Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 22:06, курсовая работа
Понятие права находит свое определение в его основных принципах, которые закреплены в Конституции. Оно находит свое выражение в правовых нормах, которые представляют собой общие правила поведения, которые обязательны для всех, разрешены законами либо иными правовыми актами. Все правовые нормы делятся на законы и подзаконные акты.
Большое внимание уделяется гражданскому праву, которое регулирует имущественные отношения, и связанные с данными отношениями неимущественные отношение граждан, а также государственных, муниципальных, коммерческих организаций.
Введение 2
Понятие права публичной собственности 4
Сущность управления публичностью 11
Объекты права публичной собственности 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Важно отметить, что субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие публично-правовые образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления.
Органы власти или управления будут выступать в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией будут осуществлять те или иные конкретные правомочия публичного собственника.
По своему содержанию право государственной собственности не особенно отличается от содержания права собственности в целом. Однако ему свойственны некоторые особенности. Основной особенностью является то, что Российская Федерация и очень часто субъект РФ в определенном законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника, в тоже время органы и лица, уполномоченные собственником выступать от его имени, будут иметь вид и название, в зависимости от вида тех отношений, в которых они уполномочены участвовать.
Правительство РФ имеет право передавать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации.
Разделение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает большое количество проблем.
Это прежде всего объясняется единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: то есть наличием у них особых властных полномочий, которые позволяют принимать нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.2
Соотношение государственной собственности имеющегося потенциала государства имеет важное значение. Приумножение государственных ресурсов, а значит повышение государственного потенциала, возможно лишь при эффективном управлении государственной собственностью. Соответственно если государственные ресурсы используются неэффективно, они разрушают государственный потенциал.
В современном государстве основным объектом собственности является материальное пространство вместе с заключенными в нем природными ресурсами. Однако в отношении многих из этих объектов невозможно обеспечить исключительность, и фактически они функционируют в режиме свободного доступа при некотором контроле и регулировании со стороны государства, как правило, неэффективном.
Государство является крупнейшим собственником
недвижимого и движимого имущества. Ряд
объектов недвижимого имущества позволяет
считать государство собственником-
Право собственности является наиболее устойчивым вещным правом, и составляет основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. На основании этого закон регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения.
Субъектам права собственности предоставляются равные возможности. Содержание и осуществление правомочий права собственности в гражданском законодательстве не имеют различий в зависимости от субъектного состава, т. е. не имеет значения, идет речь о частном или о публичном собственнике. Имеющиеся ограничения, которые влекут за собой особенности правового режима некоторых объектов данного права, на основании общих правил являются одинаковыми для всех собственников, примером может служить, отчуждение вещей, находящихся в ограниченном обороте, целевой характер использования земли, находящейся в собственности.
В некоторых странах понятие публичной собственности, объединяет в себе государственную и муниципальную собственность, или в некоторых случаях различные режимы государственной собственности. Однако применительно Российской Федерации такого рода объединение проводится только в теории гражданского права, и на практике не применяется.
Публичное право включает в себя совокупность тех отраслей права, которые обеспечивают регуляцию отношений, обеспечивающих публичный интерес, что отличает его от отраслей права, которые направлены на защиту частного интереса.
Отношения собственности в обязательном порядке закрепляются юридически, особенно в обществе с государственно-правовой надстройкой. Это находит выражение и в системе правовых норм, которые регулируют возникающие отношения и, соответственно, образующих институт права собственности, то есть в так называемом объективном смысле, и в том, что юридическая власть закрепляется за конкретным лицом, который является собственником данной вещи, или в субъективном смысле, субъективном праве публичной собственности.
Российская Федерация и ее субъекты, являясь публично – правовыми образованиями являются собственниками принадлежащего им имущества и в соответственно имеют право управлять находящимся в его собственности имуществом.
При этом предоставленное право не означает установления порядка такого управления. В данном случае важно понять, кто может устанавливать такой порядок, кто осуществляет управление, и главное, что означает понятие «управление».
Объединение собственности и управления в пределах права государственной собственности влечет за собой косвенное признание государственных органов собственниками государственного имущества.
Однако появляется необходимость разделять полномочия государства- собственника и формы, через которые оно может исполнять свои полномочия.
Различают три формы исполнения полномочий:
а) нормативная деятельность, которая определяет юридическое положение имущества, т.е. порядок приобретения, учета, хранения, использования имущества, и разграничение компетенции органов;
б) административная деятельность, которая выражается в актах управления о закреплении имущества, перераспределении его и т.п.;
в) осуществление права собственности через распорядительные функции гражданско-правового характера.
Первые две формы относятся к управлению и осуществляются через государственные органы в форме действий юридического характера, имеющих целью организацию непосредственного использования объектов государственной собственности, третья - к осуществлению содержания права собственности гражданско-правовыми средствами.
