Правовая охрана Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:
1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции РФ.
2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции РФ.
3. Проанализировать вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России.

Содержание работы

Введение................................................................................................................2-3
Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции.............................4-6
Глава 2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации................................................................................................................6
2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ..........................................................................................................................6-8
2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ.................8-11
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ.11-15
2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации................................15-16
2.5 Самоохрана Конституции.........................................................................16-21
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ..............................................................................................21-25
Глава 3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России...............................................................................................25-30
Заключение............................................................................................................30
Литература …....................................................................................................31-32

Файлы: 1 файл

конст.право РФ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

 

Правовая охрана Конституции Российской Федерации

Оглавление

Введение................................................................................................................2-3

Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции.............................4-6

Глава 2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации................................................................................................................6

2.1 Значение института президентства  в правовой охране Конституции РФ..........................................................................................................................6-8

2.2 Роль судебной системы в  правовой охране Конституции  РФ.................8-11

2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ.11-15

2.4 Место Уполномоченного по  правам человека в Российской  Федерации в системе охраны  Конституции Российской Федерации................................15-16

2.5 Самоохрана Конституции.........................................................................16-21

2.6 Конституционная ответственность  как средство правовой охраны  Конституции РФ..............................................................................................21-25

Глава 3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России...............................................................................................25-30

Заключение............................................................................................................30

Литература …....................................................................................................31-32

 

 

Введение

 

Становление Российской Федерации  как демократического правового  государства обусловливает потребность в формировании особого отношения всех государственных структур, механизмов и должностных лиц к обществу и праву, а также построения и действия стабильной оптимальной законодательной основы жизнедеятельности общества и государства. Все государственные решения должны основываться не на усмотрении, а на законе, в конечном счете - на Конституции РФ. Поэтому важнейшим условием решения данных задач является обеспечение верховенства Конституции в правовой системе РФ, а также ее четкое и неукоснительное соблюдение. Однако расширение законодательного массива и усложнение государственной деятельности в целом несет в себе потенциальную возможность роста числа внутригосударственных противоречий, в том числе связанных с нарушением Конституции РФ правовыми актами государства, его органов и должностных лиц.

Характеристика Российского государства  как демократического и правового  включает, прежде всего, конституционное  ограничение пределов усмотрения государственных  институтов, функционирование государственного механизма на основе принципов народовластия и разделения властей, а также введение в государственно-правовую систему институтов, нацеленных на разрешение, предотвращение указанных выше противоречий.

Особого внимания заслуживает вопрос об обеспечении верховенства и реальности Конституции в федеративном государстве, каким является Россия. Как известно, в нашем государстве наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами действуют конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Федерации. Вполне естественно, что в таких условиях необходим механизм,

 

который стоял бы на страже обеспечения единства правового  пространства страны и гарантировал бы соблюдение установленной иерархии правовых актов, на вершине которой стоит Конституция Российской Федерации. Это основополагающее условие нормального функционирования правового федеративного государства.

Особая роль в обеспечении режима конституционной законности в Российской Федерации принадлежит правовой охране Конституции РФ. Именно эффективная охрана Конституции РФ может и должна обеспечить точное и последовательное проведение ее в жизнь, усиление ее роли как основного правового и политического документа страны, главного гаранта защиты прав и свобод граждан. Без нее, как показывает мировой опыт, невозможно создание правового государства, реальное обеспечение на практике принципов народовластия и разделения властей. Таким образом, тема данной работы является актуальной.

Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:

1. Дать понятие, рассмотреть  задачи правовой охраны Конституции  РФ.

2. Изучить субъекты и формы  правовой охраны Конституции  РФ.

3. Проанализировать вопросы правовой  охраны Конституции РФ на современном этапе развития России.

 

 

Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции

 

Термин "правовая охрана конституции" применяется в научной литературе давно. В советской государственно-правовой литературе, независимо от конкретного аспекта исследования, традиционно говорилось об "охране Конституции". Отступления от этой формулы имели скорее стилистический, нежели методологический характер. Это же можно заметить и по поводу различий в наименовании соответствующих функциональных механизмов (например "защита", а не "охрана").

