Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:31, курсовая работа
Законодательство по защите прав потребителя пришло к нам вместе с рыночными реформами. Но в тоже время, кто бы поверил, что такое законодательство вправду может защитить потребителя. В нынешнее время дело обстоит совсем по-другому. Выигрываются десятки тысяч дел в защиту прав потребителя. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявления сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное – это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать.
1. Введение………………………………………………………………....3
2. Законодательство по защите прав потребителя…………………....4
3. Понятие договора розничной купли-продажи и сфера при-
менения …………………………………………………………………6
4. Порядок заключения и форма договора купли-продажи…………….9
5.Права потребителя при приобретении товара ненадле-
жащего качества………………………………………………………..11
а) право требовать возмещения расходов на исправление
недостатков потребителем или третьим лицом
б) соразмерное уменьшение покупной цены
в) замена товара на товар аналогичной марки (модели,
артикула)
6. Кто защищает потребителя?.................................................................20
7. Право потребителя на судебную защиту……………………….….23
8. Заключение……………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………….….28
Потребитель вправе расторгнуть договор, для этого ему необходимо установить наличие недостатка, а если дело касается технически сложных товаров, то существенных недостатков. Если расторгается договор купли-продажи, потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе потребовать возмещения убытков. Возвратить товар потребитель может продавцу (организации, выполняющей его функции по договору) и потребовать от него при расторжении договора возмещения всех возникших в связи с покупкой товара убытков. Если же потребитель обращается к изготовителю, то здесь он вправе настаивать только на возврате стоимости товара.15 Предъявлять требования о расторжении договора купли-продажи продавцу товара более выгодно, чем возвращать товар изготовителю. При расторжении договора купли-продажи или возврате товара ненадлежащего качества продавцу (изготовителю) расчеты с потребителем производятся в случае повышения цен на товары, исходя из цены на день покупки. Продавец не вправе удерживать из возвращаемой уплаченной за товар денежной суммы сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида. Требование о возмещении убытков должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента предъявления.16 Если следует просрочка, то на этот случай предусмотрена неустойка. Всегда возникает вопрос, а кто должен осуществлять доставку? Доставку товара на время ремонта или замены осуществляет продавец (изготовитель).17 Если товар малогабаритный и весом до 5 кг, то доставку осуществляет потребитель. При расторжении договора купли-продажи законом не предусмотрена обязанность продавца (изготовителя) доставлять товар. Следовательно, отсюда вытекает обязанность потребителя доставить товар, но при этом продавец возмещает расходы по доставке товара потребителю, а изготовитель не обязан ни доставлять товар, ни возмещает расходы на доставку, т.к. это не предусмотрено законом. Мы много говорим о неустойке, отсюда возникает вопрос по этому поводу: «из какой цены товара исчисляется неустойка». Если требование потребителя удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования, существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено. Если требование потребителя не удовлетворено, то неустойка исчисляется исходя из цены товара на момент вынесения решения суда и относительно той местности, где требование должно быть удовлетворено, т.е. то место, где потребитель должен был получить товар, представленный для замены. Потребитель при отказе в уплате неустойки продавцом может обратиться в суд и принудительно взыскать неустойку. Суд может изменить неустойку, если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Неустойка в размере 1% цены товара соразмерна одному дню просрочки выполнения требования. Требование по поводу недостатка потребитель может предъявить, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, то потребитель может предъявить претензии, если недостатки обнаружены в разумные сроки, не позднее 2-х лет со дня передачи товара. Установить гарантийный срок может и продавец, но он должен быть не меньше гарантийного срока, установленного изготовителем и не менее 2-х лет, если гарантийный срок отсутствует. При этом, если сроки, установленные изготовителем, истекли, это требование предъявляется продавцу. Тоже самое и по истечение 2-х лет, если гарантийный срок не установлен. По истечение этих сроков потребитель может предъявит требование о безвозмездном устранении недостатка или о возмещении расходов на устранение недостатка товара, в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности.18 Если срок годности не установлен – то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если требование не удовлетворяется в течение 20 дней, потребитель вправе предъявить иные требования. Покупатель, прежде чем предъявить требования, должен знать, что его требования могут быть отклонены в случаях: если при заключении договора купли-продажи недостатки были оговорены; если требования предъявлены по истечение сроков исковой давности; если недостатки возникли после передачи товара потребителю; в результате нарушения правил пользования; не представил товарный (кассовый) чек, а если товар на гарантийном сроке, тех.паспорт или иной заменяющий документ.
