Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:14, курсовая работа
С начала 90-х годов XX века появились и приобрели новое значение такие органы государственной власти Республики Беларусь как Президент, Парламент, Правительство, Суды. Одной из базовых концепций построения государственного устройства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Республики Беларусь.
К учреждениям нашего государства, которые осуществляют управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти - министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1.Понятие и назначение Совета Министров…………………………3
2.Место Совета Министров Республики Беларусь в системе иных государственных органов ……………………………………………………6
3.Формы работы Совета Министров…………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..........27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….30
Собственно Совет Министров;
Президиум Совета Министров;
Аппарат Совета Министра.
Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.
Основным предназначением Президиума Совета Министров является оперативное решение вопросов. Оперативность выражается в созыве его заседаний и их проведении. Присутствие всех членов Правительства на часто проводимых заседаниях и при решении вопросов, не требующих широкого обсуждения и выявления мнения всех членов Правительства, отвлекает руководителей республиканских органов государственного управления от решения своих отраслевых вопросов. Возможность принятия решений на заседаниях Президиума позволяет избежать этих негативных моментов.
Президиум является постоянно действующим органом, т.е. он функционирует, выполняет свои задачи в период деятельности Совета Министров. В соответствии со статьей 23 Закона срок полномочий Совета Министров определяется сроком полномочий Президента, поскольку Совет Министров формируется Президентом и только ему подотчетен.
Аппарат Совета Министров имеет структуру, состоящую из структурных элементов - отделов, управлений.
Аппарат состоит из:
-руководителя Аппарата;
-заместителей руководителя
-структурных подразделений
Руководитель назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров по согласованию с Президентом. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должность и освобождаются от должности постановлением Совета Министров. Структурные подразделения Аппарата устанавливаются и утверждаются распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь.
Структурные подразделения Аппарата выполняют функции, возложенные на Аппарат. Их статус определяется положениями, утверждаемыми приказами руководителя Аппарата Они осуществляют свою деятельность под руководством Премьер-министра, его заместителей, руководителя Аппарата и его заместителей в соответствии с распределенными обязанностями.
Аппарат является юридическим лицом.
Основные задачи Аппарата: организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, в том числе осуществление обязательной юридической экспертизы этих проектов; организация подготовки проектов декретов, указов, распоряжений Президента, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер-министром и его заместителями Президенту, Национальному собранию, иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам; организация контроля за исполнением декретов, указов, распоряжений и поручений Президента, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров; осуществление контроля за исполнением постановлений Совета Министров и распоряжений Премьер-министра, указаний и поручений Премьер-министра, а также подготовка предложений по рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением выполнения этих решений.
Выполняя задачи, Аппарат осуществляет разнообразные функции, одни из которых являются внутренними (их преобладающая часть), другие — внешними. К внутренним относятся функции, связанные с:
1)планированием работы Совета Министров и его Президиума;
2)подготовкой заседаний Совета Министров и его Президиума;
3)подготовкой проектов правовых актов и других документов;
4)делопроизводством;
5)обращениями граждан;
6) осуществлением других действий.
Аппарат осуществляет подготовку проектов планов работы Совета Министров и его Президиума. Он организует подготовку материалов для рассмотрения на заседаниях Совета Министров и его Президиума. Эти материалы могут быть представлены в соответствующем порядке различными государственными органами: Комитетом государственного контроля, Национальным банком, государственными организациями, облисполкомами и Минским горисполкомом, другими государственными органами. Подобными могут быть и материалы, представленные на совещаниях у Премьер-министра и его заместителей.
Аппарат осуществляет организационно-техническую подготовку заседаний и оформление протоколов заседаний.
Большое место в деятельности Аппарата занимают функции, связанные с подготовкой проектов нормативных правовых актов и других документов. Рассматриваемый орган организует подготовку проектов постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, проектов законов, иных документов, направляемых Премьер-министром и его заместителями Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам и организациям Республики Беларусь, иностранным государствам и гражданам, в международные организации и международные образования.
На Аппарат возложено ведение делопроизводства по постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра и другим документам, оформление документов и сдача их в Государственный архивный фонд.
Аппарат ведет кадровый реестр Совета Министров, организует прием граждан в Совете Министров и рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб, контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан вопросов, а также оформляет материалы, связанные с выездом в зарубежные государства правительственных делегаций и командированием работников Аппарата за границу по служебным делам.
