Правовое обеспечение защиты прав покупателя при заключении договора розничной купли–продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Законодательство по защите прав потребителя пришло к нам вместе с рыночными реформами. Но в тоже время, кто бы поверил, что такое законодательство вправду может защитить потребителя. В нынешнее время дело обстоит совсем по-другому. Выигрываются десятки тысяч дел в защиту прав потребителя. Выплачены миллиарды рублей компенсаций, в том числе за моральный вред. Сотни тысяч претензий и исковых заявления сейчас находятся на рассмотрении, это все показывает о не бездейственности законодательства. Сначала все считали, что главное – это добиться справедливых законов, но потом выяснилось, что намного труднее заставить эти законы работать.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………....3
2. Законодательство по защите прав потребителя…………………....4
3. Понятие договора розничной купли-продажи и сфера при-
менения …………………………………………………………………6
4. Порядок заключения и форма договора купли-продажи…………….9
5.Права потребителя при приобретении товара ненадле-
жащего качества………………………………………………………..11
а) право требовать возмещения расходов на исправление
недостатков потребителем или третьим лицом
б) соразмерное уменьшение покупной цены
в) замена товара на товар аналогичной марки (модели,
артикула)
6. Кто защищает потребителя?.................................................................20
7. Право потребителя на судебную защиту……………………….….23
8. Заключение……………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………….….28

Файлы: 1 файл

Курсовая по Гражданке 3 курс.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Продавец обязан иметь  книгу жалоб и предложений, которая  предоставляется покупателю по его  требованию.

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г. №55, в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей.

Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной  регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, а также предоставить сведения о лицензии, если его деятельность подлежит лицензированию.

 

 

 

 

      4. Порядок заключения и форма договора купли-продажи.

Если иное не предусмотрено  законом или договором розничной купли-продажи, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение договора и его условий.

Покупатель по договору розничной купли-продажи имеет  право на получение информации о  продаваемом товаре. Продавец, естественно, обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, который предлагается к продаже.

Основная обязанность  продавца по договору розничной купли-продажи, как и по всякому договору купли-продажи, состоит в передаче покупателю приобретаемых  им товаров. Передаваемые покупателю товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, комплектности и в необходимых случаях – быть в определенном наборе (комплект товаров), в надлежащей таре и упаковке, со всеми относящимися к товару документами и принадлежностями. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

Цены товаров, реализуемых  продавцом, а также иные условия  договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением льготных категорий покупателей.

По общему правилу, продавец обязан передать покупателю товар непосредственно  после его оплаты, в торговом зале (торговом заведении). Но договором  может быть предусмотрено и условие о доставке товара покупателю. В этом случае продавец обязан доставить товар в место, указанное покупателем, а если оно не определено – в место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, являющегося покупателем. Момент исполнения договора с условием доставки товара, по общему правилу, определяется датой вручения товара покупателю.3

Товар должен передаваться покупателю со всеми принадлежностями и относящимися к нему документами. Содержание таких документов в общем  виде определено ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а их конкретный перечень для отдельных групп товаров – соответствующими Правилами продажи товаров.

Качество товаров, являющихся предметом розничной купли-продажи, в большинстве случаев определяется государственными стандартами, требования которых обязательны для продавцов. Стороны договора вправе предусмотреть повышенные по сравнению с ГОСТами требования к качеству, однако занижать их (даже с согласия покупателя) запрещено.

Требования к таре и упаковке отдельных видов товаров обычно устанавливаются Правилами продажи товаров. Упаковка товара производится продавцом, как правило, бесплатно (исключение может составлять специальная, например подарочная, упаковка повышенного качества). Однако стоимость такой тары обычно не входит в цену товара и оплачивается отдельно.

Неисполнение продавцом  указанной обязанностей признается необоснованным уклонением его от заключения договора розничной купли-продажи и дает право требовать возмещения убытков. Если договор все-таки был заключен, несмотря на отсутствие у покупателя необходимой информации о товаре, он вправе в пределах разумного срока расторгнуть его и взыскать с продавца убытки.

Основная обязанность  покупателя – оплата купленного товара. Однако в розничной купле-продаже договор, по общему правилу, считается заключенным именно с момента принятия товара.

Практически обязанность  оплатить товар имеет значение лишь для тех договоров розничной  купли-продажи, в которых моменты  заключения и исполнения не совпадают. Таковыми, например, договоры с условием предварительной оплаты или оплаты в кредит (в том числе в рассрочку).

 

 

 

       5. Права потребителя при приобретении товара ненадлежащего

                                           качества.