Потребитель вправе обменять товар надлежащего качества, если он не подошел по каким-то причинам19, кроме товаров, указанных в перечне, утвержденном Правительством (изделия из драгоценных камней, трусы, купальники, т.п.). Обменять товар можно в 14-дневный срок с момента покупки, но такой товар должен иметь:
- фабричные ярлыки;
- товарный чек;
- сохранена оригинальная упаковка.
Продавец может потребовать оплаты издержек, которые возникли у магазина, связанные с обменом товара.
6. Кто защищает потребителя?
Сегодня в России создана и действует определенная система защиты прав потребителей, услугами которой надо уметь пользоваться – первой ступенью являются органы по защите прав потребителей при сельских, поселковых, административных органах власти. В частности это уполномоченные по правам потребителя. К ним необходимо обращаться с жалобой или заявлением. Вторая ступень представляет органы по защите прав потребителя при администрациях районах, города, существующих в виде бюро, отделов, комитетов по защите прав потребителя. Специалисты этих органов проводят работу с потребителями: помогают разобраться с документами, заявлениями, предъявляют требования к предпринимателям, помогают в составлении претензий, исковых заявлений, представляют интересы потребителей в суде, передают материалы дел в соответствующие органы гос. управления. В законе «О защите прав потребителей» приводится перечень, согласно которому эти органы рассматривают жалобы потребителей, анализируют договоры между продавцом и потребителем, при выявлении товаров ненадлежащего качества или опасных для жизни и здоровья извещают об этом федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют контроль за качеством и безопасностью товара.20 Органы местного управления не входят в систему гос. органов и потому обладают своими собственными полномочиями на территории своего города (района). В их полномочиях прекратить продажу товара с просроченными сроками годности, исключениями являются товары длительного пользования, на которые срок годности не устанавливаются (срок службы). Также во многим городах России создаются добровольные общественные объединения для защиты права потребителя, которые защищают не только членов общества, но и граждан.
Следующим органом является
территориальное антимонопольно
ГКАП – орган гос.власти, подчиненный правительству, осуществляющий контроль за соблюдением законов, актов президента, постановления Правительства. Они направляют предписания, обязательные для исполнения изготовителям, и налагают за их неисполнение штрафы. Согласно закону, они выдают предписания по поводу продажи товаров с истекшим сроком, и продаже товаров без сроков годности и срока службы, при продаже товаров при отсутствии информации.
Форма деятельности ГКАП – это предписания, которые выдаются адресатам с целью защиты добросовестной конкуренции и предупреждения ограничения и пресечения монопольной деятельности. Адресатами предписания могут быть хозяйствующие субъекты, российские и иностранные коммерческие организации (объединения, союзы, гос.органы) путем вынесения предписания, как акта гос. Регулирования антимонопольные органы побуждают соответствующие органы и субъекты к соблюдению законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, т.е. выполнять действия, предусмотренные предписаниями (прекратить, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор, внести с него изменения, отменить акт, не соответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения). В случае неисполнения предписания об отмене или изменении акта, принятого с нарушением антимонопольного законодательства федеральный АК вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным полностью или частично, либо о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.
Другим органом осуществления защиты прав потребителя является Госторгинспекция.21 Задачи ее – это контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельность по искоренению злоупотребления в торговле и поступления на рынок доброкачественной продукции. Объектами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие и производящие товары и услуги. Госторгинспекция в своей деятельности взаимодействует с комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, с гос. комитетом санитарно-эпидемиологического надзора, гос.комитетом РФ по антимонопольной политике и др.
7. Право потребителя на судебную защиту.
