Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:42, курсовая работа
Либерализация партийного законодательства 2012 г. привела к активному росту числа политических партий в России. Учитывая установленные в законодательстве условия участия в выборах и правила работы фракций в законодательных (представительных) органах, у вновь созданных политических партий может возникнуть желание к объединению, к реализации их права на вступление в союзы (ассоциации). В основе реализации этого права лежит институт соглашений политических партий. Поэтому предложенные автором доктринальные подходы к их пониманию и практические рекомендации к правовому регулированию могут быть востребованы в законодательстве и правоприменительной практике. В этом заключается теоретическая и практическая значимость настоящего исследования.
моченными органами политической партии. Если же партия и общественное объеди-
нение выработали критерии самостоятельно, то суду необходимо проверить их на со-
ответствие законодательству, причем независимо от того, просит ли об этом заявитель.
Наконец при наличии в соглашении положения о том, что требования к процедуре
рассмотрения вопроса о включении кандидатов в предвыборный список закреплены в
уставе политической партии, дело о неисполнении соглашения между партией и обще-
ственным объединением, по сути, превращается в спор о возможном нарушении по-
литической партией своего же устава.
Спор, вытекающий из соглашения между политической партией и общественным
объединением о создании
предвыборного союза и
кандидатов подлежит рассмотрению в суде. Причем, исходя из норм ст. 24 и гл. 26 «Про-
изводство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, данное дело подлежит рассмотрению соответствующим районным судом.
Поскольку политические партии сначала заключают соглашение о создании изби-
рательного блока, а затем на основе тех правил, которые закреплены в данном согла-
шении, выдвигают и согласуют кандидатуры для включения их в совместный список
кандидатов, то и на федеральном и региональном уровнях, в случае возвращения ин-
ститута избирательных блоков в поле правового регулирования, могут возникать по-
добные споры. В свою очередь, эти споры должны разрешать верховные суды субъектов
РФ и Верховный Суд Российской Федерации.
Аналогично споры между политическими партиями и коммерческими и неком-
мерческими организациями о нарушении обязательств, закрепленных в соглашениях
между ними, также подлежат разрешению в суде. Как указывалось выше, предмет этих
соглашений лежит в сфере публичных интересов, следовательно, рассмотрение таких
споров должно осуществляться по правилам, предусмотренным для дел, возникающих
из публичных правоотношений.
Поскольку положения соглашений политических партий третьего типа – соглаше-
ний «За честные выборы» – имеют отсылки к законодательству о выборах, а конкретно к
нормам, регулирующим вопросы предвыборной агитации, то представляется верным,
что споры, возникающие в связи с нарушением данным соглашений их участниками,
должны рассматриваться в рамках дел о нарушении избирательных прав граждан, в
частности, о нарушении правил предвыборной агитации.
Заключение
Соглашения политических партий представляют собой вид публично-правовых до-
говоров в конституционном праве. Отдельные элементы этих соглашений, порядок их
заключения и реализации могут быть юридизированы. В свете либерализации требо-
ваний к численности и процедуре регистрации политических партий, имевшей место
весной 2012 г., очевидно, можно прогнозировать значительный рост количества поли-
тических партий, как следствие, развитие института избирательных блоков, а также по-
явление коалиций в Государственной Думе. В связи с этим было бы актуальным:
во-первых, закрепить определение избирательного блока в федеральном законо-
дательстве;
во-вторых, необходимо зафиксировать
некоторые специфические
са блоков. В частности, установить, что в соглашениях об образовании такого рода сою-
зов политических партий должны быть указаны механизмы разрешения споров между
участниками, процедуры, связанные с исполнением соглашения (например, процедура
принятия решения по выдвижению совместного списка кандидатов на выборах соот-
ветствующего уровня), права и обязанности участников соглашения;
в-третьих, предлагается законодательно закрепить обязанность политических
партий и избирательных комиссий по официальному опубликованию таких согла-
шений. При этом в законодательстве могли бы быть установлены полномочия изби-
рательных комиссий соответствующего уровня по проверке соглашений о создании
избирательных блоков и выдвижении совместных списков кандидатов на предмет со-
ответствия действующем законодательству; полномочия судов общей юрисдикции по
разрешению споров, связанных с заключением и исполнением соглашений политиче-
ских партий.