Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:14, курсовая работа
С начала 90-х годов XX века появились и приобрели новое значение такие органы государственной власти Республики Беларусь как Президент, Парламент, Правительство, Суды. Одной из базовых концепций построения государственного устройства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Республики Беларусь.
К учреждениям нашего государства, которые осуществляют управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1.Понятие и назначение Совета Министров…………………………3
2.Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов ……………………………………………………6
3.Формы работы Совета Министров…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..........27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….30
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Государственно-
на тему Правительство Республики Беларусь в системе исполнительной власти.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и назначение Совета Министров…………………………3
2.Место Совета Министров
3.Формы работы Совета
Заключение………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….30
ВВЕДЕНИЕ
С начала 90-х годов XX века появились и приобрели новое значение такие органы государственной власти Республики Беларусь как Президент, Парламент, Правительство, Суды. Одной из базовых концепций построения государственного устройства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Республики Беларусь.
К учреждениям нашего государства, которые осуществляют управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.).
Таким образом, объектом изучения в представленной курсовой работе выступают вопросы, касающиеся органов исполнительной власти в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению следующих вопросов:
- понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти;
- основные звенья системы
1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ
Правительство занимает важное место в системе органов государственной власти. Оно является основным, центральным институтом управления государственными делами, поэтому ни одно государство не может обойтись без правительства. Правительство Республики Беларусь представляет собой орган государственной власти, который призван, с одной стороны, воспринимать (отражать) потребности, интересы и цели белорусского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой - рационально и законно управлять государственными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность.
Исполнительная власть в Республике Беларусь осуществляется Советом Министров Республики Беларусь (Правительством). Эта основополагающая норма, касающаяся принципа разделения властей, закреплена в статье 106 Конституции Республики Беларусь.
Совет Министров, или Правительство, Республики Беларусь является центральным органом государственного управления.
В большинстве стран Европы для обозначения рассматриваемого органа государственного управления употребляется лишь один термин. Например, в Венгрии, Литве, Словакии, Чехии, Румынии и ФРГ он называется Правительством, в Албании, Болгарии, Польше и Италии — Советом Министров, в Латвии — Кабинетом Министров.
Отношения Совета Министров с Национальным собранием строятся по нескольким направлениям:
- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
- заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;
- рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;
- дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра;
- осуществление Советом Министров законодательной инициативы;
- внесение предложения Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;
- Совет Министров может требовать принятия Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта;
- участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов.
По существу, исключительно Президент формирует Правительство. Успехи в работе любого органа, в том числе и Правительства, зависят от кадров, руководителей, их компетентности.
Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства. Правительство обязано руководствоваться такими идеологическими установками и следовать им.
В главе 6 Конституции Правительство определяется как Совет Министров, а в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» Совет Министров определяется как Правительство, т.е. произошла перемена терминов местами. От этого сущность органа не изменилась, однако имеет место некоторое несоответствие текста статьи 1 Закона и части 1 статьи 106 Конституции. Подобного отклонения можно было бы избежать, если бы Закон о Совете Министров был назван Законом о Правительстве, как это сделано в Российской Федерации.
Разделение государственной власти одновременно привело и к разделению государственных органов на соответствующие виды. Исполнительную власть в Республике Беларусь в соответствии с частью 1 статьи 106 Конституции призвано осуществлять Правительство. Подобная регламентация дает основание утверждать, что и Правительство Республики Беларусь является органом исполнительной власти.
Между тем, следует отметить не совсем точную редакцию указанной части 1 статьи 106, поскольку из нее следует, что Совет Министров является единственным органом, осуществляющим исполнительную власть в республике. Фактически же исполнительная власть реализуется и Президентом, и всеми органами государственного управления.
Реализация исполнительной власти — одно из предназначений Совета Министров. Совет Министров — это широко коллегиальный орган и орган общей компетенции.
Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти (ст. 1 Закона). Оно обеспечивает исполнение положений законов, декретов, указов и распоряжений Президента. Следовательно, Совет Министров является, кроме того, исполнительным органом.
Структуру Совета Министров определяет Президент. Он назначает Премьер-министра с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Если Палата представителей дважды отказывает в даче такого согласия, то Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Заместители Премьер-министра назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Премьер-министра. Это новое правило, установленное пунктом 1 Порядка назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в Кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь. Другие члены Правительства входят в его состав по должности, т.е. после назначения их на соответствующие должности (например, в качестве министров, председателей государственных комитетов и т.д.). Правом назначения на такие должности в основном обладает Президент по предложению Совета Министров, Главы Администрации Президента, Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, что также является новым. Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ становится членом Правительства после его избрания общим собранием представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ. Предложить кандидатуру для избрания вправе Совет Министров после согласования с Президентом.
