Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:16, курсовая работа
Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:
1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции РФ.
2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции РФ.
3. Проанализировать вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России.
Введение................................................................................................................2-3
Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции.............................4-6
Глава 2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации................................................................................................................6
2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ..........................................................................................................................6-8
2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ.................8-11
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ.11-15
2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации................................15-16
2.5 Самоохрана Конституции.........................................................................16-21
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ..............................................................................................21-25
Глава 3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России...............................................................................................25-30
Заключение............................................................................................................30
Литература …....................................................................................................31-32
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он учрежден в целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации (ст. 1 и 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении1 правосудия", разрешая дело, вправе не применять закон в следующих случаях:
- когда суд придет к выводу,
что федеральный закон,
- когда закон либо
иной нормативный правовой акт,
По смыслу ст. 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее ст. 125 (п. "а" и "б" ч. 2 и ч. 4) акты не соответствующими Конституции и потому утрачивающими юридическую силу. Суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности этого закона, которая существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 (п. "а" и "б" ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.
Таким образом, суды общей юрисдикции не только наделены рядом полномочий в сфере правовой охраны Конституции РФ, но они являются наряду с арбитражными судами своего рода "первичным звеном обеспечения конституционности". Это обусловлено прежде всего спецификой предмета конституционного регулирования, а также внутренней иерархией конституционных норм и подчинением текущего законодательства Конституции РФ. Высшие органы судебной власти, в т.ч. Конституционный
Суд РФ, не способны физически охватить своим контролем все те многочисленные акции, которые совершаются на российских пространствах, охрана Конституции не может быть сконцентрирована в руках отдельных государственных органов.
Таким образом, Конституционный Суд РФ должен выступать в виде своеобразной контрольной инстанции, выполняя в императивной форме корректирующую функцию. Его решения о конституционности или не конституционности правового акта или по конституционному спору окончательны и не подлежат обжалованию. Правовые позиции Конституционного Суда могут рассматриваться иными судебными органами как своего рода "образцы" обеспечения конституционности.
Конституционная (уставная) юстиция в субъектах Российской Федерации также может быть включена в механизм правовой охраны федеральной Конституции, поскольку конституционные (уставные) суды также обязаны обеспечивать соблюдение конституционных норм. Придя к выводу о нарушении федеральным законом, примененным или подлежащим применению в деле, конституционный (уставный) суд может обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке ст. 125 (ч. 4) Конституции Российской Федерации.
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ
В последнее время четко определилась тенденция к принижению роли прокурорского надзора и даже полному ее отрицанию. В действующей Конституции вообще не определяется назначение прокуратуры, не указано, какие функции она должна выполнять. И ст. 129 гл. 7 "Судебная власть" регламентируется лишь порядок назначения Генерального прокурора РФ,
прокуроров субъектов РФ и других прокуроров, без конкретизации их полномочий. Отмечается лишь, что они определяются федеральным законом.
Если считать прокуратуру
Безусловно, утверждение рыночных
отношений возможно при предоставлении
широких свобод предпринимателям, повышении
самостоятельности различных
Осуществление прокурорского надзора не означает грубого вмешательства в сферу "частных" отношений, так как он вмешивается в них в мере, регулируемой законодательством. Строго говоря, вторжение в производственную, хозяйственную и иные виды деятельности учреждений,
предприятий, организаций, органов власти и управления исходит от законов, которыми определяются их полномочия, права и обязанности. Прокуратура же призвана обеспечивать их реальность. Вот почему прокурорский надзор должен быть усилен. Он страж законности, ее эффективная и надежная гарантия. Нельзя слепо копировать опыт зарубежных стран, в которых правовое положение прокуратур иное. Необходимо исходить из реальной обстановки в нашей стране и использовать накопленный положительный опыт отечественных прокурорских органов, способствуя совершенствованию их деятельности. На переходном этапе нужна прокуратура с разветвленными функциями, сильными надзорными полномочиями.
