Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:16, курсовая работа
Цель работы - изучение правовой охраны Конституции Российской Федерации. Поставленная цель предполагает достижение ряда задач:
1. Дать понятие, рассмотреть задачи правовой охраны Конституции РФ.
2. Изучить субъекты и формы правовой охраны Конституции РФ.
3. Проанализировать вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России.
Введение................................................................................................................2-3
Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции.............................4-6
Глава 2. Субъекты и формы правовой охраны Конституции Российской Федерации................................................................................................................6
2.1 Значение института президентства в правовой охране Конституции РФ..........................................................................................................................6-8
2.2 Роль судебной системы в правовой охране Конституции РФ.................8-11
2.3 Прокурорский надзор как форма правовой охраны Конституции РФ.11-15
2.4 Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе охраны Конституции Российской Федерации................................15-16
2.5 Самоохрана Конституции.........................................................................16-21
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ..............................................................................................21-25
Глава 3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России...............................................................................................25-30
Заключение............................................................................................................30
Литература …....................................................................................................31-32
С точки зрения Ю.Л. Шульженко, свойства конституции, которые имеют универсальный и всеобъемлющий характер можно определить как верховенство и высшую нормативную юридическую силу основного закона – эти свойства характеризуют главенствующее, особое место и роль конституции во всех сферах общественной жизни. Однако ученый подчеркивает, что при этом следует иметь в виду два важных момента:
структурных элементов. В особенности это касается политической системы государственного управления.
2) высшая нормативная,
юридическая сила конституции
характеризует позицию данного
документа главным образом
Е.И. Колюшин к числу основных юридических свойств (черт) конституции относит: учредительный характер, верховенство в системе источников права, базовый характер, стабильность, итоговый характер (который означает, что конституция должна закреплять и регулировать существующие общественные отношения, то, что реально есть в обществе. Если же этого не происходит, то в конституции превалируют программные положения, т.е. указание на тенденции и цели развития), наличие программных положений. Некоторые положения Конституции РФ рассчитаны были с самого начала на перспективу, однако это не означает, что действующий Основной Закон не имеет итогового характера, который отразился в закреплении фундаментальных прав и свобод человека, принципов демократии, особенностях федеративного устройства России.
О.Е. Кутафин, полагает, что роль Конституции
РФ как основного источника
относятся к одной
отрасли права – к
Ю.А. Тихомиров в своей работе "Коллизионное право", выделяет следующие основные черты конституции: она занимает ведущее место в правовой системе, в отраслях законодательства; обладает высшей юридической силой; выступает мощным правообразующим фактором как в смысле прямого действия ее норм, так и благодаря нормативно-ориентирующему воздействию на процесс законотворчества; служит главным нормативно-правовым критерием толкования и применения всех юридических актов, совершения юридических действий.
По мнению В.В. Невинского: "юридические свойства составляют формальную основу социально-политической сущности конституции, раскрывают природу конституции как основного закона общества и государства, определяют ориентиры развития системы права. Обновление доктрины конституционализма, ролевого назначения и содержания пятой российской Конституции сопровождалось наполнением новым смыслом ранее выделяемых свойств (верховенство, высшая юридическая сила, учредительный и базовый характер, стабильность) и обоснованием дополнительно признанных свойств (прямое действие норм Конституции и специализированная охрана Конституции Конституционным Судом РФ)".
Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин выделяют юридические, политические и идеологические "основные черты" или "свойства" конституции. К первым они относят: характер конституции как основного закона, ее высшую юридическую силу, усложненный порядок принятия и изменения, а также
связанную с ними стабильность. Однако они отмечают, что у этих характеристик есть исключения. В мусульманских странах над конституциями стоит Коран (законы, противоречащие ему, не действуют независимо от того, соответствуют они конституции или нет), в Великобритании все законы парламента независимо от того, считаются они законами или нет, входящими в понятие конституции, равны по своей юридической силе, порядку принятия и изменения.
