Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:42, курсовая работа
Либерализация партийного законодательства 2012 г. привела к активному росту числа политических партий в России. Учитывая установленные в законодательстве условия участия в выборах и правила работы фракций в законодательных (представительных) органах, у вновь созданных политических партий может возникнуть желание к объединению, к реализации их права на вступление в союзы (ассоциации). В основе реализации этого права лежит институт соглашений политических партий. Поэтому предложенные автором доктринальные подходы к их пониманию и практические рекомендации к правовому регулированию могут быть востребованы в законодательстве и правоприменительной практике. В этом заключается теоретическая и практическая значимость настоящего исследования.
СИЕЙ» и «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ», то можно сделать вывод, что «СПРАВЕДЛИВАЯ
РОССИЯ» берет на себя обязательство поддерживать законопроекты, инициированные
депутатами Государственной Думы, являющимися членами фракции «ЕДИНОЙ РОС-
СИИ». Но одновременно у «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ» существует обязанность поддер-
живать стратегический курс Президента и Председателя Правительства РФ. Поэтому
представляется верным следующее толкование п.1 рассматриваемого Соглашения:
Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» обязана поддерживать законода-
тельные инициативы по вопросам внешней политики, национальной безопасности,
основ конституционного строя и т.д., выдвигаемые парламентской фракцией «ЕДИНАЯ
РОССИЯ», Президентом РФ и Правительством РФ. Однако аналогичной обязанности по
поддержке законодательных инициатив у «ЕДИНОЙ РОССИИ», как и у Президента и
Правительства, нет. Отсутствует упоминание и о разработке и внесении совместных
законопроектов, хотя, быть может, такие шаги охватываются понятием «коалицион-
ные действия». Существуют ли у «ЕДИНОЙ РОССИИ» как у стороны Соглашения вооб-
16 См.: Есть такие партии! 2011/2012: Путеводитель избирателя / Г. Белонучкин, П. Лаврентьев, В. Прибыловский. М.: РОО Центр «Панорама», 2012. С. 121–122.
ще какие-либо встречные обязательства по отношению к «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ»?
Представляется, исходя из п.2 и п.3 Соглашения, что у «ЕДИНОЙ РОССИИ» присутству-
ет обязательство по обеспечению своего рода «иммунитета» С.М. Миронова на посту
председателя верхней палаты парламента. Справедливости ради заметим, что послед-
ний в мае 2011 г. был отозван с должности члена Совета Федерации депутатами Законо-
дательного Собрания Санкт-Петербурга
17. В связи с этим сложно судить о статусе этого
Соглашения – в тексте не указаны сроки действия Соглашения, а также основания, по
которым оно может быть расторгнуто.
Приведенное выше Соглашение нельзя назвать коалиционным. Тем не менее та-
кие соглашения должны быть предметом исследования, в том числе и сравнительного
анализа. Это позволит понять их природу и специфику, а зарубежный опыт может ока-
заться полезным для российских политических партий, хотя бы в плане повышения де-
тализации, а также содержательной стороны подобных политико-правовых договоров.
Третьей разновидностью соглашений политических партий являются соглашения
о недопущении «грязных» избирательных технологий. Как было отмечено на сайте
Центральной избирательной комиссии РФ, важным элементом саморегулирования
участников избирательных кампаний в Российской Федерации стала практика заклю-
чения накануне выборов общественных договоров, соглашений «За честные выборы»:
«создание таких документов, являющихся своеобразными «кодексами поведения» по-
литических партий на выборах, свидетельствует о повышении электорально-правовой
культуры и продолжающемся прогрессивном развитии гражданского общества в
России»
18. В качестве примера можно привести соглашение «За политическую куль-
туру на выборах», подписанное региональными отделениями политических партий в
Ленинградской области осенью 2007 г. Партии-участники взяли на себя обязательства
отказаться от использования недостойных и незаконных методов ведения предвыбор-
ной агитации и любых форм
манипулирования сознанием
массовые выбросы компромата, распространение непроверенных и бездоказательных
данных о конкурентах, подкуп избирателей. Партии в период агитационной кампании
при общении с избирателями обязались быть честными и открытыми, исполнять обе-
щанное, опираясь на реальные возможности, не препятствовать свободному волеизъ-
явлению граждан, высказыванию ими своего мнения. В споре с конкурентами партии
обязались помнить, что политика — не борьба на уничтожение противника, а состя-
зание, в котором побеждает здравый смысл. Участники соглашения поставили перед
собой цели – объективно оценивать программы кандидата, его деятельности, призвали
СМИ при освещении выборов быть честными и объективными, действовать взвешенно
и беспристрастно: не допускать
дискриминации в отношении
ного объединения или кандидата
19.
Наконец, четвертый тип соглашений политических партий – соглашения, сторона-
ми которых являются политические партии и некоммерческие организации, их ассоци-
ации и союзы, а также союзы и ассоциации коммерческих организаций. Так, в Соглаше-
нии о сотрудничестве и взаимодействии между партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Союзом
потребителей Российской Федерации, заключенном 22 ноября 2006 г., указывается, что
17 URL: http://www.assembly.spb.ru/
18 URL:http://www.cikrf.ru/
19 URL: http://www.golos.org/news/1328
его предметом является установление основ сотрудничества и взаимодействия партии
и Союза в реализации программных целей в области развития потребительского рынка
и защиты прав потребителей Российской Федерации
20. В тексте Соглашения достаточно
много общих формулировок, декларативных положений, что вообще весьма характер-
но для подобного рода документов – «Партия и Союз поддерживают и организуют со-
вместно подготовленные программы, проекты и мероприятия», «в процессе осущест-
вления совместных целей Стороны будут строить свои взаимоотношения на основе
равенства, честного партнерства и защиты интересов друг друга» и т.д.21. По нашему мнению, заслуживают внимания следующие положения данного Соглашения.Согласно п. 2.2.3 Соглашения «ЕДИНАЯ РОССИЯ» обязуется содействовать Союзу, представляя его интересы по взаимосогласованным вопросам через своих представи-телей в органах государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, создается канал продвижения частных интересов через публично-властные органы.