Правовая охрана конституции рассматривается  в широком и узком смысле. Первое – это охрана конституции всеми  отраслями права. Второе – это  специально-конституционные средства охраны (конституционный контроль и надзор, конституционная ответственность). Также в научной литературе под правовой охраной конституции понимается, например, осуществление фактической ее реализации в процессе государственно-правовых отношений. Но более обоснованно охрана Конституции рассматривается как одна из гарантийных функций в системе осуществления норм Конституции, вообще конституционно-правовых норм.

Таким образом, правовая охрана Конституции  — комплекс специальных юридических  мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении правовая охрана конституции предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах

 

различный. Чаще всего  к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный  суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного  и внесудебного характера).

В конституционной практике РФ сложились  следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:

1) охрана Конституции Президентом  РФ;

2) деятельность федерального Конституционного  Суда как специализированного  органа конституционного контроля в РФ, осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции;

3) деятельность иных государственных  органов, прежде всего органов  прокуратуры, Уполномоченного по  правам человека РФ по обеспечению  режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

      1. Кроме того, правовая охрана Конституции осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений1, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.

 

В следующих главах, учитывая характер и содержание деятельности субъектов правовой охраны Конституции РФ, мы более полно раскроем основные формы данной охраны.

 

Глава 2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции  Российской Федерации

2.1 Значение института  президентства в правовой охране  Конституции РФ

 

Президент РФ как гарант федеральной Конституции, наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него.

Президент РФ обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых государственными органами власти всех уровней (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), он обладает значительными полномочиями по разрешению конституционных споров (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85 Конституции) контрольными полномочиями (п. "д" ст. 84, ч. 2 ст. 85 Конституции, ст. 33 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"), а также привлечению государственных органов и должностных лиц к

 

конституционной ответственности (ст. 29.1 Федерального закона "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Неоспоримыми преимуществами президентской формы охраны Конституции Российской Федерации являются оперативность реагирования на попытки нарушения конституционных норм органами государственной власти и должностными лицами и действенность мер воздействия, применяемых к нарушителям. Все это обусловили существенные успехи института президентства в сфере приведения в соответствие с Конституцией РФ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (в том числе конституций и уставов субъектов Федерации).

Обобщив практику осуществления Президентом  Российской Федерации его полномочий как гаранта Конституции РФ, можно  сделать вывод о том, что именно он играет ведущую роль в механизме  охраны Конституции Российской Федерации1.

Именно поэтому в первом Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации Д. Медведев счел необходимым обозначить свое видение фундаментальных норм нашей жизни, целей и ценностей нашего общества, закрепленных в Конституции России и благодаря этому прямо влияющих на все аспекты внутренней и внешней политики. Это решающая роль Конституции в становлении российской демократии, значение Конституции для формирования качественно новой правовой системы и независимого суда, это дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы и реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений, укрепление международной законности. Предложенная Президентом Медведевым конституционная реформа нацелена на

 

реализацию потенциала Конституции. В конце своего Послания Федеральному собранию Президент Российской Федерации заверил, что "Заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы доказали свою состоятельность. Помогли нашему обществу преодолеть трудности и выйти на путь устойчивого развития. И мы будем дальше максимально использовать потенциал Основного Закона." .

 

2.2 Роль судебной  системы в правовой охране  Конституции РФ

 

Основные принципы формирования судебной системы и осуществления  ей правосудия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного федерального конституционного закона судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. В зависимости от подсудности в судебной системе выделяют конституционные суды (Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды (статьи 125-127 Конституции РФ).

Из перечисленных судебных органов  особо следует выделить Конституционный  Суд РФ, который занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти РФ и входящих в ее состав субъектов. Конституционный Суд рассматривает дела, проверяет соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, а также конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ (подп. "а" и "б" п. 2 ст. 125 Конституции РФ).

 

Хотя в Конституции  прямо не указывается на осуществление  контрольных функций Советом Федерации, Государственной Думой, практически эти законодательные органы ими обладают. Поскольку они могут обращаться в Конституционный Суд по поводу несоответствия Конституции различных нормативных актов, в том числе актов Президента РФ, постольку они осуществляют контроль за их законностью. Ясно, что прежде чем обратиться в Конституционный Суд с запросом, эти органы устанавливают незаконность того или иного акта.

Информация о работе Правовая охрана Конституции Российской Федерации