Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество.

Содержание работы

Понятие и признаки правового государства
Правовой статус Российской Конституции 1993 года. Фундаментальные принципы Российской Конституции.
Принципы частного права
Государство как участник гражданского оборота
Формы собственности. Понятие и виды общей собственности
Права и обязанности родителей
Понятие и виды рабочего времени.
Понятие и цели административной ответственности. Особенности административной ответственности.
Права и обязанности граждан, связанные с экологией.
Допуск граждан к государственной тайне. Ответственность за разглашение государственной тайны.
Тестовые задания
Задача
Список литературы

Файлы: 1 файл

конт. раб по правоведению 6 вариант.docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

Текст глав делится на статьи, редко на параграфы, статья делится на части с цифровой или буквенной нумерацией.

Внутренняя структура определяет логическую связь расположения предшествующих и последующих положений, она связана и с положением

Конституция 1993 г. включает преамбулу, 2 раздела: раздел первый состоит из 9 глав: 1) основы конституционного строя; 2) права и свободы человека и гражданина; 3) федеративное устройство; 4) Президент Российской Федерации; 5) федеральное собрание; 6) Правительство Российской Федерации; 7) судебная власть; 8) местное самоуправление; 9) конституционные поправки, и 137 статей, раздел второй содержит «Заключительные и переходные положения» и состоит из 9 пунктов.

Преамбула. При публикации текста Конституции в обозначении ее содержание преамбула не выделяется как отдельная часть ее часть. Впервые в нашей стране такой структурный элемент конституционного акта применен в Конституции ССР 1977 г., затем соответственно в Конституции РСФСР 1978 г.

Содержание преамбулы Конституции РФ 1993 г. отличается от предыдущих отсутствием односторонней идеологической направленности, классового подхода, отсутствием принципа преемственности с прежними Конституциями. Это обращение многонационального народа Росси по поводу принятия им Конституции и провозглашение основных идей, свидетельствующих о стремлении утвердить общедемократические, гуманистические ценности, гражданский мир и согласие, обеспечить благополучие и процветание народа, его равноправие и право на самоопределение. Подчеркивается сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности и принадлежность к мировому сообществу.

3 Принципы частного права.

Для международного частного права большую роль играет гуманизация международных отношений. В центре внимания всех государств - участников международного общения должны быть человек, его заботы, права и свободы.

Взаимозависимость государств находит свое выражение в расширении сотрудничества в самых различных сферах, в резко увеличившемся объеме общения, контактов между людьми независимо от их гражданства и места проживания.

В решении задач развития сотрудничества с различными странами важная роль принадлежит праву, правовым методам и средствам.

Специфика международного частного права состоит в том, что при сохранении различия в правовых системах государств именно международное частное право с помощью так называемых коллизионных норм призвано определить, право какого государства подлежит применению в соответствующих случаях. Принципы международного частного права должны отражать специфику регулирования именно в данной сфере. В число общих принципов международного частного права относятся следующие:

- Принцип национальной (внутригосударственной) юрисдикции частноправовых отношений с иностранным элементом.

- Принцип коллизионного регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом.

-Принцип безусловного применения иностранного законодательства в соответствии с коллизионной нормой.

- Принцип автономии воли сторон.

- Принцип однократного применения коллизионной нормы.

- Принцип приоритета нормы международно-правового договора перед нормой национального законодательства.

        - Принцип национальной (внутригосударственной) юрисдикции частноправовых отношений с иностранным элементом.

 

  1. Государство как участник гражданского оборота.

 

Опосредованное участие государства в гражданском обороте.

Государство   может   участвовать   в   гражданском    обороте    как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные   юридические   лица   в   организационно-правовых   формах, предусмотренных  действующим  гражданским   законодательством.   Остановимся вначале на последней форме участия государства в гражданском обороте.

