Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа
Тема моей курсовой работы «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В курсовой работе я хочу исследовать проблемы социального сиротства; изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………………….5
2.Роль органов опеки и попечительства по защите прав детей………………………12
3.Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей…………………14
4.Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей…………………20
Заключение……………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………………….29
4.Формы устройства
детей, оставшихся без
Судебный порядок усыновления (удочерения) детей введен законом в
действие с 27 сентября 1996 года. Заявление лица, желающего усыновить
ребенка, рассматривается судами в порядке особого производства. Перечень
документов, необходимых для установления усыновления ребенка, можно
получить в органе опеки и попечительства у специалиста по охране прав
детей. Так, например, для рассмотрения вопроса об установлении усыновления
несовершеннолетнего ребенка отчимом или мачехой, необходимы следующие
документы:
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- согласие ребенка старше 10-ти лет на усыновление (требуется в случае,
если для ребенка
факт усыновления не
- медицинское заключение о состоянии здоровья усыновляемого ребенка
(физическое и психическое здоровье);
- документы с места регистрации по месту жительства ребенка (копия
финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги из РЭУ);
- согласие родителей ребенка на усыновление (письменное и заверенное
нотариально, либо по месту жительства, либо органом опеки и
попечительства, для родителя, проживающего отдельно от ребенка);
- копия свидетельства о расторжении брака родителей ребенка;
- копия свидетельства
о заключении брака
- медицинское заключение
о состоянии здоровья
- характеристика с места работы усыновителя;
- справка о заработной плате усыновителя;
- документы с места регистрации по месту жительства усыновителя (копия
финансово-лицевого и выписка из домовой книги из РЭУ);
- сведения из ОВД по месту жительства усыновителя о наличии судимости и
компрматериалов;
- определение суда (либо запрос суда) о привлечении органов опеки к участию
в деле об установлении
усыновления с указанием
При этом
надо учитывать, что любой из
родителей усыновляемого
может до вынесения решения отозвать данное им ранее согласие на
усыновление, независимо от мотивов, побудивших его сделать это.
Согласие родителей ребенка (одного из них) на его усыновление не требуется
в случаях, если они:
- неизвестны (если дети были подкинуты, найдены во время стихийного
бедствия, в районах боевых действий, при иных чрезвычайных
обстоятельствах, о чем имеется соответствующий акт, выданный в
установленном порядке ОВД) или признаны судом безвестно отсутствующими;
- признаны судом недееспособными. При этом необходимо учитывать, что
признание родителя
судом ограниченно
усыновления ребенка без согласия такого родителя, поскольку он
ограничивается только в имущественных правах;
- лишены судом родительских прав, при условии истечения шести месяцев со
дня вынесения решения об этом;
- по причинам, признанным судом неуважительными, когда родители (один из
них) более шести
месяцев не проживают
от его воспитания и содержания. Причины, по которым родитель более 6-ти
месяцев не проживает совместно с ребенком, уклоняется от его воспитания и
содержания, устанавливаются судом при рассмотрении заявления об
усыновлении на основании исследования и оценки в совокупности всех
представленных доказательств. Такими доказательствами могут быть
сообщения ОВД о нахождении родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, в
розыске; справка судебного исполнителя о задолженности по выплатам
алиментов; справка из ОВД о том, какой образ жизни ведет родитель
ребенка; справка из школы, детского дошкольного учреждения, в иных
случаях - из детской поликлиники, о роли в воспитании ребенка отдельно
проживающего родителя; свидетельские показания.
Данная категория дел предусматривает обязательное участие в судебном
заседании самого заявителя (независимо от наличия надлежащим образом
уполномоченного представителя), представителя органа опеки и попечительства
и прокурора. Суд вправе, при необходимости, привлечь к судебному
разбирательству родителей (родителя) усыновляемого, представителей
учреждения, в котором находится ребенок, самого ребенка, если он достиг 10-
летнего возраста. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд
дает поручение органу опеки и попечительства представить заключение об
обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого. Судья
должен также истребовать от органа опеки и попечительства акт обследования
условий жизни усыновителей и другие необходимые для усыновления документы.
Перечень документов, необходимых для установления опеки или
попечительства:
На опекуна:
1. Заявление в Органы опеки.
2. Характеристика с места работы или жительства, если заявитель не
работает.
3. Справка с места работы
с указанием должности и
4. Выписка из домовой книги.
5. Копия финансово-лицевого счета.
6. Заявление с выражением согласия другого супруга на установление опеки
(попечительства) в вольной форме.
7. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-
профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего
усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №542).
На ребенка:
1. Копия свидетельства о рождении.
2. Справка из поликлиники о состоянии психического и физического здоровья.
3. Копия финансово-лицевого счета, если ребёнок имеет своё жильё или
прописку.
4. Выписка из домовой книги.
5. Сведения о родителях,
подтверждающие возможность
- решение суда о лишении
(ограничении) родительских
- копия свидетельства о смерти;
- справка из отделения милиции о месте нахождения родителей (розыск,
следствие);
- справка (заключение из ПНД) о болезни родителей, решение суда о признании
родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);
- справка из ЗАГСа (если мать-одиночка либо отец записан со слов матери);
- акт о подкидывании;
- решение суда об отмене усыновления;
- приговор суда о помещении в места лишения свободы;
- письменное согласие на опеку (попечительство) заверенное нотариально, по
месту работы (службы), жительства или написанное лично на приеме в
органах опеки и попечительства.
6. Заявление с выражением согласия ребенка, достигшего 10-ти лет.
Создание приемной семьи с точки зрения оформления документации не
сильно отличается от усыновления. Приняв решение создать приемную семью,
граждане (отдельный гражданин) подают в орган опеки заявление с просьбой
дать заключение о возможности быть приемными родителями. К этому заявлению
прикладываются те же основные документы, что и для оформления усыновления
(справки о доходах, документы о наличии жилья, медицинскую справку о
состоянии здоровья, копию свидетельства о браке для тех, кто состоит в
браке и документы, удостоверяющие личность).
Для того
чтобы подготовить такое
акт обследования жилищных условий. На основе перечисленных документов, а,
также учитывая личные качества граждан, их способность к выполнению
обязанностей по воспитанию детей, орган опеки в течение 20 дней должен
составить заключение о возможности быть приемным родителем.
Положительное заключение дает основание для подбора ребенка (детей) в
приемную семью. Для этого приемным родителям выдается направление в то
учреждение, где находится ребенок.
Заключение.
Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о необходимости создания новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Также семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.
К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Поскольку не осмысления способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, нет создания необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.
В своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Я исследовала проблемы социального сиротства, изучила государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировала особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрела нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.
Государственные органы опеки
и попечительства должны располагать
возможностями для
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).