Функциями внешнего характера являются преимущественно контроль, работа, связанная с кадрами и информацией. Аппарат призван организовывать контроль за исполнением декретов, указов, распоряжений и поручений Президента, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров, обеспечивать контроль и систематическую проверку исполнения постановлений Совета Министров, распоряжений Премьер-министра, а также указаний и поручений Премьер-министра и его заместителей, информировать указанных лиц о ходе выполнения этих решений и готовить предложения по результатам проверок. Осуществляются проверки состояния работы с обращениями граждан в государственных организациях, в местных исполнительных и распорядительных органах.
По указаниям и поручениям Премьер-министра и его заместителей осуществляется подготовка материалов и предложений по подбору и расстановке руководящих работников государственных организаций. Организуется также работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров государственных организаций и аттестации их руководящих работников.
Аппарат осуществляет информирование населения о принятых постановлениях Совета Министров, распоряжениях Премьер-министра, решениях, принятых на заседаниях Совета Министров и его Президиума, на совещаниях, проводимых Премьер-министром и его заместителями, а также доводит принятые правовые акты до сведения юридических и физических лиц.
Названные функции обеспечены соответствующими полномочиями. Одни из них могут осуществляться только по поручению Премьер-министра и его заместителей; другие — в случае возникновения у Премьер-министра или его заместителей определенной необходимости; третьи — в связи с соответствующими нарушениями, допущенными подведомственными Совету Министров организациями; четвертые — при возникновении в процессе работы определенной потребности.
Полномочия руководителя Аппарата в основном сводятся к организации работы Аппарата, т.е. являются внутриорганизационными. Так, руководитель Аппарата призван организовывать работу Аппарата и осуществлять руководство его деятельностью, представлять Премьер-министру подготовленные проекты правовых актов и документов. Он утверждает порядок ведения делопроизводства в Аппарате, распоряжается имуществом Аппарата и его денежными средствами, может издавать приказы по вопросам организации работы Аппарата, назначать на должности и освобождать от должностей работников Аппарата, не относящихся к служащим государственного аппарата, применять дисциплинарные взыскания в отношении работников Аппарата (кроме применения увольнения как меры дисциплинарного взыскания к работникам, назначение которых на должность производится Премьер-министром (п. 14 Положения), а также осуществляет иные подобные полномочия.
Структурные подразделения возглавляют их руководители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности постановлениями Совета Министров. Подобный порядок распространяется и на заместителей названных руководителей. Другие работники Аппарата, относящиеся к служащим государственного аппарата, назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Премьер-министра.
Руководители структурных подразделений Аппарата наделены полномочиями внутриорганизационного и внешнего характера. Последние в настоящее время могут осуществляться, как правило, лишь по поручению Премьер-министра или его заместителей и связаны с обеспечением деятельности Премьер-министра и его заместителей. Рассматриваемые полномочия выражаются в том, что руководители при необходимости могут участвовать в заседаниях Совета Министров, его Президиума, совещаниях у Премьер-министра и его заместителей в соответствии с указаниями и поручениями данных лиц. Они вправе запрашивать по поручению Премьер-министра и его заместителей у государственных организаций, облисполкомов, Минского горисполкома необходимые документы для подготовки вопросов, рассматриваемых Премьер-министром и его заместителями, а также на заседаниях Совета Министров и его Президиума; привлекать в необходимых случаях работников указанных органов к подготовке вопросов, подлежащих рассмотрению Премьер-министром: и его заместителями или на заседаниях Совета Министров и его Президиума.
Руководители структурных подразделений могут участвовать в заседаниях коллегий государственных организаций, заседаниях облисполкомов, Минского горисполкома, в проводимых ими совещаниях, вправе проводить совещания с представителями этих организаций по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата и подразделения, давать в установленном порядке письменные и устные ответы на обращения граждан, оказывать консультативную и методологическую помощь подчиненным Совету Министров государственным организациям и т.д.
Немаловажную роль в работе Совета Министров играют органы, создаваемые при Совете Министров. Они могут быть временными и постоянными. Временные органы после выполнения поставленной задачи утрачивают свой статус.
Постоянные органы работают длительное время, как правило, не оговоренное в законодательстве. Постоянных органов существует и они весьма разнообразны. Цель создания таких органов определяется оказанием практической квалифицированной помощи при решении Советом Министров тех или иных вопросов, осуществлении соответствующих мероприятий. В основном это комиссии, советы и другие рабочие органы. Возглавляют их, как правило, заместители Премьер-министра в соответствии с распределенными обязанностями.