Соглашение предусматривает, что по его предмету могут заключаться конкретные до-говоры (п. 4.2). Таким образом, Стороны могут, например, определить, какие формы представления интересов наиболее эффективны (поддержка законопроектов, консуль-тации, рабочие группы и т.п.).
В п. 3.1–3.2 Соглашения указано, что оно носит бессрочный характер, а также о возможности его изменения или прекращения. Можно предположить, какие факторы могут повлечь за собой прекращение договора: ликвидация партии либо обществен-ного объединения, серьезные разногласия между участниками (например, Союз по-требителей перестает поддерживать идеологию «ЕДИНОЙ РОССИИ»), систематическое невыполнение условий соглашения (отказ в поддержке партией законопроектов, вы-ражающих интересы Союза потребителей, или же, наоборот, нарушение общественной организацией порядка использования партийной символики – п. 2.3.4) или же, скажем так, утрата целесообразности дальнейших договорных отношений.
Правовое регулирование соглашений политических партий.
Контроль за их заключением и реализацией
Как уже отмечалось, институт соглашений политических партий, точнее, один из
видов таких соглашений – соглашение о выдвижении совместного списка кандидатов
между политической партией и общественным объединением на муниципальных вы-
борах – получил свое отражение в российском законодательстве. Более того, законода-
тельное закрепление в Федеральном законе о политических партиях получило и само
право политических партий на заключение соглашений – в п.1 ст. 26 ФЗ указано, что
политические партии могут
создавать объединения и союзы
с другими политическими
Внесенные весной 2012 г. в законодательство о политических партиях поправки
о либерализации требований к созданию политических партий позволяют прогно-зировать, что соглашения политических партий приобретут большую актуальность22.
Подобное изменение может
привести к достаточно интенсивному
росту числа зареги-
20 URL: http://www.potrebitel.net/
21 Там же.
22 Федеральным законом
от 2 апреля 2012 г. №28-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон
«О политических партиях» были
снижены требования к
23 Послание Президента
Российской Федерации
В случае возвращения избирательным блокам права участвовать в выборах феде-рального и регионального уровня предлагается прежде всего ввести в Федеральный за-кон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» новое определение избирательного блока. Избира-тельный блок – это союз двух или более политических партий и иных общественных объединений, участвующих в выборах, в целях формирования и выдвижения совмест-ного списка кандидатов на выборах представительных органов местного самоуправ-ления, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, депутатов В случае возвращения избирательным блокам права участвовать в выборах феде-рального и регионального уровня предлагается прежде всего ввести в Федеральный за-кон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» новое определение избирательного блока. Избира-тельный блок – это союз двух или более политических партий и иных общественных объединений, участвующих в выборах, в целях формирования и выдвижения совмест-ного списка кандидатов на выборах представительных органов местного самоуправ-ления, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, депутатов Государственной Думы. Таким образом, и за союзом политической партии и обществен-
ного объединения на муниципальных выборах признается статус избирательного бло-
ка. В свою очередь, при введении законодательного регулирования института соглаше-
ний политических партий на федеральном и региональном уровнях нужно закрепить,
какие положения должны обязательно присутствовать в соглашениях о формировании
избирательного блока и о выдвижении совместного списка – порядок формирования
и функционирования руководящего органа избирательного блока; порядок принятия
партиями-участницами блока совместных решений; порядок выдвижения и согласо-
вания кандидатур, выдвигаемых партиями-участницами для включения в совместный
список, и способы разрешения возникающих при этом разногласий и т.д.
Наконец необходимо решить вопрос о возможном регулировании и механизмах
решения споров, связанных с заключением и исполнением соглашений политических
партий. Закрепление элементов содержания соглашения между политическими парти-
ями в законодательстве позволяет их сторонам апеллировать к судебным органам при
возникновении разногласий или неисполнении (ненадлежащем исполнении) своих
обязательств. Более того, как уже отмечалось выше, в зарубежной доктрине признается
необходимость судебной проверки соглашений политических партий.
Если у партии существует обязанность включить кандидатуры, выдвинутые обще-
ственным объединением, то у последнего возникает соответствующее право. Это право
может быть нарушено в части либо тех оснований, по которым кандидатам отказано во
включении в список, либо в части процедуры принятия решений по данному вопросу.
Впрочем, при разработке самого соглашения может быть сделана оговорка о том, что
такая процедура осуществляется в соответствии с требованиями устава партии.
Таким образом, если спор об отказе во включении в избирательный список тех или
иных кандидатов рассматривается в судебном порядке, то оценке судом подлежат, во-
первых, те основания, на которых партия вправе отказать во включении в список, во-
вторых, их интерпретация сторонами соглашения при осуществлении указанной про-
цедуры. Здесь возможны следующие варианты. Стороны при разработке соглашения,
прежде всего, могут прямо ссылаться на нормы соответствующего законодательства
или «копировать» их при установлении критериев, на основе которых возможен отказ
во включении в список кандидатов от общественного объединения. В этом случае, ско-
рее всего, заявитель (общественное объединение) будет обжаловать либо процедуру,
либо неверное, с его точки зрения, истолкование законодательных положений уполно-