В разных странах порядок образования правительств неодинаков. Так, в Польской Республике Президент выдвигает кандидатуру Председателя Совета
Министров, который предлагает состав Совета Министров. Президент назначает Председателя вместе с остальными членами Совета Министров и принимает присягу членов вновь образованного Совета Министров. Председатель в течение 14 дней со дня назначения представляет Сейму программу деятельности Совета Министров с предложением выразить ему доверие (ст. 154 Конституции Польской Республики). Сейм может сам избрать Председателя Совета Министров и предложенных им членов, если Совет Министров не сформирован в установленном порядке и в предусмотренные сроки или ему не вынесен вотум доверия (ст. 154 Конституции). Президент вынужден назначить избранный таким образом Совет Министров и принять присягу его членов.
2. МЕСТО СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Совет Министров Республики Беларусь — Правительство Республики Беларусь — центральный и коллегиальный орган государственного управления. В статье 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» записано, что Совет Министров является «коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, призванным осуществлять исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти».
Из этого определения следует, что Совет Министров призван осуществлять исполнительную власть в Республике Беларусь. Подобное предназначение отличает его от Национального собрания, судов и прокуратуры. Парламент — Национальное собрание — является законодательным органом, т.е. он осуществляет законодательную власть (ст. 90 Конституции). Судебную власть реализуют суды (ст. 109 Конституции).
Главное предназначение прокуратуры — осуществление надзора за точностью и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов (ст. 125 Конституции).
Совет Министров — орган Республики Беларусь. Полномочия Совета Министров распространяются на всю территорию республики.
Президент Республики Беларусь является Главой государства и избирается всем населением республики. Он обладает определенными полномочиями по отношению ко всем ветвям власти, но наиболее широкими — в отношении исполнительной власти.
Отношения Правительства с Президентом строятся как отношения подчиненного с руководителем. Однако прямого указания об этом в законодательстве нет. Такой вывод вытекает из законодательства, статуса Президента и его конкретной деятельности. Президент занимается наиболее важными вопросами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического характера, решение которых относится и к компетенции Правительства. Он не всегда принимает декреты, указы по указанным вопросам, а направляет деятельность Правительства в нужное русло и иными способами оказывает ему помощь, указывает на недостатки, упущения, требуя их устранения.
Президент ответственен за успешную работу Правительства, и эта ответственность определяется многими обстоятельствами. Наиболее важными из них являются следующие.
По существу, исключительно Президент формирует Правительство. Успехи в работе любого органа, в том числе и Правительства, зависят от кадров, руководителей, их компетентности.
Президент определяет идеологию во всех сферах деятельности Правительства. Правительство обязано руководствоваться такими идеологическими установками и следовать им.
Кроме того, Правительство в соответствии с частью 2 статьи 106 Конституции и частью 1 статьи 2 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» в своей деятельности подотчетно Президенту. Подотчетность выражается в том, что Правительство по мере необходимости обязано представлять Президенту отчет о своей деятельности.
Отчет — это форма контроля за деятельностью Правительства, важная управленческая функция. Отчет может быть как о всей деятельности за определенный период, так и по отдельным вопросам.
Существуют и иные формы контроля. Президент, например, вправе отменять акты Правительства (п. 25 ст. 34 Конституции), председательствовать на заседаниях Совета Министров. В ряде случаев Правительство может строить отношения с Национальным собранием только с разрешения или согласия Президента.
Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2000 г. утверждена Директива о стиле и методах работы Совета Министров Республики Беларусь по решению вопросов социально-экономического развития страны, в которой отмечаются недостатки в деятельности Правительства и подчеркивается, что необходимо сделать для их устранения.
Отношения Совета Министров с Национальным собранием строятся по нескольким направлениям:
утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;
рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;
дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра;
осуществление Советом Министров законодательной инициативы;
внесение предложения Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;
Совет Министров может требовать принятия Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта;
участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов.
Правительство ежегодно разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Национальное собрание проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении.
Проект бюджета первоначально рассматривается в комиссиях Национального собрания, нередко в присутствии представителей Правительства.
Информация о работе Правительство Республики Беларусь в системе исполнительной власти