Комиссии, советы и другие рабочие органы Совета Министров образуются в основном изданием постановлений Совета Министров или распоряжений Премьер-министра. Например, постановлениями образованы Комиссия по государственному регулированию труда и социальной защите населения, Совет по ценным бумагам и лотерейной деятельности, Национальный комитет по народонаселению.
Распоряжениями Премьер-министра Республики Беларусь образованы: Координационный совет по вопросам кредитно-денежной и финансовой политики, Межведомственный совет по развитию экспорта, Межведомственный совет по взаимодействию в области проблем малого научно-инновационного предпринимательства.
В некоторых случаях рассматриваемые органы создаются Президентом путем издания указов. Так образованы Комиссия по проблеме неплатежей, Национальная комиссия по правам ребенка, Межведомственная комиссия по вопросам присоединения Республики Беларусь во Всемирной торговой организации.
Отдельные комиссии образуются совместными постановлениями Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь. Подобным образом создана Межведомственная комиссия по денежному обращению.
По своему правовому положению указанные органы при Совете Министров весьма различаются. Одни из них наделены полномочиями самостоятельно и окончательно решать вопросы, другие, изучив вопрос, высказывают свое квалифицированное мнение в виде определенных решений и представляют их в Совет Министров, третьи — наделены властными полномочиями, и их решения являются обязательными для адресатов, четвертые — только рекомендуют, советуют, вносят предложения в соответствующие органы, в том числе и в Совет Министров. Немалая часть комиссий и других подобных органов наделена координационными функциями. Одни комиссии работают по своим планам, т.е. строят работу самостоятельно, другие — по поручениям, предложениям Совета Министров, Премьер-министра, его заместителей, республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству.
Отдельным комиссиям предоставлено право осуществлять контроль по вопросам их деятельности. Так, Межведомственная комиссия по денежному обращению вправе заслушивать руководителей министерств и иных республиканских органов государственного управления, областных и городских исполкомов, организаций, предприятий по вопросам, входящим в ее компетенцию.
Валютно-кредитная комиссия также наделена правом заслушивать на своих заседаниях сообщения и отчеты министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполкомов, банков, объединений, предприятий и организаций разных форм собственности о привлечении и использовании иностранных кредитов и централизованных валютных средств, получать от них необходимую информацию и материалы по вопросам, которые входят в компетенцию комиссии. По результатам таких сообщений комиссия может выносить, как правило, рекомендации, предложения подотчетным организациям.
Основной формой работы комиссий и других подобных органов являются заседания, которые проводятся по мере необходимости или в определенные законодательством сроки. Все они осуществляют свою деятельность от своего имени. Их члены выполняют обязанности на общественных началах.
Качественный состав указанных органов определяется целями органа. Например, в Валютно-кредитную комиссию входят:
1)Премьер-министр (председатель комиссии);
2)заместитель Премьер-министра;
3)заместитель Министра экономики (секретарь комиссии);
4)начальник отдела экономической безопасности Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь;
5)заместитель Премьер-министра Республики Беларусь;
6)Председатель Правления открытого акционерного общества «Белвнешэкономбанк»;
7)Председатель Правления открытого акционерного общества «Сберегательный банк «Беларусбанк»;
8)Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету, финансам и налоговой политике;
9)Министр финансов;
10) Министр промышленности и др.
Правовой статус рассматриваемых органов не всегда определяется специально изданными положениями.
Организационная функция реализуется по отношению к подчиненным организациям. Так, Совет Министров создает, реорганизует, ликвидирует предприятия, организации, учреждения, объединения, имущество которых находится в собственности государства (ч. 10 ст. 4 Закона), утверждает состав коллегий министерств и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами Президента (ч. 4 ст. 14 Закона), назначает заместителей министров и Председателя государственного комитета по авиации, руководителей государственных организаций, подчиненных Совету Министров, и их заместителей, кроме Начальника Белорусской железной дороги, Генеральных консулов Республики. Беларусь, руководителей комитетов, департаментов и фондов (с правами юридического лица) министерств, заместителей председателей комитетов при Совете Министров, советников посланников посольств Республики Беларусь (Порядок назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) на должности, включенные в Кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2001г. №1869).
Информация о работе Правительство Республики Беларусь в системе исполнительной власти