Опосредованное  участие  государства  в  обороте  достигается   путем вступления в него созданных государством юридических  лиц,  действующих  как таковые, принимающих обязанности и приобретающих права для себя,  а  не  для государства. Речь идет о  юридических  лицах  таких  организационно-правовых форм,  как  государственные  и   муниципальные   унитарные   предприятия   и финансируемые собственником (в  нашем  случае  -  государством)  учреждения. Через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно  в  гражданском  обороте участвует и государство.

Действующее законодательство закрепляет принцип  раздельной  ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п. 3  ст.  56  ГК),  однако  у этого принципа есть немало исключений (см., напр. п. 5 ст.  115и  п.  2  ст.

120 ГК), связанных  в основном с  государством.  Именно  государство  в  ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц. Однако не только  в этих   исключениях   из   принципа   раздельной   ответственности    состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте.

Государство продолжает оставаться собственником  имущества,  на  базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле  стоит  за каждой их сделкой, пусть и совершенной ими от своего имени. В ряде  наиболее важных с точки зрения  государства  случаев  за  его  органами  закрепляются контрольные полномочия (согласование, одобрение, утверждение, контроль и  т. п.) в отношении таких юридических  лиц.  Сами  по  себе  эти  полномочия  не свидетельствуют  о  непосредственном  участии  государства   в   гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные  государством юридические лица), однако показывают, насколько оно близко к этому.

  Непосредственное участие государства  во  внутреннем  гражданском

обороте.

Оно осуществляется путем вступления в оборот органов  государственной власти, действующих при этом не как обособленные  юридические  лица,  а  как особые представители государства. Вполне  возможно,  что  государство  будет представлено органом, который является  одновременно  и  юридическим  лицом. Однако это последнее  качество  не  имеет  значения  для  данных  отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом  и  обязывает  именно его. Главное, что этот орган  действует  от  имени  государства  в  пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пп.  1 и 2 ст. 125 ГК).

Квалифицирующим признаком  участия  государства  в  обороте  не  может  быть действие такого государственного органа,  который  не  является  юридическим

лицом.  Здесь  главное  -  не  формальный  критерий  наличия  или  отсутствия   прав юридического  лица,  а  направленность  действий  государственного   органа, которые должны быть совершены от имени государства  в  пределах  компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в  гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона,  к которым  должна  применяться  глава  10  ГК.   При   любых   обстоятельствах государство   может   считаться   участвующим    в    гражданском    обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве  содержится  полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства,  тем самым связав его.

От  имени  государства   в   гражданском   обороте   могут   выступать   как

представительные,  так  и  исполнительные  органы  Российской  Федерации   - Федеральное  Собрание  РФ,  Президент  РФ,  Правительство  РФ,  Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Мингосимущество РФ и др., а  также соответствующие им органы государственных  и  муниципальных  образований.  В

случаях  и  в   порядке,   предусмотренных   законодательством,   от   имени государства по его специальному  поручению  могут  выступать  любые  лица  - государственные  органы,  органы  местного  самоуправления,  юридические   и физические лица (п. 3 ст. 125 ГК). Например, интересы государства в  органах управления акционерных  обществ  (хозяйственных  товариществ),  часть  акций (доли,  вклады)  которых  закреплена  в  федеральной  собственности,   могут представлять  физические  лица,  заключившие  соответствующие  договоры   на представление этих интересов.

 

  1. Формы собственности. Понятие и виды общей собственности.

Общая собственность характеризуется множественностью субъектов и единством объекта. Она оформляет отношения по принадлежности имущества (вещи) одновременно нескольким лицам — субъектам отношений собственности (сособственникам). Отношения общей собственности могут возникать между любыми субъектами права собственности (физическими и юридическими лицами, государственными и муниципальными образованиями), причем в любых сочетаниях. Субъекты общей собственности, как и любой собственник, по своему усмотрению владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществом. Но правомочия владения, пользования и распоряжения данным имуществом они осуществляют сообща, совместно.

