Право публичной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Понятие права находит свое определение в его основных принципах, которые закреплены в Конституции. Оно находит свое выражение в правовых нормах, которые представляют собой общие правила поведения, которые обязательны для всех, разрешены законами либо иными правовыми актами. Все правовые нормы делятся на законы и подзаконные акты.
Большое внимание уделяется гражданскому праву, которое регулирует имущественные отношения, и связанные с данными отношениями неимущественные отношение граждан, а также государственных, муниципальных, коммерческих организаций.

Содержание работы

Введение 2

Понятие права публичной собственности 4

Сущность управления публичностью 11


Объекты права публичной собственности 21

Заключение 26

Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая новая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Вторыми выступают федеральное государство, субъекты федерации, субъекты муниципальной собственности.

Государство, в различие от других собственников, не может решать задачи управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на применение способа проб и ошибок. Его специальная роль в этом отношении связана с целым рядом значимых обстоятельств.

Во-первых, итоги процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя ярус их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, умственное становление, безопасность и многие другие общепринятые человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность охватывает громадное число объектов, расположенных на каждой территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и источников космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса каждая общность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, реально рассматривается как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются огромным организационным и правовым разнообразием, охватывают широкий спектр ветвей национального хозяйства и предуготовлены для применения в самых разновидных направлениях: производство физических благ, создание и обслуживание общественной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.

Следственно разработка системы управления госсобственностью должна базироваться на заблаговременной ее классификации с целью выделения однотипных групп объектов и изложении задач, целей и способов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью .

Органы исполнительной власти имеют полномочия руководить только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Всякий этап управления может быть охарактеризован дальнейшим образом:

1. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Русской Федерации, обладателей федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, зарубежные организации и фонды.

2. Уровень субъектов Федерации либо направлений народного хозяйства (мезоуровень) - ярус взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Агрегата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (скажем, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

3. Муниципальный либо отдельных  предприятий и объединений (микроуровень) - ярус взаимодействия структурных  подразделений Министерства с  региональными органами и объектами  системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

До подлинного времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между разными университетами федеральной власти. Фактически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении определенных объектов федеральной собственности.

Возрастание производительности управления публичной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Специальную роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества России, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и следственно должно быть наделено могущественными полномочиями, довольными для выполнения своих основных функций.

Все указанные выше обстоятельства говорят о значимости и трудности вопросов, связанных с управлением публичной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, тут пока не имеют довольного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга особых научных изысканий.

Оглавление права публичной собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в совокупности, представляют собой юридически обеспеченные вероятности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником.

Под правомочием владения воспринимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть вероятность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном хозяйстве.

Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое совсем не требует, дабы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении.

Владение вещью может быть законным и нелегальным. Законным именуется владение, которое опирается на какое-нибудь правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение зачастую именуют титульным. Нелегальное владение на правовое основание не опирается, а потому является беститульным. Вещи, по всеобщему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то либо иное право на владение ими. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не подтверждено обратное.

Нелегальные обладатели, в свою очередь, подразделяются на добросовестных и наплевательских. Обладатель добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Обладатель недобросовестен, если он об этом знал либо должен был знать. В соответствии с всеобщей презумпцией добросовестности участников штатских прав и обязанностей (п.3 ст.10 ГК) следует исходить из предположения о добросовестности обладателя. Деление нелегальных обладателей на добросовестных и наплевательских имеет значение при расчетах между собственником и обладателем по доходам и расходам, когда собственник истребует свою вещь с поддержкой виндикационного иска, а также при решении вопроса, может ли обладатель купить право собственности по давности владения либо нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Объекты права публичной собственности.

 

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, в том числе земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства и предметы бытового, потребительского характера.

В состав публичного имущества включаются и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших в последующем акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. На основании статьи 129 Гражданского кодекса РФ, Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте. 

На практике субъекты РФ в сегодняшний день являются собственниками только отдельных категорий изъятого из оборота имущества. В тоже время муниципальные образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота. 
Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. На основании п. 5 статьи 214 ГК РФ был установлен  порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации. В настоящее время этот закон применяется лишь к одному виду публичного имущества - земельным участкам, что четко прописано в статьях 16 - 19 Земельного кодекса РФ.5

Согласно данного закона право собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на определенные земельные участки возникает в соответствии с их перечнями, составленными федеральным органом исполнительной власти, согласованными с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления и утвержденными Правительством РФ.

Имущество, которое составляет, собственность субъектов Российской Федерации, может быть образовано за счет федерального имущества только в случаях его прямой передачи от Российской Федерации в собственность ее соответствующего субъекта6. Такая передача неоднократно имела место на протяжении 90-х гг. по специальным постановлениям Правительства РФ. В свою очередь, субъект Российской Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность. Такого рода передача осуществляется безвозмездно, будучи публично-правовым актом распоряжения государственным собственником своим имуществом. В дальнейшем же, после завершения разграничения публичной собственности, отчуждение публичного имущества, в том числе в пользу других публичных собственников, будет возможно только на гражданско-правовых, чаще всего - договорных началах, так как имущественные отношения равноправных собственников, в том числе публичных, составляют предмет гражданско-правового регулирования, что предусматривается п. 1 ст. 2 ГК.

Имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности можно разделить на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.7 Это распределенное публичное имущество будет составлять базу для участия в имущественном обороте указанных организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не сможет служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, так как унитарные предприятия, как юридические лица, не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя. Данным имуществом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это имущество в установленном законом порядке, или не ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов что, впрочем, возможно и применительно к обычному унитарному предприятию.

Вторая часть это имущество, которое  не закреплено за предприятиями и учреждениями, так называемое нераспределенное государственное или муниципальное имущество, это прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам.

В перечне объектов, составляющих казну определенного публично-правового образования, на первом месте находятся бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственности публично-правового образования по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Однако государственный долг РФ, как и долги других публичных собственников, "полностью и без условий" обеспечивается всем имуществом казны, а не только средствами бюджета.

В законе оговаривается, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующего публично-правового образования только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом, а в его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов, что призвано сохранить публичную собственность на землю.

К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

Некоторые виды недвижимости, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Это означает, что по сути они также изъяты из имущественного (гражданского) оборота.

В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях, например при обращении взыскания по требованиям кредиторов, может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящееся в государственном резерве. Это федеральное имущество нельзя, следовательно, считать изъятым из оборота. Имущество может поступать в публичную собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации.8 Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности).9  
Объекты социально-культурного и бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность. Следовательно, приватизация может стать основанием возникновения не только частной, но и муниципальной собственности. С учетом целевого характера государственного и муниципального имущества, предназначенного для материального обеспечения решения публично-правовых задач, законодательство устанавливает некоторые дополнительные (в сравнении с предусмотренными для всех собственников) ограничения в его использовании10, главным образом для муниципальных образований. Последние, например, не вправе передавать средства местных бюджетов и находящиеся в муниципальной собственности земельные участки в уставные капиталы банков и других кредитных организаций (п. 4 ст. 13 Закона о финансовых основах местного самоуправления в РФ). Если же в их собственности окажется имущество, не предназначенное для осуществления их публичных функций или для обеспечения их деятельности, оно подлежит перепрофилированию или отчуждению в порядке, предусмотренном законом.

Информация о работе Право публичной собственности