Если потребитель обнаружил недостаток в купленном товаре или какая-нибудь услуга не соответствует договору – потребитель должен известить об этом другую сторону. Написать заявление об обнаружении недостатка товара в 2-х экземплярах, одно из которых передается продавцу (исполнителю), а на втором продавец делает отметку о полученном заявлении. В этом случае потребитель должен в течение 7 дней получить результат намерений продавца. Если этот ответ потребителя не устраивает, то он может обратиться в суд. Перед обращением в суд потребитель должен подготовить документы, по любому делу составляется исковое заявление, отражающее суть возникшего спора. Закон устанавливает определенные требования к содержанию такого заявления, оно должно быть составлено в нескольких экземплярах (по количеству ответчиков). К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность исковых требований. После подготовки документов они передаются в суд, заявление подается по месту жительства ответчика или по месту причинения вреда. По закону исковое заявление должно быть оплачено. От уплаты освобождаются инвалиды, ветераны ВОВ, лица с тяжелым материальным положением, потребители по искам, которые связаны с защитой нарушенных прав, предусмотренных в Законе. Исковое заявление можно отправить по почте или передать лично судье. При приеме судьей заявления выдается повестка для следующего приема, на котором будет ответчик. Дальше идет время подготовки к судебному разбирательству. Срок судебной подготовки не превышает 7 дней (по сложным делам до 21 дня). В этот период судья созывает истца и ответчика и выясняет суть претензии. Если ответчик не явился на прием, судья может перенести на другой день, если он опять не явился, судья назначает дату судебного разбирательства, а ответчика вызывает в суд повесткой. Потом следует судебное разбирательство, которое начинается с проверки явки участников. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. В судебном разбирательстве ведется протокол, куда заносятся все, что происходит в ходе рассмотрения дела. Стороны имеют право заявлять ходатайства , отводы, знакомятся с материалами делопроизводства, задавать вопросы друг другу, право обжаловать решения и определения суда. Они имеют право представлять и участвовать в их исследовании. Для разрешения спора можно прибегать к экспертизе. Для экспертизы необходимо определение суда. На время производства экспертизы производство по делу приостанавливается. Получив результаты экспертизы, судья назначает дату заседания. При рассмотрении всех имевшихся у сторон ходатайств, судья начинает рассмотрение дела по существу, предоставляет право сторонам выступить. После объяснения сторон допрашиваются вызванные в суд свидетели. После допроса свидетелей суд приступает к изучению письменных материалов дела. Когда исследование материалов в деле закончится, суд переходит к прениям. После прений судья удаляется в совещательную комнату для решения. Затем судья выносит только резолютивную часть решения. В окончательной форме решение выносится через 3 дня после судебного разбирательства. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения окончательного приговора. Если рассмотрение дела откладывается из-за неявки одной из сторон, то суд может вынести заочное решение. В течение 15 дней явившаяся сторона может обратиться в суд с просьбой об отмене заочного решения. В этом случае, если суд отменяет заочное решение, то назначается новое судебное заседание с участием другой стороны. Решение суда начинает исполняться через 10 дней после того, как суд вынес решение. После вступления решения суда в законную силу есть необходимость получить в канцелярии суда исполнительный лист. Вообще решение исполняется в том суде, на территории которого находится ответчик либо его имущество. Получив исполнительный лист, нужно обратиться в канцелярию того суда, в котором решение будет исполняться. Этот лист регистрируется в канцелярии суда, после чего он передается под расписку судебному исполнителю. После чего последний посылает должнику предложение о добровольном исполнении решения, исполнение решения устанавливается в 5 дней, за исключением случаев, если в самом решении указывается срок. Судебный исполнитель должен предупредить о том, что если должник откажется от добровольного исполнения решения, то последует принудительное. Судебный исполнитель, вручая предложение о добровольном исполнении решения суда, должен описать имущество и наложить арест на случай его отказа. После истечения срока добровольного исполнения наступает принудительное исполнение. Принудительное исполнение решения суда, не связанного с реализацией имущества должника, должно быть закончено судебным исполнителем в 20-дневный срок. Судебный исполнитель имеет право вызывать должника в суд для знакомства с исполнительными документами, получать от сторон и других лиц устные и письменные сообщения, если они необходимы для исполнения решения, входить в помещение, занимаемое должником, производить осмотр всех хранилищ (если они есть). Такой осмотр проводится в присутствии понятых. В случае не допуска судебного исполнителя в помещения, он может привлечь ОВД или местные органы. При оказании сопротивления исполнителю он может составить акт и направить его в суд для привлечения к ответственности. Исполнение решения суда осуществляется за счет денежных средств, имеющихся на счету должника. Судебный исполнитель направляет в банк инкассовое поручение о списании денег и копию исполнительного листа. Банк обязан списать деньги и перевести на депозитный счет суда. С этого счета деньги передаются взыскателю по чеку или пересылаются по почте. Если денег, находящихся на счету фирмы недостаточно, исполнитель обязан обратить взыскание на имущество. Оценка имущества осуществляется судебным исполнителем (может привлекаться эксперт), если это касается недвижимости, акт об аресте направляется в орган, который регистрировал это имущество.
