Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 20:04, курсовая работа
Целью работы является осуществление комплексного анализа создания, особенностей функционирования и перспектив развития учреждений в виде государственных и муниципальных предприятий, как субъектов гражданского права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности становления и развития законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
- раскрыть понятие, значение и особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий;
-дать характеристику права хозяйственного ведения и права оперативного управления как элементов правового положения унитарного предприятия;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………..………3
ГЛАВА 1. УЧРЕЖДЕНИЕ В ВИДЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА…...……………………...…………………………….7
1.1. Исторические аспекты возникновения и развития института государственных и муниципальных унитарных предприятий……………..………7
1.2. Понятие, значение и особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………...…………13
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА………………………………………………….……18
2.1. Характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления как элементов правового положения унитарного предприятия…….18
2.2. Права собственника имущества в отношении унитарного предприятия………………………………………………….……………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…….………………31
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ………………...……33
К первой группе прав относятся такие, как права на создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, реорганизацию и ликвидацию, а также право назначать директора (руководителя) предприятия.
Кроме того, вышеназванный Закон говорит о том, что именно собственник определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия; утверждает устав предприятия, вносит в него изменения; согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты, утверждает показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение; дает согласие на создание филиалов и открытие представительств, а также на участие в иных юридических лицах для совершения крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок; принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).
Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования, например брать кредиты, только по согласованию с собственником имущества (ст. 24 Закона об унитарных предприятиях). Оно не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
Уставом предприятия, который утверждается собственником, могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Ко второй группе прав собственника относятся права в отношении собственно имущества предприятия1.
Законом установлено общее ограничение для движимого и недвижимого имущества, и оно состоит в следующем: государственное или муниципальное предприятие распоряжается имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Иными словами, отчуждение имущества не должно приводить к ситуации, когда предприятие не может выполнять ту деятельность, которая определена уставом. При этом сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).
В отношении недвижимости установлено, что предприятие не может распоряжаться ею без согласия собственника.
К видам такого распоряжения относятся не только продажа и внесение имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, но и сдача в залог и даже в аренду. По материалам судебной практики, «к сделкам, создающим прямо или косвенно возможность отчуждения имущества, относятся в том числе договоры поручительства, при неисполнении которых взыскание может быть обращено на имущество поручителя с отчуждением его в установленном порядке»1.
Движимым имуществом предприятие по общему правилу вправе распоряжаться, в том числе свободно отчуждать. Ограничения (в частности это указанное ограничение на распоряжение имуществом только в пределах, не лишающих возможности осуществлять уставную деятельность) могут быть установлены только законом или постановлениями Правительства и указами Президента РФ.
Имущество может находиться у предприятия не только на праве хозяйственного ведения, но также и на праве аренды. В настоящее время отсутствует запрет на передачу имущества предприятию от собственника в аренду, что не позволяет кредиторам предприятия обратить взыскание на такое имущество.
Согласно пункту 2 статьи 295 ГК РФ предприятие, которому на праве хозяйственного ведения принадлежит недвижимое имущество, не вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Таким образом, закон не исключает возможность сдачи в аренду унитарным предприятием недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, но ограничивает возможность совершения указанных действий необходимостью получения согласия собственника имущества2.
Таким образом, имущество публичного образования может находиться во владении унитарного предприятия не только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но и на основании договоров аренды и безвозмездного пользования. Как следствие, вместо передачи имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление публичный собственник нередко заключает договоры о передаче его в пользование унитарного предприятия, выводя тем самым из-под возможного наложения взыскания по долгам созданного юридического лица1. Закрепленный в п. 1 ст. 1 ГК РФ принцип свободы договора в данном случае играет не на руку кредиторам унитарного предприятия.
В завершении параграфа отметим, что режим имущества казенного предприятия наиболее жесткий по сравнению с иными унитарными предприятиями и даже учреждениями. Это проявляется прежде всего в том, что распоряжение любым имуществом, закрепленным за предприятием, как недвижимым, так и движимым, возможно лишь с согласия собственника этого имущества. Собственниками имущества могут быть Российская Федерация, субъект Федерации и муниципальные образования.
Иные собственники, т.е. субъекты Федерации и муниципальные образования, вправе определять порядок распределения прибыли самостоятельно своими нормативно-правовыми актами либо через создание соответствующих уставов казенных предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении работы можно сделать выводы, которые сводятся к следующим основным положениям:
Учреждение в виде унитарных предприятий являются основным звеном государственного сектора экономики, эти предприятия осуществляют свою хозяйственную деятельность на базе федеральной собственности. От результатов их деятельности во многом зависит поступательное развитие государства.
По действующему гражданскому законодательству учреждения в виде унитарных предприятий являются коммерческими организациями со специальной правоспособностью.
Учреждение в виде унитарного предприятия - это одна из организационно-правовых форм коммерческих организаций, не наделенная правом собственности на закрепленное имущество. Имущество, которое находится в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, а в роли собственника в данном случае выступают Российская Федерация, регионы либо муниципальные образования. Этим они, в сущности, и отличаются от иных коммерческих организаций, причем в форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
Соответственно учреждения в виде унитарных предприятий делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределениях доходов предприятия, правомочий собственника и др.