С.А. Авакьян, характеризуя конституцию как нормативный акт – закон, обращает внимание на некоторые особенности ее норм:
1) все нормы конституций – правовые, т.е. они имеют все черты, характерные вообще для норм права, - содержат правила поведения субъектов права, общеобязательны, рассчитаны на многократное применение и т.д.
2) большинству норм конституции
свойственна высокая степень
обобщенности, чаще всего это
основополагающее
3) Конституция имеет прямое
4) для остального
С точки зрения Е.И. Козловой конституцию от других правовых актов отличают следующие черты: особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается; учредительный, первичный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет1. И, кроме выше изложенного, особые юридические свойства, которые выражаются "в верховенстве конституции; ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции,
внесения в нее поправок". Н.В. Витрук придерживается иной позиции: два последних "свойства" являются отличительными чертами Конституции, признаками в сравнении с иными нормативными актами, а не ее правовыми свойствами. По его мнению, правовые свойства конституции устанавливаются ее собственными нормами (установлениями). К ним он относит верховенство и высшую юридическую силу. Однако, исходя из его концепции, странным кажется "упущение" прямого действия Конституции, закрепленного в ней (ч.1 ст.15).
Таким образом, Конституция Российской Федерации – это Основной Закон государства и общества, закрепляющий основополагающие общественные отношения, основы правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, организацию государственной власти и местного самоуправлении; Конституция – это ведущий элемент действующего права Российской Федерации. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации это и политико-юридический акт, закрепивший определенные ценности государства и общества, имеющий программный характер.
Юридические свойства Конституции – это ее сущностные характеристики как Основного Закона. К ним относятся: нормативность всех предписаний, высшая юридическая сила, верховенство, прямое действие, стабильность и самодостаточность.
2.6 Конституционная ответственность как средство правовой охраны Конституции РФ
Ретроспективная конституционная ответственность занимает "финальное" место в механизме охраны Конституции Российской Федерации, что обусловлено восстановительным характером значительной части конституционно-правовых санкций. Применение мер конституционной ответственности возможно в том случае, если осуществление Президентом
Российской Федерации полномочий как гаранта Конституции, а также судебный конституционный контроль или конституционный надзор не привели к восстановлению нарушенных норм Конституции. Роль конституционной ответственности обусловливается особым характером конституционно-правовых санкций - они направлены не только на наказание виновных, но и на восстановление нарушенных конституционных норм.
По вопросу существования
конституционной
Вышеуказанный автор предлагает ограничить
политическую ответственность: "отсутствие
четких юридических оснований в
каждом конкретном случае для привлечения
того или иного субъекта к конституционной
ответственности
Н.М.Колосова полагает, что основанием
для наступления
В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т. Шон напротив считает, что определить точный перечень оснований конституционной ответственности невозможно.
По кругу субъектов
Круг субъектов конституционной ответственности, называемый Н.М.Колосовой значительно шире. Это органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица, депутаты, физические лица. Кроме того, автор причисляет к субъектам конституционной ответственности государство в целом, обосновывая свое утверждение тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ обязано возместить пострадавшему лицу вред, причиненный незаконными действиями (или бездействиями) органами государственной власти и должностных лиц.
Исходя из того, что конституционная
ответственность - самостоятельный
вид юридической
Н.М.Колосовой описаны
"1. Досрочное лишение (изменение)
конституционного статуса
Конституции РФ), приостановление действия актов органов власти субъектов РФ (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).
3. Ограничение (лишение) специального статуса физического лица. Так, часть 1 статьи 56 Конституции РФ ограничивает права и свободы граждан в условиях чрезвычайного положения."
Юридическая ответственность представляет собой дополнительные (так называемые штрафные) санкции, которые правонарушитель несет помимо обязанности восстановить положение, существовавшее до совершения правонарушения (возместить вред)1. В этой связи нельзя не согласиться с Д.Т. Шоном, который "не относит отмену незаконных актов к санкциям конституционной ответственности, так как нет ограничений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал."
Полагаю, что для охраны Конституции
РФ наличие такого правового института
как конституционная
Глава 3. Вопросы правовой охраны конституции РФ на современном этапе развития России
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Информация о работе Правовая охрана Конституции Российской Федерации