В связи «государственная власть - государственная собственность" появляется необходимость в разграничении проявления государственной власти и государственной собственности, которые в принципе могут быть, как объединены, при организации управления правом государственной собственности, так и разъединены, т.е. проявления государственной власти нет. Управление не связано с осуществлением содержания права собственности и в него не входит. Единый институт права государственной собственности можно подразделить на два режима: первый - гражданско-правовой, содержанием которого являются правомочия владения, пользования и распоряжения; и второй - административный, содержанием которого выступает управленческая деятельность.
Глава 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, с которой непосредственно начинается раздел II "Право собственности и другие вещные права", отводит под право собственности ч. II п.3 ст. 214. К ним же можно отнести статьи 294-300 главы 19 "право хозяйственного ведения, право оперативного управления". Государство, государственные и муниципальные образования по действующему Российскому законодательству являются самостоятельными, обособленными субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов. Закон, определяющий особенности Российской Федерации как собственника, на сегодняшний день отсутствует. Особенности правового положения государства обуславливаются наличием у него политической власти и государственной независимости, в силу чего оно само регулирует различные, отношения, в том числе и имущественные, устанавливая в качестве общеобязательных правила поведения для всех участников, и порядок разбирательства их возможных споров. Принимая участие в имущественных отношениях, государство обязано соблюдать установленные им же правила, которые обусловлены природой регулируемых отношений.
Руководство государственным имуществом не может быть ограничено реализацией полномочий собственника по распоряжению имуществом. Имеется форма управления, которая обусловлена особыми свойствами государственного имущества. Форма управления включает в себя: полную инвентаризацию государственного имущества с созданием реестра государственного имущества с систематизированными данными обо всех элементах государственной собственности, с последующей выработкой системы рыночной оценки объектов управления; классификацию объектов управления по признакам, определяющим специфику управления; определение цели государственного управления по каждому объекту управления, определение способов управления с четким указанием субъектов.
Основным элементом управления признано считать организацию соответствующей правовой базы.
В таком понимании управление можно включить в сферу публично – правовых отношений. Государство и другие публично - правовые образования, действуя через свои органы, выполняют всю необходимую подготовительную работу, которая необходима для обеспечения эффективного использования имущества.
Публично - правовое образование для участия в гражданском обороте может образовать юридическое лицо, и передать последнему часть своих полномочий.
Основная роль государства сводится к выработке необходимой правовой базы.
Закон должен содержать указание на конкретные механизмы, с помощью которых осуществляется управление государственной собственностью, включая формы и виды договоров о передаче прав на управление имуществом.3
Переход России к новым формам хозяйствования, к рыночной экономике привёл к расширению сферы гражданско-правового регулирования. Развитие любого государства – это динамичный непрерывный процесс, в ходе которого коренным образом могут преобразовываться любые внутригосударственные отношения.
В целом, гражданско-правовая охрана права собственности представляет собой систему взаимосвязанных, взаимодействующих средств.
Основой проведения экономических реформ в России служило кардинальное изменение формы собственности путем массовой приватизации собственности как государственной, так и общенародной.
Приватизация – лишь один из инструментов, малая часть данной системы. Она отражает отношения по поводу перехода государственной собственности в частную, для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала. С объективной стороны различают две стадии –формальной и реальной приватизации.4
При формальной приватизации происходит преобразование государственной собственности в частную и юридически закрепляются правомочия новых собственников.
При реальной приватизации образуются новые частные собственники, которые организуют процессы эффективного воспроизводства и использования собственности.
Имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, может быть возмездно передано в собственность физических и (или) юридических лиц. В данном случае речь идет о таком особом случае прекращения права публичной собственности, как приватизация.
Для оптимальной организации социально-экономической системы необходимо четкое определение субъектов и объектов собственности.
Управление публичной собственностью требует четкого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей.
На первой осуществляется реформирование государственной собственности в частную, юридически закрепляются правомочия новых собственников.
На 2-й формируются настоящие новые частные собственники, которые организуют процессы результативного воспроизводства и применения собственности.
Собственность, находящееся в собственности Русской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, может быть возмездно отчуждено в собственность физических и (либо) юридических лиц. В данном случае речь идет о таком специальном случае прекращения права публичной собственности, как приватизация.
Для разумной организации общественно-экономической системы нужно отчетливое определение субъектов и объектов собственности. Только сурово юридическое закрепление определенных объектов собственности за их субъектами, уточнение ранга последних с установлением соответствующих прав” (причем, гарантированных), экономической и иной ответственности, не взирая на тип собственника (частное лицо либо государство), создает сильные экономические и другие толчки для разумной организации ее применения и воспроизводства.
Государственное хозяйствование - феномен не менее экономический, чем рынок, соперничество, товар, деньги, капитал и т.п. Его основой является государственная собственность, именно через нее реализуется государственный и публичный интерес. И в этом ее основное “родовое” качество и консолидирующая роль.
Управление публичной собственностью требует отчетливого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей.
К первым, как водится, относятся участки земли сельскохозяйственного назначения, огромная часть природных источников, средства производства государственных предприятий, финансы, дорогие бумаги и многое другое.