Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В курсовой работе я хочу исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….5
2.Роль органов опеки и попечительства по защите прав детей………………………12
3.Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………14
4.Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей…………………20
Заключение……………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………………….29
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные учреждения профессионального образования принимаются вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. (Расходы образовательных учреждений, связанные с обучением указанной категории лиц, предусматриваются в сметах расходов образовательных учреждений на соответствующий год за счет средств бюджета).
Для реализации права бесплатного проезда обучающимся государственными образовательными учреждениями или органами опеки и попечительства (для учащихся муниципальных образовательных учреждений) приобретаются проездные документы (билеты) или выдается денежная компенсация, связанная с самостоятельным приобретением обучающимися следующих проездных документов (билетов):
- разовые билеты или
билеты длительного
- проездные документы (билеты) на соответствующий вид транспорта, необходимые для проезда в период каникул один раз в год от места учебы к месту жительства (или временного пребывания) и обратно от места жительства (или временного пребывания) к месту учебы.
Внеочередное предоставление жилого помещения. Бесплатное медицинское обслуживание на основании страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан. Традиционно органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства. С 1 января 2008 года полномочия по опеке и попечительству переданы исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, подчеркнут особый статус этих полномочий – как полномочий государственных, а также усилена роль органов опеки и попечительства, призванных обеспечить всестороннюю защиту прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства.
2.Роль органов опеки и попечительства по защите прав детей.
В случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ. Пунктом 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования.
Причины оставления детей без
попечения родителей можно
3.Формы воспитания детей ,оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Институт опеки и попечительства основан на нормах только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособности граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентирую опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В Семейном кодексе соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследуют две основные цели:
а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет (попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образован. Подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности
несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. Благодаря опекуну ребенок, оставшийся без попечения родителей, может стать участником любого гражданского правоотношения. Попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю над условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает четыре основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной функции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в формировании личности.
В соответствии
со статьей 38 Конституции Российской Федерации,
материнство и детство, семья находятся
под защитой государства. Забота о детях,
их воспитание - равное право и обязанность
родителей. Регулирование семейных отношений
осуществляется в соответствии со следующими
принципами: приоритет семейного воспитания
детей; забота об их благосостоянии и развитии;
обеспечение приоритетной защиты прав
и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов семьи .Вслед за вышеперечисленным
документом российское законодательство
утвердило безусловный приоритет семейной
формы воспитания детей. В частности, в
Семейном кодексе Российской Федерации
от 29.12.1995 г. за № 223-ФЗ (СК РФ), (в последней
редакции от 21.07.2007 г. № 194-ФЗ) записано:
«Дети, оставшиеся без попечения родителей,
подлежат передаче на воспитание в семью
(на усыновление (удочерение), под опеку
(попечительство) или в приемную семью),
а при отсутствии такой возможности в
учреждение для детей-сирот или детей,
оставшихся без попечения родителей, всех
типов5. Иные формы устройства детей,
оставшихся без попечения родителей, могут
быть предусмотрены законами субъектов
Российской Федерации».
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, признается жизнь в семье. Статья 123 СК РФ, устанавливает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью - на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, согласно СК, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.
В законодательстве подчеркивается, что при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность преемственности в воспитании и образовании. Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Суть его заключается в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах. При этом закон требует соблюдения положений третьего абзаца пункта 1 статьи 123 СК, а также учета возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.
Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим биологическим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ6. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления - уголовное преступление (ст. 155 УК РФ). Уголовным преступлением также является незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ).
В целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 .Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.
Необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, взаимоотношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.
Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.
Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно7. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.