Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество.

Содержание работы

Понятие и признаки правового государства
Правовой статус Российской Конституции 1993 года. Фундаментальные принципы Российской Конституции.
Принципы частного права
Государство как участник гражданского оборота
Формы собственности. Понятие и виды общей собственности
Права и обязанности родителей
Понятие и виды рабочего времени.
Понятие и цели административной ответственности. Особенности административной ответственности.
Права и обязанности граждан, связанные с экологией.
Допуск граждан к государственной тайне. Ответственность за разглашение государственной тайны.
Тестовые задания
Задача
Список литературы

Файлы: 1 файл

конт. раб по правоведению 6 вариант.docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

План

 

  1. Понятие и признаки правового государства
  2. Правовой статус Российской Конституции 1993 года. Фундаментальные принципы Российской Конституции.
  3. Принципы частного права
  4. Государство как участник гражданского оборота
  5. Формы собственности. Понятие и виды общей собственности
  6. Права и обязанности родителей
  7. Понятие и виды рабочего времени.
  8. Понятие и цели административной ответственности. Особенности административной ответственности.
  9. Права и обязанности граждан, связанные с экологией.
  10. Допуск граждан к государственной тайне. Ответственность за разглашение государственной тайны.
  11. Тестовые задания
  12. Задача
  13. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и признаки правового государства

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

 Признаки правового государства:

1. Верховенство  закона во всех сферах жизни  общества.

2. Деятельность  органов правового государства  базируется на принципе разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная  ответственность личности и государства.

4. Реальность  прав и свобод гражданина, их  правовая и социальная защищенность.

5. Политический  и идеологический плюрализм, заключающийся  в свободном функционировании  различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических  концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность  законности и правопорядка в  обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление  правового нигилизма в массовом  сознании;

- выработка  высокой политико-правовой грамотности;

- появление  действенной способности противостоять  произволу;

- разграничение  партийных и государственных  функций;

- установление  парламентской системы управления  государством;

- торжество  политико-правового плюрализма;

- выработка  нового правового мышления и  правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия демагогически-популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему  присуща государственная власть  как средство проведения внутренней  и внешней политики.

2. Оно  представляет собой политическую  организацию общества, основанную  на соответствующем социально-экономическом  базисе общества.

3. Располагает  специальным государственным механизмом.

4. Обладает  определенной административно-территориальной  организацией на своей территории.

5. Существует  благодаря налогам и другим  сборам.

6. Обладает  государственным суверенитетом.

 

  1. Правовой статус Российской Конституции 1993 года. Фундаментальные принципы Российской Конституции.

В мае 1993 г проект конституции, одобренный верховным советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина, однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.

12 мая 1993 г. Президент  РФ издал указ № 669 «О мерах  по завершению подготовки новой  Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения  подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось  Конституционное совещание. Неделей  позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718) был  определен состав Конституционного  совещания. Оно включало представителей  федеральных органов государственной  власти Российской Федерации; органов  государственной власти республик  в составе РФ, краев, областей, автономной  области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга; местного  самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных  организаций, массовых движений  и религиозных концессий, товаропроизводителей  и предпринимателей.

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал характеристики Российского государства как социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов Российской Федерации – в Совете Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания, вызывавшие обоснованную критику проекта.

Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. В разработанной Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года проект был Совещанием одобрен.

Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Признаки Конституции РФ:

- учредительный  характер и особый предмет  регулирования;

- особый  порядок принятия: народом на  референдуме; парламентом; Конституционным (учредительным) Собранием или иным  органом или иным органом, специально  формируемым для этой цели;

- особые  юридические свойства: устанавливает  основные принципы устройства  общества и государства;

- закрепляет  признаваемые и охраняемые государством  права, свободы и обязанности  человека и гражданина;

- Конституция  РФ - ядро правовой системы;

- особая  правовая охрана;

- особый  порядок принятия, пересмотра и  внесения поправок и дополнений.

Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, и в первую очередь конституционного права.

В настоящее время в странах мира действуют 3 вида конституций, различающихся по их конструкции и структурным составляющим: консолидированные, неконсолидированные и комбинированные.

Консолидированные представляют собой единый документ (акт), принятый как основной закон государства (Конституция 1993 г., Конституция Польши 1997 г.). Поправки к ним либо непосредственно включаются в текст конституций путем замены определенных статей, либо в качестве дополнений прилагаются к конституционному тексту при сохранении прежнего, часть которого соответственно не действует, а действуют принятые поправки (Конституции США, в Индии сочетаются методы замены и дополнения отдельными приложениями).

Неконсолидированные состоят из нескольких законов, принятых в разное время, но по правилам принятия и изменения последних (Израиль, Франция). Комбинированные конституции состоят из законов (статутов), судебных прецедентов и конституционных обычаев (Великобритания, Новая Зеландия).

Выделяют 2 структуры нормативного правового документа: внешнюю и внутреннею.

Внешняя структура предполагает разделение всего текста документа на определенные единые комплексы (раздела, главы). Здесь в основу обобщения конституционных норм положено сходство предмета регулирования, т.е. связанность правовых норм положено сходство предмета регулирования, т.е. связанность правовых норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Выбор и обоснование порядка расположения тех или иных глав, статей конституции зависят от многих факторов: концепции объекта конституционного регулирования, которой руководствуются создатели основного закона, первичности и производности норм, их взаимозависимости.

Информация о работе Правовое государство