 Потребитель имеет право на получение товара, качество которого соответствует договору, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, соответствующий требованиям стандартов, имеет так же право на безопасность товара, на соответствие товара представленной информации. Если потребителю был продан товар ненадлежащего качества, Закон устанавливает и предусматривает последствия, выраженные в требованиях покупателя к другой стороне. Недостатки бывают явными, когда, скажем, прямо бросается в глаза (например, при примерке, при осмотре товара); скрытые недостатки проявляются, в основном, в процессе эксплуатации. При продаже продавец должен, если знает о недостатке товара, оговорить это с покупателем, в случае, если этого не произошло, потребитель вправе предъявить любое требование к продавцу из указанных ниже: безвозмездное устранение недостатка товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом, соразмерное уменьшение покупной цены, замены на товар аналогичной модели (марки, артикула), замены на такой же товар другой марки другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора купли-продажи, но при этом он обязан возвратить товар с недостатками. Так же он вправе потребовать полного возмещения убытков при продаже ему товара ненадлежащего качества. Следует иметь в виду, что в ГК существуют нормы общие, свойственные купле-продаже и нормы розничной купли-продажи. Отсюда следует, что общие нормы о договоре купли-продажи могут применяться и к отдельным видам договоров (поставка, розничная купля-продажа). А вот в договоре купли-продажи, где участвует гражданин, покупатель, не урегулирован ГК, и в этом случае применяются законы о защите прав потребителя. Таким образом, к розничной купле-продаже применяются специальные нормы ГК, ЗоЗПП, общие нормы купли-продажи.

Потребитель имеет право  выбрать любое требование, а именно требовать безвозмездно устранить  недостатки товара. Это требование потребитель может предъявить продавцу, изготовителю, либо организациям, выполняющие их функции на основании договора. Недостатки устраняются путем ремонта товара, заменяются  вышедшие из строя детали, агрегаты и т.д. В этом случае потребитель не оплачивает ремонт товара. Обязанность изготовителя (продавца) устранить недостаток подкреплен тем, что последний имеет материально-техническую базу для этого. Аналогичная норма указана и в договоре розничной купли-продажи, но есть условие, которое говорит, что безвозмездное устранение в отличии от общих положений о купле-продаже, должно быть произведено незамедлительно. В отношении случаев ремонта товаров длительного пользования Законом устанавливается дополнительная обязанность продавца (изготовителя) за свой счет безвозмездно предоставить потребителю на все время ремонта аналогичный товар. Постановление Правительства4 исключает некоторые товары длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара.

Если потребитель приобрел товар  в комиссионном магазине с недостатками, то такой потребитель не вправе настаивать на удовлетворении требования об устранении недостатка товара. Такое требование может быть удовлетворено только лишь с согласия продавца. При этом на технически сложные товары, купленные в комиссионном магазине, распространяется правило о наличии существенного недостатка.

Потребитель вправе предъявить это  требование с момента обнаружения  недостатка. На основании Закона такие  недостатки должны быть устранены в  течении 20 дней со дня предъявления требования потребителя. За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (пеня).5 Так если не выполняются требования потребителя о предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара продавцом (изготовителем), то они на основании договора устанавливают неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. Гарантийный срок продлевается на период, в течении которого товар не использовался потребителем. Этот период устанавливается со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи товара потребителя после его устранения.6 Если во время ремонта в товаре была заменена какая-либо деталь, то гарантийный срок на эту деталь исчисляется заново, ну а гарантийный срок на товар в целом продлевается.7

  

  Право требовать возмещения расходов на исправление недостатков       

                              потребителем или третьим лицом.

Такое требование возникает у потребителя в том случае, если продавец (изготовитель) отказался произвести ремонт, либо произвел его в неустановленный срок. Такое требование вытекает из того, что потребитель может сам устранить недостатки товара (купить деталь и заменить ее на неисправную) или прибегнуть к помощи третьего лица, оплатив соответствующие услуги. Третье лицо – это гражданин-предприниматель или предприятие, которому потребитель поручает исправление недостатков. Например, за несколько часов до Нового Года выходит из строя телевизор, потребитель сам устраняет недостатки или просит сделать это своего соседа, разбирающегося в этом. После этого потребитель может потребовать возмещения своих расходов, если он их понес в связи с исправлением недостатков товара. Для этого, чтобы требование о возмещении расходов на устранение было обоснованным, необходимо, чтобы в товаре действительно имелся недостаток и только в связи с этим недостатком возникли расходы. Размер подлежащих возмещению расходов должен соизмеряться с необходимой по устранению недостатков работой и стоимостью товара. Факт недостатка в товаре может быть подтвержден свидетельскими показаниями или экспертным исследованием. Устранение недостатка должно быть подтверждено потребителем документально (чек на приобретение запчастей и материалов, квитанция на оплату в организации по ремонту). Если это был частный мастер, то он сам может подтвердить факт уплаты денег потребителем. В отношении организаций нужно сказать, что здесь должны быть исключены организации по ремонту, созданные предприятием-изготовителем (продавцом) или осуществляющим такие функции на основании договора (с изготовителем, продавцом). Гарантийный ремонт не должен рассматриваться как самостоятельная услуга, ведь она тоже является способом восстановления права потребителя на получение качественного товара.

                       Соразмерное уменьшение покупной цены.

 Потребитель может  предъявить это требование только  продавцу (изготовителю предъявить  не может). А что значит соразмерное  уменьшение цены? Законодательство  показывает, что здесь возможно  только 3 варианта: во-первых, потребителю  может быть выплачена средняя рыночная стоимость устранения недостатка товара, которая определяется или экспертами, или сторонами путем исследования цен на выполнение стоимости ремонтных работ в местности, в которой проживает потребитель; во-вторых, выплате может подлежать сумма, соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы берется цена товара на момент удовлетворения требования, а в случае увеличения цены товара или при ее уменьшении, берется цена на день покупки8; в-третьих, любая сумма, которую продавец и потребитель по обоюдному согласию считают соответствующей компенсацией за недостатки товара. Если комиссионный магазин удовлетворил требование покупателя об уменьшении покупной цены, то нужно знать, что магазин не вправе, если это не оговорено в договоре. Относить сумму уступки на комитента. В этом случае комиссионер не вправе требовать от покупателя возвратить купленную вещь для возврата ее комитенту.

   Замена товара на товар аналогичной марки (модели, артикула).

Это требование не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на такой же. Товар, представляемый для замены, может быть другого цвета или модели, самое главное здесь, чтобы товар был аналогичным, имел те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены, но качественным. Но могут возникать затруднения, если такого товара нет в продаже или в производстве. Например, если для замены например автомобиля нет автомобиля того же цвета или с такой же отделкой салона, потребитель обязан согласиться на такую замену, но после замены вправе воспользоваться правом на обмен товара ненадлежащего качества. Такое требование может быть предъявлено продавцу, изготовителю или организациям, которые выполняют функции продавца (изготовителя) на основании договора. Согласно Гражданскому кодексу потребитель не должен уплачивать разницу между ценой товара при ее покупке и ценой замены. Следовательно, если товар заменен, то гарантийный срок исчисляется заново с момента передачи товара потребителю.9 Требование потребителя о замене товара удовлетворяется в течении 7 дней со дня предъявления, но так же он может увеличиваться до 20 дней в случае дополнительной проверки качества товара. Проверку качества товара продавец проводит за свой счет и может обойтись заключением своих собственных специалистов магазина. Покупатель имеет право присутствовать при проверке качества товара и может не согласиться с таким заключением и обжаловать его в суде. Если у продавца на день предъявления требования не оказалось необходимого товара, то такой товар должен быть заменен в течении одного месяца. Но существуют, например, районы Крайнего Севера, где присутствует сезонный завоз, тогда здесь удовлетворение требования потребителя выполняется в срок, необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы. Покупатель вправе потребовать безвозмездного предоставления с доставкой на дом во временное пользование аналогичный товар длительного пользования. Исключением является перечень товаров, установленный Правительством, на которые не распространяется право потребителя требовать предъявления на время аналогичного товара.10 В отношении технически сложных товаров предусмотрено, что они должны обладать существенным недостатком. Наличие существенного недостатка указывается в ГК РФ. Исключением является требование в отношении товаров со сроком годности, потребитель вправе требовать замены на такой же товар или другой, если не предусматривается возврат потребителю уплаченной суммы и расторжения договора.

Потребитель имеет право  на замену товара на такой же товар  другой марки (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом покупной цены. Предполагается замена товара на такой же товар (машину стиральную на другую стиральную машину). Свойства этих товаров разные, поэтому и цены существенно отличаются друг от друга, поэтому при замене товара происходит перерасчет стоимости товара. В соответствии с законом, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, то разницу в цене выплачивают потребителю.11 Цена товара, предъявленного для замены, применяется всегда на момент предъявления требования. Если требование потребителя не было удовлетворено в добровольном порядке, то согласно ГК РФ потребитель может произвести расчеты, исходя из цен товара на момент вынесения решения суда, если цены возросли с момента предъявления требования. Требование о замене предъявляется только продавцу или организации (по договору). В остальном, что касается сроков, когда должно быть выполнено требование о замене, они схожи со сроками требования о замене товара аналогичной марки (модели, артикула).12 За просрочку так же предусмотрена неустойка.13 Гарантийные сроки исчисляются заново с момента передачи замененного товара потребителю.14

Информация о работе Правовое обеспечение защиты прав покупателя при заключении договора розничной купли–продажи