Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Цель курсовой работы - исследовать административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………..3
Глава 1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ………………………….....................5
1.1 Понятие и признаки иностранного гражданина и лиц без гражданства…………………………………………………..…………….....5
1.2 Понятие и содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства России ……………………15
Глава 2. Административно-правовое регулирование въезда выезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Административное выдворение ………………..33
2.1 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации…33
2.2 Административное выдворение……………………………............37
Заключение………………………………………………………………43
Список нормативных актов и литературы…………………………….45

Файлы: 1 файл

правовое положение иностраных граждан и лиц без гражданства в Р.Ф.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………..………..3

Глава 1. Административно-правовой статус иностранных               граждан и лиц без гражданства в РФ………………………….....................5

1.1 Понятие и признаки иностранного гражданина и лиц без гражданства…………………………………………………..…………….....5

1.2 Понятие и содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства России ……………………15

Глава 2. Административно-правовое регулирование  въезда   выезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства  на территорию Российской Федерации. Административное выдворение ………………..33

2.1 Порядок въезда, выезда и транзитного  проезда     иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации…33

2.2 Административное выдворение……………………………............37

Заключение………………………………………………………………43

Список нормативных актов и  литературы…………………………….45

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность темы заключается в том,что административно-правовые отношения связанные с правовым статусом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации всегда играли и играют существенную роль в жизни общества.                                                                                                                              

 На сегодняшний день административно-правовые отношения связанные с правовым статусом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации перешли в новую фазу с их нормативном закреплением в федеральных законах в соответствии с конституцией Российской Федерации.                                                                   

     Миграционные процессы в Российской Федерации стали значительнее интенсивнее из-за развитее в России внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытости отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства проживающих в нашей стране.

     Нарушение законодательства об административно-правовом статусу иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, широко распространены и роль пограничных органов ФСБ РФ и органами ФСБ и их противодействие.                                                                                       

     Степень изученности работы. Данную тема широко исследовали такие авторы как Куракин А.В. в работах “Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства”, “Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России”, Тюрин А.Н. в работе ”Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации”, Герасименко Ю.В. в диссертации “Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении”, Иванов Т.М. в лекции “ Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации” и многие заслуженные юристы в учебных пособиях и учебниках.

В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие. 

 Объектом исследования является административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. 

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

 Цель курсовой работы - исследовать административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

 

Задачи курсовой работы:

    1. Исследовать основные направления развития правового института в сфере регулирования административно-правовой статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

    2. Рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе данного правового института.

    3. Проанализировать плюсы и минусы данного правового института, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью договоров.

    4. Выяснить тенденцию развития в этой сфере.

 

 

 

В курсовой работе выносится следующее положение:

    1. Иностранные граждане1 и лица без гражданства2 пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

    2. Иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами, при условии уведомления о поездке.

  

 Глава 1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

1.1 Понятия и признаки иностранного гражданина и лиц без гражданства

    Власть Российской Федерации распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации:

- Конституцией Российской Федерации  (ст. 62, 63);

- Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом  положении иностранных граждан  в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 15 августа  1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда  из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию»;

- международными договорами СССР  и Российской Федерации.

     Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из Российской Федерации должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу, выдаваемую дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями. Основаниями для оформления въезда иностранных граждан и лиц без гражданства являются:

- письменное обращение (лично  или через представителя) в  дипломатическое или консульское  учреждение Российской Федерации;

- по приглашению российского  физического или юридического  лица, порядок оформления которого  устанавливается Правительством  Российской Федерации; надлежащим  образом оформленный договор  о туристской поездке.

    Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев, виза на въезд выдается при условии представления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. Иное может быть установлено международными договорами Российской Федерации

    Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Российской Федерации постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством Российской Федерации и заключаемыми Российской Федерацией международными договорами [48.с.25-34]

    Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

    Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

    Российская Федерация предоставляет политическое убежище3 иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

    Однако административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан Российской

    Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют прав и обязанностей, которые неразрывно связаны лишь с гражданством Российской Федерации.

    Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан Российской Федерации.

    Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами:

- на обжалование незаконных  действий (решений) органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц;

- на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на  свободный труд;

- на охрану здоровья и медицинскую  помощь; на образование;

- на свободу совести и т.д.

    Но в отличие от граждан Российской Федерации, для иностранных граждан установлены ограничения в области труда, связанные с их принадлежностью к другому государству.                                            

   Например:

- они не пользуются избирательным  правом и, следовательно, не  избираются в органы государственной  власти;

- они не участвуют во всенародном  голосовании (референдуме);

- не могут назначаться на  отдельные должности или заниматься  трудовой деятельностью, если  назначение на эти должности  или занятие такой деятельностью  связано с принадлежностью к  гражданам Российской Федерации.

    Иностранные учащиеся и студенты учебных заведений Российской Федерации пользуются правами и несут все обязанности учащихся и студентов в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

    При соблюдении установленных правил проживания в Российской Федерации иностранные граждане имеют право передвижения по территории Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

    Пользуясь правами и свободами, иностранные граждане не выполняют определенных обязанностей, возлагаемых на граждан Российской Федерации. Так, они не несут обязанностей воинской службы. Однако они несут установленные обязанности перед Российской Федерацией. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство4 и в установленный срок зарегистрироваться.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать  законы, уважать Конституцию Российской Федерации, традиции и обычаи народов России.

За нарушение правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации и правил транзитного  проезда через территорию Российской Федерации иностранные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с Законам о правовом положении иностранных граждан в РФ.

    Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом5, определяется специальным законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также СССР. В частности, они пользуются иммунитетом от административной юрисдикции нашей страны [41,с.205-210].

    Из общего законодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Они пользуются большей свободой на пересечение границ Российской Федерации в виду их «прозрачности» и др. Эти изъятия устанавливаются соглашениями между государствами -- участниками СНГ.

    Положения ч. 3 статьи 62 Конституции РФ устанавливают конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранными гражданами считаются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства России.

    Статья 1 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята резолюцией 40/144 ГА ООН от 13 декабря 1985 г.), термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором он находится.

    Документальным подтверждением гражданства иностранного государства может служить, согласно ст. 24 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, заграничный паспорт или заменяющий его документ.

    Документом, удостоверяющим гражданство иностранца, также может служить вид на жительство, выдаваемый органами внутренних дел Российской Федерации.

     К лицам без гражданства (апатридам) относятся лица, не принадлежащие к гражданству Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Международное право к числу апатридов относит лиц, которые не рассматриваются гражданами какого-либо государства в силу его закона (Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г.). Тот факт, что Россия не участвует в данной конвенции, не следует расценивать как препятствие для отказа в признании статуса апатрида за лицами, которые по Конвенции пользуются защитой или помощью органов или учреждений ООН, за которыми компетентные государственные власти страны признают права и обязанности, связанные с их гражданством. Отказ возможен и тогда, когда есть серьезные основания полагать, что такие лица совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества, совершили тяжкое преступление неполитического характера или виновны в деяниях, противоречащих целям и принципам ООН.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства