Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:20, дипломная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблем использования норм права социального обеспечения, а так же влияние государственной социальной помощи на общество в сегодняшних экономических условиях.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. формирование представлений о государственной социальной помощи и развитии законодательства в сфере социального обеспечения;
2. раскрытие содержания права на социальную помощь как одного из основных социально-экономических прав человека во взаимосвязи с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение;
3. исследование конкретных видов государственной социальной помощи;
4. выявление особенностей предоставления конкретных видов государственной социальной помощи в Камчатском крае.

Файлы: 1 файл

курс 4.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине 20 века.

 

Переход Российской Федерации  к рыночной экономике отразился  на системе социального обеспечения. Процесс обновления законодательства о социальном обеспечении напрямую отражает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности; изменение взаимоотношений  между федеральными органами государственной  власти и субъектами Российской Федерации; зарождение основ негосударственного социального обеспечения.

 

Согласно Конституции  Российской Федерации Россия является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

 

Социальное государство  призвано помогать социально слабым слоям населения, влиять на распределение  экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное  человеческое существование. Наиболее характерные черты социального  государства выражаются в его  социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации  направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.

 

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и  общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального  государства является социальное равенство. Социальное государство стремится  к уничтожению социального неравенства  – неравенства связанного с утратой  дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

 

В России с 2000 года в качестве самостоятельного вида социального  обеспечения выделяется «государственная социальная помощь». Ее предоставление регулируется Федеральным законом  от 17 июля 1999 года «О государственной  социальной помощи». Однако после внесения изменений в данный Закон Федеральным  законом от 22 августа 2004 года «О монетизации  льгот», законодатель соединил в понятии  «государственная социальная помощь»  фактически два разноплановых вида социального обеспечения, имеющих  различную правовую природу.

 

В широком смысле под государственной  социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, а так  же иным установленным законом категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых  товаров. Анализ данного определения, а так же всего закона «О государственной  социальной помощи» позволяет выделить следующие виды государственной  социальной помощи, обладающие особыми  условиями назначения, порядком финансирования и целями предоставления:

 

1) государственная социальная  помощь в связи с бедностью  (малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам) – глава  3 Закона «О государственной социальной  помощи»;

 

2) государственная социальная  помощь в связи с монетизацией  льгот отдельным категориям граждан  (инвалиды войны, участники Великой  Отечественной войны, дети-инвалиды  и т.д.) – глава 2 Закона «О  государственной социальной помощи.

 

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что в современной России право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права , что в нынешних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка, либо при изменении своего материального или социального положения. Острота проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на большое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска. В отечественном законодательстве используется понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин» (ст. 1 Федерального Закона от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»).

 

Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная помощь. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования  в рамках государственной системы  социального обеспечения. В этой связи особую актуальность и значимость приобретает исследование особенностей правового регулирования отношений  по оказанию государственной социальной помощи.

 

Объектом изучения этой курсовой работы является круг лиц имеющих право на государственную социальную помощь.

 

Предметом данной работы являются отношения по поводу предоставления государственной социальной помощи в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых товаров, а  также предоставления набора социальных услуг.

 

Целью курсовой работы является изучение проблем использования норм права социального обеспечения, а так же влияние государственной социальной помощи на общество в сегодняшних экономических условиях.

 

Основными задачами данной курсовой работы являются:

 

1. формирование представлений  о государственной социальной  помощи и развитии законодательства  в сфере социального обеспечения;

 

2. раскрытие содержания  права на социальную помощь  как одного из основных социально-экономических  прав человека во взаимосвязи  с правом на жизнь и правом  на социальное обеспечение;

 

3. исследование конкретных  видов государственной социальной  помощи;

 

4. выявление особенностей  предоставления конкретных видов  государственной социальной помощи  в Камчатском крае.

 

Теоретические выводы, сделанные в курсовой работе, развивают представления науки права социального обеспечения, в частности, о социальном риске, о социально-экономических правах человека, о правовых механизмах защиты от бедности.

 

Практическая значимость работы состоит в том, что общетеоретические  выводы, сформулированные в исследовании, могут использоваться в дальнейшей научной разработке теоретических  проблем, связанных с социальной помощью.

 

Тема государственной  социальной помощи в Российской Федерации  на сегодняшний день является недостаточно изученной. Специальных научных  трудов, монографий по данной проблеме пока немного. Это можно объяснить  тем, что законодательство о государственной  социальной помощи находятся еще  в стадии организационного становления. При написании дипломной работы использовались труды, посвященные  проблемам оказания государственной  социальной помощи – Е.Г. Азаровой, В.Г. Васильева, Н.В. Володина, Б.Р. Долотина, М.Л. Захарова, Н.В. Кульбовской, Е.Е. Мачульской, О.А. Парягиной, А.А. Сазонова, Л.Б. Ржаницыной, Э.Г. Тучковой и других ученых-юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности оказания  государственной социальной помощи  в связи с бедностью

 

 

1.1 Понятие и цели государственной  социальной помощи

 

 

Согласно ст. 1 настоящего Федерального закона государственная  социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко  проживающим гражданам, а также  иным категориям граждан, указанным  в законе «О государственной социальной помощи», социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых  товаров. Правильное определение понятия  государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного  закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а  также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказа в ее назначении).

 

Оказание данного вида помощи в основном регулируются главой 3 Закона «О государственной социальной помощи», а так же соответствующим  региональным законодательством.

 

Согласно ст. 3 Закона «О государственной  социальной помощи» основными целями оказания данного вида помощи является:

 

· поддержание уровня жизни  малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой  доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Федерации;

 

· снижение уровня социального  неравенства и сближение социального  уровня различных слоев населения;

 

· создание необходимых условий  для обеспечения общей доступности  и общественно приемлемого качества социальных услуг;

 

· повышение доходов населения;

 

· адресного использования  бюджетных средств;

 

· усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

 

В определенной мере указанные  цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Также  определение вышеперечисленных  целей следует признать своевременным, так как в настоящее время  большое количество населения остается за чертой бедности.

 

Для достижения всех этих целей  и повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как  основного источника денежных доходов  населения; стимулировать использование  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности, доходов от собственности; проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий  жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.

 

Уровень жизни характеризует  меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно  в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального  дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.

 

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое  положение населения. В более  узком смысле он означает уровень  удовлетворения потребностей и соответствующий  ему уровень доходов. Поэтому  чаще всего в качестве обобщающего  показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и  духовных потребностей рассматривают  реальные доходы населения. Они характеризуют  количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения  розничных цен и расходов на выплату  налогов, а также других обязательных платежей.

 

Важный показатель уровня жизни – минимальный прожиточный  минимум. Минимальный прожиточный  минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.

 

Бедные, или малоимущие, –  это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

 

Одной из характерных черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён  круг получателей государственной  социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые  по независящим от них причинам имеют  среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.

 

Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан, что может достигаться различными способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, установлением адресности, основанной на определенных показателях, статистически связанных с нуждаемостью. В-третьих, созданием механизма самоадресования, т.е. нуждающееся лицо само обращается в органы социальной защиты населения.

 

Система адресной социальной помощи в городе Тамбове малообеспеченным гражданам осуществлялась в виде предоставления денежной помощи, а  также бесплатного горячего питания - 1634 чел. (на сумму 774,5 тыс. руб.), и натуральной  помощи (677 продуктовых набора). Государственная  социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета  выделяются в случае недостаточности  средств бюджетов нижестоящего уровня.

 

В соответствии с Социальной программой Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации области  от 23.04.2008 №510 и в рамках реализации Закона Тамбовской области от 03.04.2008 №167-З «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области» адресная социальная помощь была оказана более 6000 малоимущим гражданам.

 

Финансирование расходов в 2008 году осуществлялось за счет средств  областного бюджета и составило 46 млн. рублей (50% которых перечислено  по обращениям инвалидов), средний размер адресной социальной помощи составляет 7 тыс. рублей.

 

Также, на основании Закона Тамбовской области от 03.04.2008 №167-З  «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области», и согласно закону от 23.06.2006 №57-З «О мерах по социальной поддержке  многодетных семей в Тамбовской области» в порядке адресной помощи назначается и выплачивается  ежемесячная денежная компенсация  на питание: малоимущим гражданам, беременным женщинам, страдающим анемией, и детям  от 1 года до 3-х лет из многодетных семей. Так, за второе полугодие 2008 года компенсация на питание составила – 703,2 тыс. руб. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории города Тамбова обеспечивает социальную поддержку семей с доходом ниже величины прожиточного минимума, одиноко проживающих пенсионеров, и граждан, имеющих статус безработных. С начала 2009 года субсидии на оплату ЖКУ получили 8210 семей на сумму 32,0 млн. руб.

Информация о работе Право социального обеспечения