Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:31, курсовая работа
Законодательство по защите прав потребителя пришло к нам вместе с рыночными реформами. Но в тоже время, кто бы поверил, что такое законодательство вправду может защитить потребителя. В нынешнее время дело обстоит совсем по-другому. Выигрываются десятки тысяч дел в защиту прав потребителя. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявления сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное – это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать.
1. Введение………………………………………………………………....3
2. Законодательство по защите прав потребителя…………………....4
3. Понятие договора розничной купли-продажи и сфера при-
менения …………………………………………………………………6
4. Порядок заключения и форма договора купли-продажи…………….9
5.Права потребителя при приобретении товара ненадле-
жащего качества………………………………………………………..11
а) право требовать возмещения расходов на исправление
недостатков потребителем или третьим лицом
б) соразмерное уменьшение покупной цены
в) замена товара на товар аналогичной марки (модели,
артикула)
6. Кто защищает потребителя?.................................................................20
7. Право потребителя на судебную защиту……………………….….23
8. Заключение……………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………….….28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал Тюм. ГУв г. Новый Уренгой
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «Правовое обеспечение защиты прав покупателя при заключении
розничной купли – продажи»
ПРЕДМЕТ: «Гражданское право»
1. Введение…………………………………………………………
2. Законодательство по защите прав потребителя…………………....4
3. Понятие договора розничной купли-продажи и сфера при-
менения …………………………………………………………
4. Порядок заключения
и форма договора купли-
5.Права потребителя при приобретении товара ненадле-
жащего качества……………………………………………………….
а) право требовать возмещения расходов на исправление
недостатков потребителем или третьим лицом
б) соразмерное уменьшение покупной цены
в) замена товара на товар аналогичной марки (модели,
артикула)
6. Кто защищает потребителя?..................
7. Право потребителя на судебную защиту……………………….….23
8. Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….….28
1. Введение.
Розничная купля-продажа – самый распространенный вид договора купли-продажи. Ежедневно в мире совершаются миллиарды таких сделок, которые в своей совокупности образуют розничный торговый оборот. На своем пути к потребителю товары обычно проходят целый ряд этапов (закупка сырья, производство, распределение в порядке оптовой торговли), опосредуемых различными правовыми формами. Но в конечном счете именно обслуживание потребностей населения – главная цель всей экономики.
Вся наша жизнь, с чем бы мы не сталкивались, всегда связана, в основном, с правом. Сами того не осознавая, мы вступаем в различные правоотношения обыденные для нас – это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли-продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт – пользуемся коммунальными услугами. А с экрана телевизора нам рекламируют товары в яркой упаковке, а на деле пытаются вручить за большие деньги низкокачественную вещь. Да и в жизни мы, порой не можем решить простой казалось бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок. Все выше приведенное объединяет Закон «О защите прав потребителя». Говоря об этой теме, я не ошибусь сказав, что она остается в наше время весьма актуальной. Ведь прошло много лет с того момента, когда наша экономика перешла на рельсы рыночных отношений, открыв свободу частному сектору. Этот переход не был безболезненным, он сопровождался экономическими кризисами, что приводило к росту инфляции, спаду производства. Спад производства привел к наводнению рынка товарами ненадлежащего качества. Чтобы защитить потребителя, в 1992 году принят Закон «О защите прав потребителя», но со временем в любых отношениях происходят изменения. Коснулось это и данного закона, многие нормы претерпели существенные изменения.
2. Законодательство по защите прав потребителя.
Не только один Закон «О защите прав потребителя»1 входит в законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного. Перечень нормативных актов открывается Конституцией РФ, где закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образование и т.д. Эти права имеют гарантии, так как созданы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований, которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг.
Центральное место в регулировании отношений, связанных с потребителем, занимает гражданское законодательство, а именно нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров. В состав законодательства, связанных с защитой прав потребителя, входят нормативные акты разного правового уровня. Это Закон «О защите прав потребителя» и КоАП, указы Президента и постановления Правительства (например, правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров).2 В таких актах законодательство всегда нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются, поэтому нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что в 1992г. Постановлением «Об отмене ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения в области прав потребителя» установлена важнейшая гарантия в обеспечении защиты прав потребителя. Теперь только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и ведомствам. В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов, регулирующих по-разному отношения. К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся нормативные акты, которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровью, в эту же группу входят акты, регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.
Ко второй группе можно отнести акты, которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования, предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а также осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ «О страховании», «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации». Они определяют, например, важные для потребителя положения (виды нормативных документов, которые устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара, поступающего в торговый оборот, независимо от изготовителя, установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг). Так же в законодательство входят и действуют Законы РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», «О естественных монополиях», а так же ряд других нормативных актов. Здесь можно задать себе вопрос: при действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение? Согласно общим правилам ГК РФ имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п.1 Закона «О защите прав потребителя» сказано, что «отношения в области защиты прав потребителя регулируются ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами.»
Из статьи вытекает, что
в дополнении к правам, предоставленным
ГК, гражданин-потребитель
Роль закона имеет большое значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений, возникающих связанных с потребителем, а также устанавливает права потребителя.
3. Понятие договора розничной купли-продажи и сфера применения.
Говоря об основных правах потребителя, нельзя не вспомнить речь Джона Кеннеди, где 15 марта 1962г. Президент США провозгласил 4 основных права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. Затем в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы защиты интересов потребителей», состоявшейся и принятой 9 апреля 1985г., которая закрепила 8 основных прав потребителя, добавив к вышеизложенным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба. Почти все права нашли отражение в российском законодательстве о защите прав потребителей.
Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них – потребителя.
Основным нормативным
актом, регулирующим отношения
по защите прав потребителей
в Российской Федерации,
Закон регулирует отношения,
возникающие между потребителям
На первое место среди отдельных видов договора купли-продажи в ГК поставлена розничная купля-продажа. Она определена в ГК как публичный договор, что означает обязанность розничных предприятий продавать товары любому, кто к ним обратится, не делая между покупателями различий в цене на продаваемые товары и в других условиях продажи.
Можно отметить две характерные
черты, позволяющие выделить договор
розничной купли-продажи в
Во-первых, необходимо указать на специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве продавца здесь может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст.7) установил обязанность торговых предприятий предоставлять потребителям необходимую информацию о продавце товара. В связи с этим торговые предприятия обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и режима работы. Непосредственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес торгового предприятия либо местонахождения его собственника. Названные правила о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения торгового предприятия.
Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Покупателем по договору
розничной купли-продажи
Договор розничной купли-продажи признается публичным договором . Это означает, что торговое предприятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответствующего товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи должны быть одинаковыми для всех потребителей.
Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. При этом продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных актах.
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.