Правовая природа соглашений политических партий и контроль за их заключением и реализацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Либерализация партийного законодательства 2012 г. привела к активному росту числа политических партий в России. Учитывая установленные в законодательстве условия участия в выборах и правила работы фракций в законодательных (представительных) органах, у вновь созданных политических партий может возникнуть желание к объединению, к реализации их права на вступление в союзы (ассоциации). В основе реализации этого права лежит институт соглашений политических партий. Поэтому предложенные автором доктринальные подходы к их пониманию и практические рекомендации к правовому регулированию могут быть востребованы в законодательстве и правоприменительной практике. В этом заключается теоретическая и практическая значимость настоящего исследования.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА СОГЛАШЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ.docx

— 51.36 Кб (Скачать файл)

моченными органами политической партии. Если же партия и общественное объеди-

нение выработали критерии самостоятельно, то суду необходимо проверить их на со-

ответствие законодательству, причем независимо от того, просит ли об этом заявитель.

Наконец при наличии в  соглашении положения о том, что  требования к процедуре 

рассмотрения вопроса  о включении кандидатов в предвыборный список закреплены в

уставе политической партии, дело о неисполнении соглашения между партией и обще-

ственным объединением, по сути, превращается в спор о возможном нарушении по-

литической партией своего же устава.

Спор, вытекающий из соглашения между политической партией и  общественным

объединением о создании предвыборного союза и формировании совместного списка

кандидатов подлежит рассмотрению в суде. Причем, исходя из норм ст. 24 и гл. 26 «Про-

изводство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации» Гражданского процессуального кодекса  Российской

Федерации, данное дело подлежит рассмотрению соответствующим районным судом.

Поскольку политические партии сначала заключают соглашение о  создании изби-

рательного блока, а затем на основе тех правил, которые закреплены в данном согла-

шении, выдвигают и согласуют кандидатуры для включения их в совместный список

кандидатов, то и на федеральном  и региональном уровнях, в случае возвращения ин-

ститута избирательных блоков в поле правового регулирования, могут возникать по-

добные споры. В свою очередь, эти споры должны разрешать верховные суды субъектов

РФ и Верховный Суд  Российской Федерации.

Аналогично споры между  политическими партиями и коммерческими  и неком-

мерческими организациями о нарушении обязательств, закрепленных в соглашениях

между ними, также подлежат разрешению в суде. Как указывалось  выше, предмет этих

соглашений лежит в  сфере публичных интересов, следовательно, рассмотрение таких 

споров должно осуществляться по правилам, предусмотренным для  дел, возникающих 

из публичных правоотношений.

Поскольку положения соглашений политических партий третьего типа –  соглаше-

ний «За честные выборы» – имеют отсылки к законодательству о выборах, а конкретно к

нормам, регулирующим вопросы  предвыборной агитации, то представляется верным,

что споры, возникающие в  связи с нарушением данным соглашений их участниками,

должны рассматриваться  в рамках дел о нарушении избирательных  прав граждан, в

частности, о нарушении  правил предвыборной агитации.

Заключение

Соглашения политических партий представляют собой вид публично-правовых до-

говоров в конституционном  праве. Отдельные элементы этих соглашений, порядок их

заключения и реализации могут быть юридизированы. В свете либерализации требо-

ваний к численности и процедуре регистрации политических партий, имевшей место

весной 2012 г., очевидно, можно  прогнозировать значительный рост количества поли-

тических партий, как следствие, развитие института избирательных блоков, а также по-

явление коалиций в Государственной  Думе. В связи с этим было бы актуальным:

во-первых, закрепить определение  избирательного блока в федеральном законо-

дательстве;

во-вторых, необходимо зафиксировать  некоторые специфические элементы стату-

са блоков. В частности, установить, что в соглашениях об образовании такого рода сою-

зов политических партий должны быть указаны механизмы разрешения споров между

участниками, процедуры, связанные  с исполнением соглашения (например, процедура 

принятия решения по выдвижению совместного списка кандидатов на выборах  соот-

ветствующего уровня), права и обязанности участников соглашения;

в-третьих,  предлагается  законодательно  закрепить  обязанность  политических

партий и избирательных  комиссий по официальному опубликованию  таких согла-

шений. При этом в законодательстве могли бы быть установлены полномочия изби-

рательных комиссий соответствующего уровня по проверке соглашений о создании

избирательных блоков и выдвижении совместных списков кандидатов на предмет  со-

ответствия действующем законодательству; полномочия судов общей юрисдикции по

разрешению споров, связанных  с заключением и исполнением  соглашений политиче-

ских партий.


Информация о работе Правовая природа соглашений политических партий и контроль за их заключением и реализацией