ произвело их изъятие из оперативного управления учреждения... Управление действовало в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных ему полномочий, заявленное учреждением требование не подлежит удовлетворению»1.
Правомерное изъятие имущества по решению собственника возможно и в том случае, если есть согласие самого предприятия, что подтверждается судебной практикой. Так, по одному из дел конкурсным управляющим был заявлен иск о признании ничтожной сделки, связанной с изъятием у муниципального унитарного предприятия имущества по постановлениям главы администрации г. Казани, и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В иске было отказано по следующим основаниям: «...муниципальное унитарное предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обратилось к собственнику с просьбой об изъятии неиспользуемого имущества; материалами дела не подтверждено лишение предприятия возможности осуществлять предпринимательскую деятельность; хозяйственная деятельность в области перевозок осуществлялась и после изъятия имущества, имеющиеся в материалах дела письма муниципального унитарного предприятия свидетельствуют о том, что предприятие ввиду тяжелого финансового положения само обращалось к уполномоченному органу по вопросу изъятия у него части неиспользуемого имущества»1.
Таким образом, в завершении параграфа отметим, что право хозяйственного ведения - это субъективное право, принадлежащее только государственному и муниципальному предприятию, и выражающееся в виде и мере возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом публичного собственника с целью решения публично-правовых задач, границы которого определены законом и уставом предприятия, утвержденного собственником имущества. Право оперативного управления - это самостоятельное субъективное вещное право, носящее ограничительный характер, которое является гражданско-правовым способом вовлечения публичной собственности в имущественный оборот посредством хозяйственной деятельности казенных предприятий под контролем государственно-правовых образований как собственников имущества для решения публично-правовых задач.
2.2. Права собственника
имущества в отношении
Права собственника
имущества унитарного
Права собственника имущества можно условно разделить на две группы: в отношении предприятия в целом как юридического лица и в отношении собственно имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Информация о работе Права собственника имущества в отношении унитарного предприятия