Итак, можно сделать определенный вывод, что законодательство по защите прав потребителя пришло к нам вместе с рыночными реформами. Но в тоже время, кто бы поверил, что такое законодательство вправду может защитить потребителя. В нынешнее время дело обстоит совсем по-другому. Выигрываются десятки тысяч дел в защиту прав потребителя. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявления сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное – это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать. В помощь потребителю приходят профессиональные структуры: это и юристы, которые профессионально помогут потребителю противостоять в суде сильным, умелым ответчикам, это и экономисты, которые помогут разобраться в финансовой стороне, это и журналисты, которые через СМИ подскажут как надо действовать. К тому же Закон устанавливает достаточно жесткие требования к продавцу, производителям товаров и исполнителям работ (услуг). Однако это можно объяснить тем, что, во-первых, потребитель – это гражданин, не обладающий специальными знаниями. Он сам по себе не специалист, в одиночестве общается с продавцами, которые профессионалы в своей области. Часто потребитель имеет дело не с одним продавцом, а с целой группой специалистов: товароведами, юристами, экономистами. Основной целью законодательства является уровнять эти две неравноправные категории. Там, где потребителю не хватает профессиональных знаний – его защищает законодательство.
В большинстве случаев, когда потребитель предъявляет претензию, продавец, изготовитель или исполнитель не сомневается в наличии дефекта в товаре или низком качестве услуг; они сомневаются в причинах дефекта, а также в правоте потребителя. Они сомневаются в том, знает ли он свои права и сможет ли отстоять их.
Закон «О защите прав потребителя» необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права.
Список использованной литературы:
1 Закон «О защите прав потребителя» от 07.02.92 №2300-1(ред. От 30.12.2001) с изменениями и дополнениями, вступившие в силу 01.07.2002
2 Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993г №4 о «Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» от 08.10.93.
3 Если покупатель отсутствует, товар может быть вручен любому лицу, предъявившему документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.
4 Постановление Правительства №995 от 8 октября 1993г.
5 Закон «О защите прав потребителя» ст.23
6 Закон «О защите прав потребителя» ст.20 п.3
7 Закон «О защите прав потребителя» ст.20 п.4
8 Закон «О защите прав потребителей» ст.24 п.3
9 Закон «О защите прав потребителей» ст.21 п.1
10 Постановление Правительства от 08.10.93г. №995 «Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара».
11 Закон «О защите прав потребителей» ст.24 п.2
12 Закон «О защите прав потребителей» ст.21
13 Закон «О защите прав потребителей» ст.23
14 Закон «О защите прав потребителей» ст.21 п.2
15Закон «О защите прав потребителей» ст.18 п.3
16 Закон «О защите прав потребителей» ст.22
17 Закон «О защите прав потребителей» ст.20п.2, ст.21 п.1
18 Закон «О защите прав потребителей» ст.19 п.1
19 Закон «О защите прав потребителей» ст.25
20 Закон «О защите прав потребителей» ст.44
21 Постановление Правительства РФ от 25.12.93г. №133