Возможно еще одно возражение против
осуществления прокурорского
По Конституции все
федерального значения.
Прокуратура должна представлять собой
единую, централизованную систему органов, реализующих свои функции во
всех административно-
В сложившихся условиях возникают острые конфликты между центральными органами власти и регионами, проявляются сепаратизм, местничество. Законодательными и исполнительными органами субъектов федерации часто принимаются нормативные акты, противоречащие общероссийскому законодательству1. Это угрожает целостности Российского государства, ведет к ухудшению экономического положения населения. В борьбе с подобными негативными явлениями важная роль принадлежит именно прокуратуре, чьи органы выявляют различные незаконные акты и принимают меры по их отмене или изменению. Обеспечение единства
законности — одно из главнейших условий сохранения целостности Российского государства.
Согласно п. 2 ст. 21 ныне действующего Закона о прокуратуре Российской Федерации ораны прокуратуры при осуществлении надзора за
исполнением законов не подменяют иные государственные органы. Такая установка лишает прокуроров возможности выполнять возложенные на них надзорные функции, ибо не подменять — значит не делать того, что должны выполнять иные государственные органы. В обязанность же прокуратуры входит всеобъемлющий контроль за деятельностью различных органов, учреждений, предприятий, организаций, который включает наряду с обнаружением нарушений законности их предупреждение и устранение.
2.4 Место Уполномоченного
по правам человека в
В отличие от Прокуратуры РФ компетенция Уполномоченного по правам человек значительно уже, что, однако, не мешает ему занимать важное место в системе охраны Конституции РФ.
Институт Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный) появился в РФ сравнительно недавно. "В мировой практике" институт Уполномоченного "занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности... В разных странах он называется по разному: омбудсмен, медиатор, уполномоченный и так далее; обобщающее, почти общепринятое наименование – "омбудсмен".
В России Уполномоченный действует на основании Федерального конституционного закона от 26.02.97 № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Закон). Статья 103 Конституции РФ также упоминает Уполномоченного.
Цели деятельности Уполномоченного обозначены в статье 1 Закона. Это обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод гражданин, их соблюдение и уважение государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой по предложению Президента РФ либо Совета Федерации, либо депутатов Государственной Думы, либо депутатских объединений в Государственной Думе.
В соответствии со статьей 3 Закона деятельность
Уполномоченного дополняет
2.5 Самоохрана Конституции
Самостоятельное место занимает самоохрана конституции. Наша задача показать каков механизм конституционной самоохраны.
Гарантированность обеспечения верховенства конституции в первую очередь заложена в самой конституции. Конституция должна владеет необходимой и достаточной системой внутриконституционной самоохраны. Иначе говоря, любая система наделяется адекватной иммунной системой, которая призвана сохранить функциональную целостность именно данной системы.
Современная юридическая наука, опираясь на предшествующий научный багаж, развивает идеи о юридических свойствах Конституции РФ в различных направлениях. Например, Б.С. Эбзеев пишет, что независимо от
выполняемых социальных, политических и иных функций, равно как и от занимаемого в системе Конституции места, – начиная от преамбулы и завершая заключительными статьями, – все конституционно-правовые нормы обладают регулирующим значением и носят действующий характер, что обусловлено двумя обстоятельствами: 1) действие Конституции Российской Федерации не находится в зависимости от ее нарушения; 2) ни конституционная доктрина, ни практика не знают никакого объективного критерия разграничения "основных" и "неосновных" разделов Конституции; будучи составными элементами, частями единой системы – Основного Закона, все они в равной мере являются основными.
Н.А. Михалева представляет достаточно интересную позицию, которая заключается в том, что основные черты и юридические свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик конституции она отнесла: легитимность, итоговый характер предписаний, перспективность, преемственность, реальность, верховенство, стабильность. Однако, такой подход кажется слишком обобщенным. Полагаем, что только юридические свойства Конституции способны отразить ее особое место в системе права1.
Информация о работе Правовая охрана Конституции Российской Федерации