Оперативное управление и хозяйственное ведение представляют собой гибридные, нетипичные для истории цивилистики и современного частного права конструкции. Им присущи признаки, характерные для ограниченных вещных прав (регистрация права, возникновение без договора с собственником), для обязательственных прав, связанных с пользованием имуществом (возможность регулировать содержание правоотношения волей его стороны - собственника), для полномочий, вытекающих из обязательственных правоотношений, связанных с представительством (возможность передавать право, большее по содержанию, чем принадлежит юридическому лицу-несобственнику).
Оперативное управление и хозяйственное ведение - правоотношения, содержанием которых выступают взаимные права и обязанности собственника (с одной стороны) и учреждения или унитарного предприятия (с другой), а также обязанности неопределенно широкого круга лиц, должных воздержаться от посягательств на имущество, являющееся объектом хозяйственного ведения или оперативного управления
Закон предоставляет право учреждениям в виде унитарных предприятий, хотя и достаточно ограниченное, на совершение сделок с принадлежащим им имуществом, разделяя его, если подобные сделки будут одобрены собственником.
В завершении отметим, что учреждения в виде государственных
унитарных предприятий с их ограниченными
вещными правами хозяйственного ведения
и оперативного управления, несмотря на
имеющуюся критику, являются необходимым
правовым феноменом, который используется
для обеспечения реализации строго определенных
в законе государственно-
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты, их комментарии
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ: в ред. от 30.12.2012, с изм. от 02.01.2013//СЗ РФ, 05.12.1994. - №32. - Ст. 3301; СЗ РФ, 31.12.2012. - №53 (ч. 1). - Ст. 7627.
2. Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: в ред. от 04.11.2014 №337-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 02.12.2002. - №48. - Ст. 4746; СЗ РФ. - 10.11.2014. - №45. - Ст. 6147.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ:в ред. от 31.12.2014// СЗ РФ, 03.01.2005. -№1 (часть 1). -Ст. 14; СЗ РФ, 05.01.2015. - №1 (часть 1). - Ст. 52.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. №908, «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» с изм. и доп. // СЗ РФ. -1994. -№17. -Ст. 1982; 2001. - №25. - Ст. 2575.
5. Постановление Правительства РФ от 6 октября 1994 г. №1138 «О Порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)», с изм. и доп. // СЗ РФ. -1994. -№28. -Ст. 2989; 2001. - №25. -Ст. 2575.
6. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»: в ред. от 01.11.2012//Собрание законодательства РФ. - 13.12.2004. - №50. - Ст. 5074; СЗ РФ. - 05.11.2012. -№45. - Ст. 6265
7. Приказ Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. №205 «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2005. -№40.
8. Комментарий к ГК РФ, части первой / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997.
9. Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: Постатейный комментарий к статьям 113 - 115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации / П.В. Крашенинников, А.В. Майфат, И.Б. Миронов, и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2010.
Нормативно-правовые акты, утратившие силу
10 .Закон РФ от 03.07.1991 №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»// Ведомости СНД и ВС РСФСР. -04.07.1991. - №27. - Ст. 927 (утратил силу).
11. Закон СССР от 08.12.1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (вместе с Основами законодательства)// Ведомости ВС СССР. – 1961. - №50. - Ст. 525 (утратил силу).
12. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964)// Ведомости ВС РСФСР. – 1964. - №24. - Ст. 407 (утратил силу).
13. Указ Президента РФ «О реформе государственных предприятий» №1003 от 23 мая 1994 г//СЗ РФ, 30.05.1994. - №5. - Ст. 393 (утратил силу).
Учебная литература
14. Суханов Е.А. Учебник гражданского права. Т. 1. - М., 2003.
Научная, монографическая литература
15. Правовое положение предприятий в России / Под ред. В.В. Лаптева. - М, 1993.
Статьи
16. Бандурина Н.В., Татанов С.М. Правовой режим имущества государственного унитарного предприятия // Право и политика. - 2010. - №10.
17. Болдырев В.А. Являются ли имущественные права учреждений и унитарных предприятий вещными? // Российский юридический журнал. - 2011. - №6.
18. Болдырев В.А. О целях создания унитарных предприятий // Право и экономика. - 2011. - №7.
19. Болдырев В.А. Типичные недействительные сделки унитарных предприятий // Право и экономика. -2011. -№3. -С. 70.
20. Курашко А.Г. Законодательство и доктрина об унитарных предприятиях на современном этапе // Законодательство и экономика. - 2006. - №8.- С.19.
21. Степанов В.Г., Кравченко Н.Н. Унитарное предприятие как имущественный комплекс//Законодательство и экономика. – 2003.-№9. – С.15.
22. Филиппов А.Е. Особенности аренды имущества унитарного предприятия//Арбитражные споры. – 2008.- №2. – С.16.
Диссертации и авторефераты диссертаций
23. Заборовская, И. Г. Гражданско-правовое положение государственных унитарных предприятий: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Екатеринбург,2004.
24. Подъячева, Л. А. Правовое регулирование ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий: автореферат дисс. …на соискание ученой степени канд. юрид. наук. - М.,2010.
Информация о работе Права собственника имущества в отношении унитарного предприятия