Право общей собственности в объективном смысле — совокупность правовых норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих принадлежность составляющего единое целое имущества одновременно двум и более лицам. Право общей собственности в субъективном смысле — право двух или более лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое

Закон закрепляет два вида общей собственности: долевую и совместную (п. 2 ст. 244 ГК). Общая собственность именуется долевой тогда, когда каждому из ее участников  принадлежит определенная доля. В общей совместной собственности доли ее участников заранее не определены, они фиксируются лишь при разделе совместной собственности или при выделе из нее. При этом доли как при долевой, так и при совместной собственности предполагаются равными, если иное не установлено законом или договором (п.2 ст.245; п.2 ст.259 ГК; ст.39 Семейного кодекса).

  1. Права и обязанности родителей.

Личные права и обязанности  возникают у родителей при рождении ребенка; основываются на его происхождении, удостоверенном в установленном законом порядке, и прекращаются по достижении совершеннолетия (возраста 18 лет), а также в случаях, предусмотренных законом. Наличие брака между родителями дает основание считать их отцом и матерью ребенка. Отсутствие брака между родителями порождает следующие последствия: установление отцовства в добровольном порядке и по суду.

Согласно Конституции РФ (ч.2 ст.38) забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс РФ конкретизирует эти права и обязанности. Право на воспитание ребенка – неотъемлемое личное право каждого родителя. Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом, например, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать жестокость, грубость, унижение человеческого достоинства ребенка, оскорбление или злоупотребление родительскими правами.

Воспитание и образование детей – не только право, но и обязанность родителей. Закон обязывает родителей обеспечить получение детьми основного общего образования, предоставляет им с учетом мнения детей право выбора образовательного учреждения и формы их обучения до получения детьми основного общего образования.

Чтобы должным образом лично воспитывать своих детей, необходимо, прежде всего, вместе с ними проживать. Вопрос о месте проживания ребенка разведенных родителей решается ими, при отсутствии соглашения между ними спор рассматривается в суде.

Поэтому родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Они могут обратиться в суд с иском о возврате несовершеннолетнего.

Семейный кодекс РФ (ст.66) закрепляет права и обязанности родителя, проживающего отдельно от ребенка. Этот родитель вправе участвовать в воспитании своих детей, их образования, общаться с ними. Родитель, который проживает с детьми не имеет права препятствовать ему в этом. При желании, в целях разрешения возникшего спора, родители могут заключить письменное соглашение о порядке осуществления их прав. Если же они не приходят к общему согласию, то спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию одного из родителей.

Кроме того, родитель, проживающий отдельно, имеет право на получение им  информации (сведений о состоянии здоровья, об учебе, поведении и т.д.) о своем ребенке из воспитательного, лечебного учреждения, школ, интернатов, больниц. Отказ в ней возможен, только если получение информации реально угрожает жизни и здоровью ребенка, в противном случае отказ в предоставлении такой информации может быть обжалован в судебном порядке. Семейный кодекс регулирует и родительские права и обязанности несовершеннолетних родителей, т.е. не достигших 18 лет, в случае рождения у них ребенка. Закон, в порядке исключения, при наличии уважительных причин, с согласия органов местного самоуправления, допускает вступление в брак по достижении 16 лет, и в этом случае несовершеннолетние родители вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если же несовершеннолетним родителям еще не исполнилось 16 лет, их ребенку может быть назначен опекун, который будет совместно с ними осуществлять его воспитание. Одним из личных прав и обязанностей родителей (опекунов, усыновителей) является защита прав и интересов своих детей. Родители в силу прямого указания закона являются законными представителями своих детей и в случае необходимости могут выступать от их имени в суде и других соответствующих учреждениях. Родители, как правило, должным образом воспитывают своих детей. Если же один из них или оба уклоняются от исполнения своих обязанностей и злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, вредно влияют на них своим аморальным поведением, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, то другой родитель, близкие родственники, органы опеки и попечительства, органы и учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, а также прокурор вправе прибегнуть к способам защиты прав и интересов детей, предъявить в суд иск об ограничении родительских прав, об изъятии ребенка, о лишении родительских прав.

Информация о работе Правовое государство