Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Цель курсовой работы - исследовать административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………..3
Глава 1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ………………………….....................5
1.1 Понятие и признаки иностранного гражданина и лиц без гражданства…………………………………………………..…………….....5
1.2 Понятие и содержание административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства России ……………………15
Глава 2. Административно-правовое регулирование въезда выезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Административное выдворение ………………..33
2.1 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации…33
2.2 Административное выдворение……………………………............37
Заключение………………………………………………………………43
Список нормативных актов и литературы…………………………….45

Файлы: 1 файл

правовое положение иностраных граждан и лиц без гражданства в Р.Ф.docx

— 75.93 Кб (Скачать файл)

    Для России, продолжающей перестройку своей экономической системы и заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создании совместных предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений. В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размера оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий.

    Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 115-ФЗ) и принятые в соответствии с ним подзаконные акты существенным образом изменили правовое регулирование ведения иностранцами трудовой деятельности в Российской Федерации.

    Правовое положение специальных групп иностранных граждан, таких, как дипломатические и консульские представители, члены экипажей иностранных военных кораблей и самолетов, торговых судов и др., регулируется нормами российского законодательства с учетом обязательств по международным договорам.

    Помимо иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России могут находиться лица, правовой статус которых обозначается термином «постоянный житель». Появление этой категории лиц связано с поисками России правовых форм защиты и покровительства прав и интересов российских граждан, проживающих в странах СНГ.

     По Договору России с Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 18 мая 1995 г. постоянными жителями называются граждане Туркменистана, которые на основании разрешения, выданного компетентными российскими властями, постоянно проживают на ее территории и при этом не являются лицами, постоянно проживающими на территории Туркменистана в соответствии с его законодательством (ст. 2).

    Положения Договора не распространяются на лиц, имеющих гражданство обоих государств (ст. 1).

    Согласно ст. 3 Договора, статус постоянного жителя удостоверяется документом, выданным компетентным органом стороны проживания, или отметкой в документах, удостоверяющих личность и гражданство постоянного жителя, а также в документах, дающих право на пересечение границы.

    Постоянные жители пользуются в Российской Федерации теми же правами и свободами, что и граждане России, за исключением права:

- избирать и быть избранным  на высшие государственные должности  и в высшие органы государственной  власти стороны проживания;

- участвовать во всенародном  референдуме, проводимом стороной  проживания;

- занимать должности руководителей  в системе органов государственной  власти, должности на дипломатической  работе, в органах безопасности  и внутренних дел, а также  должности судьи и прокурора  (ст. 5 Договора).

    Российская Федерация и Туркменистан условились не распространять ограничения в правах и не устанавливать дополнительных обязанностей, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан (ст. 6 Договора).

     Для обеспечения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства и иных категорий лиц, находящихся на территории России, важное значение имеет соблюдение конституционных положений о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по данному вопросу. Этот вопрос возникает в связи с тем, что отдельные субъекты Федерации стремятся посредством своих нормативных актов определять правовой статус перечисленных выше категорий лиц, проживающих на территориях субъектов Федерации, и нарушают установленный Конституцией баланс полномочий по регулированию прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства.

    Согласно данному положению, иностранный гражданин пользуется равными правами и несет одинаковые обязанности в Российской Федерации, т.е. на территории любого субъекта Федерации.

    Определение статуса иностранных граждан нормативными актами субъектов Федерации может создать серьезные трудности для этой категории лиц, поскольку их правовое положение в разных субъектах может оказаться неодинаковым.

     Часть 3 статьи 62 Конституции РФ не связывает предоставление иностранным гражданам национального режима с требованием взаимности. Однако это не умаляет права Российской Федерации вводить соответствующие ограничения для граждан тех государств, которые устанавливают ограничения для российских граждан.

     Гарантии прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в Конституции РФ и нормативно правовых актах.

    Зименкова О., До июля 2003 года норма об ответственности за нарушение порядка трудоустройства иностранцев на федеральном уровне фактически отсутствовала. Субъекты Российской Федерации устанавливали ответственность самостоятельно. В настоящее время ответственность за нарушение порядка привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации устанавливается ст.18.10        КоАП РФ[3,c.144]: за нарушение вышеуказанного порядка организации наказываются штрафом от 10 до 20 МРОТ, работник - от 10 до 15 МРОТ с административным выдворением с территории Российской Федерации или без такового. Один из самых острых спорных моментов привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации - необходимость прохождения разрешительного порядка, предусмотренного Законом № 115-ФЗ, для сотрудников представительств иностранных организаций, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074, сотрудники таких представительств должны пройти процедуру аккредитации, получение еще каких-либо разрешений не предусматривается. В соответствии с п.1 вышеуказанного Положения аккредитация осуществляется органами исполнительной власти в зависимости от сферы деятельности представительства. Так, например, аккредитация представительств иностранных юридических фирм должна осуществляться Минюстом России, аккредитация представительств иностранных фирм, осуществляющих деятельность в области туризма, -

    Минэкономразвития России и т.д. Однако с принятием в начале 90-х годов новой нормативной базы, касающейся трудоустройства иностранцев в Российской Федерации, ситуация усложнилась.

   Глава 2. Административно-правовое регулирование въезда выезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Административное выдворение

    2.1 Порядок въезда, выезда и транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации

    Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

    Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в РФ на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ.

