Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:20, дипломная работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблем использования норм права социального обеспечения, а так же влияние государственной социальной помощи на общество в сегодняшних экономических условиях.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1. формирование представлений о государственной социальной помощи и развитии законодательства в сфере социального обеспечения;
2. раскрытие содержания права на социальную помощь как одного из основных социально-экономических прав человека во взаимосвязи с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение;
3. исследование конкретных видов государственной социальной помощи;
4. выявление особенностей предоставления конкретных видов государственной социальной помощи в Камчатском крае.

Файлы: 1 файл

курс 4.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

 

Для Тамбовской области, основными  задачами в сфере социальной поддержки  пожилых людей, инвалидов, ветеранов, реабилитированных граждан, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей являлось участие  в разработке и реализации областных  и городских программ и мероприятий, направленных на защиту прав и законных интересов, поддержание социального  статуса и обеспечения достойной  жизни названных категорий, а также взаимодействие с организациями, объединениями, коллективами по мобилизации общественных инициатив.

 

Учитывая все вышеизложенное можно сказать, что государственная  социальная помощь в связи с бедностью  это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их уровня жизни, снижения уровня социального  неравенства и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся  граждан.

 

Современная экономическая  ситуация диктует необходимость  повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении  наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

 

 

1.2 Законодательство о  государственной социальной помощи

 

 

Среди законодательства о  государственной социальной помощи особое место занимает Конституция  Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Хотя Конституция непосредственно  не регулирует правоотношения в сфере  государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых основывается как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так ст. 39 каждому гарантирует социальное обеспечение в случаях установленных  законом. Таким образом, государство  предусматривает всем гражданам  нашей страны, в случаях определяемых законодательством, государственную  поддержку их жизнеобеспечения. На основе принципов, закреплённых в Конституции  РФ и международных договорах, в  России принят ряд других законодательных  актов, которые регулируют государственную  социальную помощь.

 

Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный  закон РФ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной  Думой 25 июля 1999 года. Данный закон устанавливает  правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

 

Закон «О государственной  социальной помощи» закрепляет понятие  государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также  порядок назначения, категорию получателей  и другие важные вопросы. Этот важнейший  Федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в  области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению  РФ в области оказания государственной  социальной помощи относятся:

 

· принятие федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  по вопросам установления основ правового  регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

 

· разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ

 

Закон «О государственной  социальной помощи» закрепляет понятие  государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также  порядок назначения, категорию получателей  и другие важные вопросы.

 

Этот важнейший федеральный  закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области  оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области  оказания государственной социальной помощи относятся:

 

· принятие федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  по вопросам установления основ правового  регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи;

 

· разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ;

 

· формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи;

 

· установление видов государственной  социальной помощи, оказание которых  обязательно на территории РФ.

 

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи», данный закон вступает в  силу со дня установления Правительством РФ величины прожиточного минимума в  соответствии с Федеральным законом  «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

 

Следующим законодательным  актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в РФ»

 

Данный Федеральный закон  устанавливает правовую основу для  определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его  учёта при установлении гражданам  государственных гарантий получения  минимальных денежных доходов и  при осуществлении других мер  социальной защиты граждан нашей  страны.

 

Федеральный закон «О прожиточном  минимуме в РФ» регулирует следующие  вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность  её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной  социальной помощи гражданам в субъектах  Российской Федерации.

 

Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ Федеральный  закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке  учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко  проживающего гражданина для признания  их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»

 

Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться  при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, этот закон определяет, за какой период должны учитываться  доходы, какие именно должны быть эти  доходы и как рассчитывать среднедушевой  доход малоимущей семьи или малоимущего  одиноко проживающего человека за необходимый  расчётный период.

 

Издание этого закона своеобразно  дополняет Федеральный закон  РФ «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон  вносит необходимую ясность, как  для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

 

Среди нормативных актов  необходимо обратить внимание на Федеральный  закон «О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации» от 27 октября 1999 года.

 

Данный Федеральный закон  устанавливает потребительскую  корзину для основных социально-демографических  групп населения в целом по России, а также определяет, что  потребительская корзина для  основных социально-демографических  групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и  устанавливается в определённых составе и объёмах (в натуральных  показателях).

 

Предоставление государственной  социальной помощи также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Примером регионального  нормотворчества в данной сфере  может являться Постановление Администрации  г. Тамбова от 20.12.2007 г. №8647 «О порядке организации бесплатного горячего питания в г. Тамбове», а также Закон Тамбовской области от 03.04.2008 года №167-З «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области».

 

Данный закон является системообразующим документом, призванным регулировать все процессы и взаимоотношения в данной сфере: основные принципы оказания адресной социальной помощи, категории семей и граждан имеющих право на такую помощь, ее размеры, источники финансирования, порядок назначения и контроль за целевым использованием денежных средств.

 

В соответствии с данным законом предусматривается оказание социальной помощи малоимущим гражданам  и гражданам, попавшим в экстремальные  жизненные ситуации. В 2008 году из областного бюджета на эти цели было выделено 46 млн. рублей.

 

Исходя из всего этого, можно сказать, что на сегодняшний  день система законодательства о  государственной социальной помощи достаточно обширна, что обусловлено  характером правового регулирования  в этой области.

 

 

1.3 Виды и размер государственной  социальной помощи

 

 

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» предусматривает  наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон  предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться  ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

 

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

 

1. денежные выплаты (социальные  пособия, субсидии, компенсации и  другие выплаты);

 

2. натуральная помощь (топливо,  продукты питания, одежда, обувь,  медикаменты и другие виды  натуральной помощи).

 

Денежные выплаты могут  оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается – безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы  за счёт средств соответствующих  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

Данным пособиям присущи  следующие характерные признаки:

 

Во-первых: безвозмездность  выплаты пособий.

 

Безвозмездность выплаты  пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать  по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что  данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

 

Во-вторых: то, что они  выплачивается в фиксированных  законом размерах.

 

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи»  не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает  предельный размер данной помощи.

 

Размер государственной  социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим  гражданам, среднедушевой доход  которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

 

Таким образом, размер государственной  социальной помощи в целом зависит  от доходов её получателей, и сумма  помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

 

В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;

 

Как известно в настоящее  время в России проживает большое  количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для  данной категории людей государственная  социальная помощь в виде выплаты  пособий является значительной материальной поддержкой.

 

В-четвертых: выплачиваются  за счёт средств соответствующего бюджета;

 

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие  средства выделяются за счёт бюджета  вышестоящего уровня бюджетной системы  нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

 

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

 

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним  из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с  определённой целью, в свою очередь  граждане, которым предоставлены  субсидии, не могут расходовать эти  денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

 

Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими  расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий  и субсидий предоставляется гражданам  за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций  должны прямо устанавливаться законодательством.

 

Кроме денежных выплат государственная  социальная помощь может оказываться  и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как  в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так  и в натуральной форме.

 

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан  и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться  ими. Однако, как показывает жизнь, для  данной категории населения очень  важна не только денежная, но и натуральная  помощь

Информация о работе Право социального обеспечения