    Иностранные граждане, находящиеся в РФ, обязаны иметь при себе заграничные паспорта или заменяющие их документы, зарегистрированные в установленном порядке.

    Временно пребывающие в РФ иностранные граждане представляют для регистрации свои заграничные паспорта по прибытии в пункт назначения в течение трех суток, исключая праздничные и выходные дни.

 

Освобождаются от регистрации  заграничных паспортов:

- главы государств и правительств  зарубежных стран, члены парламентских  и правительственных делегаций,  технический персонал этих делегаций,  члены семей перечисленных лиц;  лица, прибывшие в РФ по паспортам,  выданным ООН;

- иностранные граждане, не достигшие  18-летнего возраста; иностранные  граждане, прибывшие в РФ на  праздничные и выходные дни  или на срок до трех суток  в обычные дни и выезжающие  из РФ в течение этих дней; иностранные туристы, совершающие  круизы;

- члены экипажей иностранных  военных кораблей и военных  самолетов, прибывших в РФ в  установленном порядке;

- лица, входящие в состав экипажей  иностранных невоенных судов;

- лица, входящие в состав экипажей  гражданских воздушных судов  международных авиалиний, бригад  поездов международного железнодорожного  сообщения;

- лица, входящие в состав экипажей  иностранных автотранспортных средств,  осуществляющих перевозки грузов  и пассажиров в международном  сообщении.

 

Регистрация осуществляется в:

- МИД России и его органах  - лиц, прибывших по линии данного  министерства;

- российских принимающих организациях - лиц, прибывших по линии этих организаций на срок, не превышающий трех месяцев;

- гостиницах - всех проживающих в них иностранных граждан независимо от цели прибытия и срока пребывания их в РФ;

- органах внутренних дел - иностранных граждан во всех остальных случаях.

    Действие регистрации иностранным гражданам продлевается МИД России, органами внутренних дел и гостиницами. Российские принимающие организации могут продлить действие регистрации на срок, не превышающий трех месяцев. Продление действия регистрации производится после продления срока действия визы на выезд из РФ.

    По общему правилу, иностранные граждане могут свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами, при условии уведомления о поездке[42,c.125-128].

    Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ по линии российских принимающих организаций, уведомляют о поездке администрацию этих организаций, а иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ или прибывшие в РФ по частным делам, в том числе в качестве гостей сотрудников постоянных иностранных представительств в РФ, уведомляют органы внутренних дел.

    По прибытии в пункт назначения иностранные граждане должны зарегистрировать свое временное пребывание в гостиницах или в органах внутренних дел либо в российской принимающей организации.

    Иностранные граждане, изменившие место пребывания в РФ в нарушение указанного порядка, обязаны по требованию органов внутренних дел возвратиться к прежнему месту пребывания или следовать в соответствии с избранными пунктами назначения.

    Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. утвержден Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан.

    Въезд иностранных граждан на такие территории согласовывается принимающими организациями с ФСБ России и его органами на местах. Органы государственной безопасности принимают решение о допуске иностранных граждан для посещения этих территорий по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами или их территориальными органами.

    Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, проживают в гостиницах или на иной жилой площади (независимо от принадлежности ее к тем или иным видам жилищного фонда) по своему выбору, с уведомлением российских принимающих организаций, постоянных иностранных представительств, а также лиц, пригласивших их в РФ по частным делам.

    Иностранные граждане обязаны выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.

    Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку.

    Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

     Виза с правом на остановку на территории РФ может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

    Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

- совершают беспересадочный полет  воздушным транспортом через  территорию РФ;

- следуют на самолете международной  авиалинии с пересадкой в аэропорту  на территории РФ и имеют  надлежащим образом оформленные  документы на право въезда  в государство назначения и  авиабилет с подтвержденной датой  вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

- проживают на территории государства,  с которым РФ имеет соответствующий  международный договор.

 

2.2 Административное выдворение

    Свобода внешнеэкономической деятельности российских предприятий и отрицательность российской экономики для иностранных инвестиций, снятие многих административных запретов и ограничение на въезд иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и пребывание их здесь, развитие деловых связей и туризма - все это повлияло резкое увеличение числа иностранных граждан и лиц без гражданства , приезжающих и проживающих в нашей стране длительное время.

    Выдворение из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства не является односложным актом. Оно может осуществляться в нескольких основных формах и зависит от категории иностранного гражданина, то есть при классификации иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране следует учитывать срок пребывания в РФ (постоянно или временно пребывает иностранный гражданин и лиц без гражданства) цель пребывания (туристическая поездка, приглашение родственников или знакомых и.т.п.), дееспособность (подлежащее ответственности на общих основаниях с гражданами РФ и пользуется дипломатическим иммунитетом) и другие обстоятельства.

     Так решение о выдворении иностранного гражданина и лиц без гражданства, прибывших в нашу страну в качестве туристов или по частным делам и уклоняющихся от выезда из РФ по истечению определенного им срока пребывания принимает МВД, УВД, ГУВД - субъектов РФ по согласованию с органами ФСБ и при необходимости с МИД России. Законодательным основанием выдворения является ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», а также ведомственные нормативные акты МВД, ФСБ, ПС ФСБ России и других государственных органов, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства